Язычество восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лежит в самой формулировке темы работы. История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в 21 веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему я считаю, что данная тема может быть достаточно актуальной.

Оглавление

Введение 2
История славян 2
Славянская религия 6
Вселенная древних славян 8
Периодизация развития славянского язычества 9
Заключение 10
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

язычество восточных славян.docx

— 34.55 Кб (Скачать)

Вселенная древних славян

 

Славяне делили мир на три  яруса. Верхний ярус - небо, мир богов. Средний ярус - мир людей. Нижний, подземный ярус - мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал  в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озера и моря.

 

Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нем - в мире людей, а ветви - в небе. По мнению ученых, у славян мировым древом был дуб. С образом дерева связывают  букву "Ж"

 

Солнце, двигаясь вокруг мира людей по своему пути ("путь Хорса"), посещает и небо, и подземное царство (ночное Солнце). Особое место занимают моменты восхода и захода Солнца (образы вечерней и утренней Зари).

 

Славяне выделяли четыре или  восемь сторон света. Наиболее значимыми  были запад, как ориентация тела усопшего в могиле, и северо-восток, как  ориентация храмов на точку восхода  солнца в день летнего солнцестояния.

 

Элементом, связующим вселенную, для славян был огонь. Его использовали при принесении жертв, на похоронах, на праздниках, в охранительных целях  и т.д. Огонь был символом вечности. Персонификацией огня был Сварог. Исследователи называют Сварога богом вселенной. Арабские авторы называют славян и русов огнепоклонниками.

 

Считается, что у славян были представления о "рае", который  в восточнославянском фольклоре  называется Ирий (Вырий), это место связано с Солнцем и птицами, находится на юге или под землей (под водой, в колодце). Туда переселяются души усопших. Также имеются представления об острове Буяне, также отождествляемым с потусторонним миром. В средневековом Новгороде существовало представление о том, что рая можно достичь по морю, и что якобы один из новгородцев сделал это, отправившись на восток.

 

Происхождение людей восточные  славяне связывают с Дажьбогом, сыном Сварога. Все славяне верили в жизнь после смерти, верили в бессмертие. Считалось, что после сожжения, душа умершего попадала в рай. По мнению некоторых исследователей, славяне верили в реинкарнацию.

Периодизация развития славянского  язычества

 

Б.А. Рыбаков составил свою периодизацию славянского язычества, она включает в себя три стадии.

 

1-я стадия. Люди живут  в каменном веке, воюют палицами  и камнями, знают лишь групповой  брак и до появления Сваpога, очевидно, не знают единого бога. В то время существовал лунный календарь.

 

2-я стадия. Эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сваpог. Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь (сожжение) за нарушение ее.

 

3-я стадия. Эра Дажьбога. Установилось классовое общество, люди начали платить дань царям. И, по всей вероятности, в это время в связи с культом Солнца старый счет по лунным месяцам был заменен солнечным календарём из 12 месяцев.

 

Данная периодизация не совсем точно отражает летописный текст, так  как в нём идет речь о двух периодах - до и после правлений Сварога и Дажьбога. Первый период характеризуется матриархальными порядками, лунным календарем и каменными орудиями труда. Второй - патриархатом, солнечным календарем, металлическим оружием, наличием княжеской власти и верой в богов.

 

В данной работе я не считаю целесообразным представлять иные взгляды  на периодизацию, так как это тема отдельной работы. Стоит заметить, что взглядов на это предостаточно: каждый историк пытался составить  свою периодизацию. Поэтому судить о достоверности систем Рыбакова достаточно сложно.

 

язычество славянский религия мифология

Заключение

 

С течением веков славянское язычество все более становилось  выражением народного мировосприятия. Язычество удержалось в деревне и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура XVIII - XIX вв. традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством. В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством.

 

Для изучения истории России, на мой взгляд, необходимо обратиться к истокам - к религии древних  славян. Это - неисчерпаемый кладезь  народной мудрости, который нам завещали предки. Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его  архаичной языческой подосновы. Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и  путь к пониманию культуры народа.

 

История государства неоднородна  и складывается она не только из решений правителей и военных  действий, история страны - это прежде всего его народ, который напрямую связан с религией. Без неё трудно представить существование полноценного государства: все мы прекрасно помним СССР. Вот почему изучение архаических истоков культуры так важно при изучении истории и культуры страны.

Список используемой литературы

 

Славянская мифология: Энциклопедический  словарь. А-Я. М., 1995

 

Васильев М.А. Язычество  восточных славян накануне крещения Руси М., Индрик. 1999

 

Вуйцицкая У. Из истории русской культуры: Языческое наследие в традиционной культуре. 2002

 

Толстой Н.И. Очерки славянского  язычества. М., Индрик. 2003

 

Рыбаков Б.А. Язычество древних  славян. М., Наука. 1981

 

Культура варварской Европы: типология мифологических образов (диссертация Алексея Фанталова)


Информация о работе Язычество восточных славян