Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечственной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:36, реферат

Краткое описание

Военный период явился жесточайшим испытанием жизнеспособности транспортной системы СССР. Перед железнодорожниками встала труднейшая задача — подчинить организацию перевозок потребностям фронта. Железные дороги осуществляли мобилизационные перевозки из пунктов сбора в воинские части и по сосредоточению войск, а также по эвакуации населения и предприятий в тыловые районы страны.

Оглавление

1.Введение. Роль железнодорожного транспорта на начальном этапе ВОВ………………………………………………………………………….3
2. Железнодорожный транспорт в год коренного перелома войны…….6
3. Вклад железнодорожников Транссиба в победу над фашисткой Германией…………………………………………………………………..9
4. Цели и задачи железнодорожников на завершающем этапе войны…11
5. Заключение………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

История жд транспорта.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

  Перенос срока  наступления позволил железнодорожникам  полностью обеспечить фронты  необходимым пополнением. Темпы  перевозок увеличивались с каждым  днем. Если 19 июня по станции Смоленск прием эшелонов составил 327 вагонов, то в последующие дни возрос до 760- 780 вагонов в сутки. Железнодорожники практиковали массовое отправление составов друг за другом, применялось одностороннее движение − только в сторону фронта, порожняк отгоняли в свободные тупики. Особое внимание придавалось соблюдению маскировки.  «Немцы могли увидеть только то, что мы хотели им показать,− вспоминал о периоде подготовки Белорусской операции маршал К.К. Рокоссовский,− части сосредотачивались и перегруппировывались ночью, а днем от фронта в тыл шли железнодорожные эшелоны с макетами танков и орудий. Во многих местах наводили ложные переправы, прокладывали для видимости дороги». В результате гигантской работы железнодорожников Красная Армия получила все необходимое для наступления в Белоруссии. В частности,  для наступления на 700-километровом участке была сосредоточена мощная группировка, включавшая в себя 40% личного состава действующей армии, 49% орудий и минометов, 77% танков и самоходно-артиллерийских установок.

  Кроме Белорусской  операции в 1944 г. Красная Армия  провела еще целый ряд успешных  наступательных операций. Для обеспечения  двух операций 1944 г. − Львовско-Сандомирской  и Ясско-Кишиневской − на фронт  было доставлено 240 тыс. вагонов с боевой техникой, продовольствием и боеприпасами. В 1944 г. объем воинских перевозок достиг наивысших показателей за всю войну− 5718916 вагонов, или 126589 поездов.

  На заключительном  этапе войны НКПС и дороги  продолжали совершенствовать систему регулирования вагонного парка и качество диспетчерского командования движением поездов. В службах движения дорог было введено суточное планирование поездной и грузовой работы.

                                                           13

В НКПС установили непрерывный контроль за образованием грузопотоков. Интенсивность эксплуатации  железных дорог СССР увеличивалась. Общий объем воинских перевозок по железным дорогам составил за 1944 г. и первую половину 1945 г. 8884200 вагонов.

  

                                            

 

 

 

                                               Заключение

 

  Железнодорожный транспорт СССР, преодолев все трудности военных лет, справился со своими задачами, осуществив невиданный в истории войн объем перевозок. В годы войны общий объем воинских перевозок составил 19,7 млн вагонов (443213 поездов). Железнодорожники обеспечили первоочередные нужды не только фронта, но и тыла. Народнохозяйственные перевозки в 1941-1945 гг. составили 67 млн вагонов. Усилению перевозочной деятельности железных дорог во многом способствовала достигнутая в дни войны жесткая централизация управления железнодорожным транспортом.

  Работа железнодорожников  получила высокую оценку ГКО,  Ставки Верховного Главнокомандующего, СНК СССР. В годы войны 127 работникам железнодорожного транспорта было присвоено звание Героя Социалистического труда. Более 63 тыс. военных и гражданских железнодорожников были награждены орденами и медалями.

  Высокую оценку  советскому железнодорожному транспорту  в 1941-1945 гг. дали союзники СССР по антигитлеровской коалиции: «Следует отметить отличное использование русскими железных дорог. С помощью железных дорог русские осуществляли стратегическое сосредоточение и переброску одной или нескольких армий в невероятно короткие сроки. Несовершенная железнодорожная сеть европейской части России не часто давала возможность для подобных операций, но как только появлялась возможность, она полностью использовалась. Использовались все средства, даже те, которые носили явный признак импровизации: непрерывный поток эшелонов… эшелоны, следующие на расстоянии зрительной связи друг от друга, движение в одном направлении по всем колеям.… Используя железнодорожный транспорт, русским удавалось ошеломить немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом».

                                                       1

 

 

 

                                                                 Литература

 

  1. А.В. Гайдамакин, И.И. Галиев, В.А. Четвергова «История железнодорожного транспорта России» Омск, 2002 г.
  2. В.П. Калиничев «Великий Сибирский путь» Москва Транспорт,1991 г.
  3. Н.Е. Аксененко, Б.М. Лапидус, А.С. Мишарин «Железные дороги России от реформы к реформе» Москва Транспорт, 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                            15

 

 


Информация о работе Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечственной войны