Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:55, реферат
Социально-Экономическое и внутриполитическое положение в Советском Союзе в середине 1980-х годов было довольно неоднозначным. С одной стороны, СССР продолжал удерживать высокий статус одной из двух мировых «сверхдержав», обладал очень большим потенциалом, советская экономика по своей общей величине являлась второй в мире, удерживались лидирующие позиции в военной, производственной, сельскохозяйственной сферах.С другой стороны, внутренние проблемы во многих важных сферах жизни советского общества постепенно, но неуклонно возрастали и к середине 1980х гг. приобрели уже достаточно широкие масштабы: низкий уровень ресурсосбережения в производстве и сельском хозяйстве, снижение экспорта нефти, рост социальной апатии, вызванный снижением жизненного уровня основной части населения, увеличение дефицита промышленных и продовольственных товаров, падение уровня производительности труда, усиление антисоциальных проявлений (пьянство, преступность, тунеядство).
1. Введение
2. Новый курс М.С.Горбачева. Апрельские перемены
3. Перестройка политической системы и экономические новации
4. Распад СССР и его последствия
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Томский Государственный Педагогический Университет
Реферат
по предмету Отечественная история
Перестройка: Замыслы и реальность (1985-1991 гг)
Выполнила: студентка ФЭУ, группа 91Ю
????
Томск-2010г.
План
1. Введение
Социально-Экономическое и
Советская общественно-экономическая система окончательно ещё не исчерпала своего внутреннего потенциала, ещё могла определённый период времени продолжать своё существование. Однако к середине 1980-х гг. её основные социально-политические институты, базовые отрасли экономики фактически находились в стадии стагнации1, а некоторые – и в явном предкризисном состоянии. В отдельных сферах жизни советского общества отчётливо обозначились и возрастали кризисные проявления.
2. Новый курс
М.С.Горбачёва. Апрельские
11 марта 1985г. внеочередной Пленум ЦК КПСС избрал новым генеральным секретарём партии самого молодого члена Политбюро, 54-летнего М. С. Горбачёва.
С именем Горбачёва связаны
социально-экономические и
В своём первом выступлении в качестве генерального секретаря на мартовском Пленуме Михаил Горбачёв по традиции пообещал продолжить курс своего предшественника. Однако уже 23 апреля 1985г. на Пленуме ЦК КПСС он сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны».
Экономические преобразования намечалось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политики, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию уже имеющихся предприятий, но главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. По мнению авторов реформ, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза.
Особое внимание уделялось активизации «человеческого фактора», через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда.
Выступая на Пленуме, Михаил Горбачёв заявил: «Особенно актуален сегодня вопрос об укреплении порядка и дисциплины.… И здесь, прежде всего, нужно строже спрашивать с руководителей коллективов, которые несут персональную ответственность за дисциплину… каждый должен заниматься своим делом, добросовестно выполнять свои прямые обязанности». Все преобразования, разумеется, должны были осуществляться в рамках социализма.
Одним из первых шагов, направленных на достижение поставленных целей, стали постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и закон «О госприёмке».
В течение 1985-1986 гг. производство алкогольных напитков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988г. около 67 млрд. руб. Повсеместно резко выросло самогоноварение. В конце концов, в 1988 г. антиалкогольная компания провалилась.
На основании Закона «О госприёмке» были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987г. такие службы уже действовали практически на всех крупных промышленных предприятиях СССР.
Развернувшаяся компания открывала дорогу для чистки аппарата, замены кадров и укрепления власти новой команды. Заявив о курсе на обновление, она уже и дальше должна была идеологически подпитывать сама себя, параллельно заменяя кадры.
У большинства партийно-
В сентябре 1985 Председателем Совета министров был назначен Николай Иванович Рыжков4. Министром иностранных дел стал Эдуард Амросиевич Шеварднадзе5. К началу 1987 г. было заменено 70% членов политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. От политической деятельности были отстранены Г. Романов, В. Гришин, В. Щербицкий, Д. Кунаев, Г. Алиев. В феврале 1986г. был смещён со своего поста 1 секретарь Московского горкома КПСС В. Гришин. На его место был назначен 1 секретарь Свердловского горкома КПСС Борис Николаевич Ельцин6. Всего за 1 год он сместил почти всех работников партийного аппарата, бывших опорой прежнего руководителя.
В феврале 1986г. состоялся XXVII съезд КПСС, который изменил Программу партии. Вместо устаревших положений о построении коммуникации был провозглашён курс на совершенствование социализма. Партия обещала удвоить к 2000г. экономический потенциал страны, а также предоставить каждой семье отдельную квартиру.
Съезд одобрил Закон «О трудовых коллективах», предусматривавший создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, которые наделялись правом избирать руководителей, регулировать заработанную плату и отчисления на социальные нужды. На практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятельность администрации оказалась парализованной.
После XXVII съезда Михаил Горбачёв стал сравнивать начатые преобразования с революцией. На встрече с партийным активом Хабаровска летом 1986г. он прямо заявил: «Я бы поставил знак равенства между словами перестройка и революция». «Разумеется, Советскую власть мы менять не собираемся, от её принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причём такие, которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее».7
В 1987г. Михаил Горбачев провозгласил политику «гласности». Средствам массовой информации было позволено начать широкую компанию критики существующего общества и его истории под лозунгом «возвращения к ленинским нормам». Журналисты сначала робко, а затем всё интенсивней стали критиковать историю советского государства. К 1988г. произошёл буквально взрыв интереса к прошлому страны. Однако открытый «антисталинизм» незаметно перерастал в отрицание опыта и достижения народа за весь советский период, породив у значительной части общества ощущение тупика, в котором оказалась страна.
3. Перестройка
политической системы и
Первый год перестройки дал
некоторые положительные
Горбачев объяснял образование
бюджетного дефицита: просчетами прежнего
руководства и недооценкой
Вскоре после начала перестроечных изменений стало ясно, что меры принимаемые руководством партии и страны, недостаточны, ими нельзя заставить работать изжившую себя систему. В определенной мере это нашло признание в речи М. С. Горбачева на январском пленуме ЦК КПСС 1987 г.: «...мы видим, что изменения к лучшему происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше. Чем больше мы углубляемся в работу по перестройке, тем яснее становятся ее масштабность и значение, выявляются все новые нерешенные проблемы, оставшиеся в наследие от прошлого».9
Было принято решение пойти на серьезные изменения в политическом строе страны. На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», «совершенствования советской избирательной системы», выборов руководителей разных рангов на альтернативной основе. Отмечалась также необходимость «разработки правовых актов, гарантирующих гласность», выдвижения на руководящую работу беспартийных. Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX Всесоюзной партийной конференции, летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Тем не менее, подавляющее большинство делегатов было вынуждено признать кризисное состояние страны, необходимость проведения дальнейших реформ.
1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборе народных депутатов СССР».
Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.
Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели целый ряд серьезных недостатков. Противоречили принципам демократии избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций, нарушалось положение: «один избиратель - один голос». Теперь руководители и активисты общественных организаций могли иметь несколько голосов на выборах, то есть проголосовать как граждане-избиратели, а также как члены общественных организаций и творческих союзов. Депутаты оказывались в неравном положении: одни прошли всенародные выборы в упорной борьбе со своими соперниками, другие получили мандат депутата от тех или иных организаций. Например, «красная сотня» - 100 депутатов от КПСС - была избрана на пленуме ЦК партии в январе 1989 г.
Большое количество депутатов, два органа - Съезд и Верховный Совет - все это делало структуру высших органов государственной власти громоздкой, неуклюжей и неэффективной. Подобная структура была создана специально, с тем, чтобы руководству легче было манипулировать депутатами, чтобы при необходимости блокировать деятельность демократически настроенных депутатов, прежде всего голосами тех, кто получил мандаты от общественных организаций.
Несмотря на недостатки новых законов, положенная ими политическая реформа явилась значительным шагом вперед на пути к освобождению советского народа от тоталитаризма, путем однопартийной системы, от формальных выборов без выбора, в которых участвовал один кандидат, предложенный коммунистической партией.
В январе-марте
1989 г. в стране проходила