Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:33, реферат
Данная тема является актуальной, поскольку язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными и порой непонятными обрядами, не только забытыми, извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и бескрайними просторами, окружавшими древних охотников и первопроходцев славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир понятнее.
Целью данной работы является ознакомление с языческими верованиями, бытом и жизнью древних славян.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Язычество древних славян…………………….……………….5
I. Мир в представлениях древних славян……………………………….7
II. Обряд погребения …………………………………………………….9
III. Жречество…………………………………………………………….10
IV. Пантеон языческих богов……………………………………………11
Глава 2. Влияние язычества на культуру и быт древних славян……...13
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы…………………
Славянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые два столетия ее формирования, когда культ Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской Руси.
Особую роль здесь сыграло жреческое сословие
древней Руси. Общим названием жрецов
было «волхвы» или «волшебники». В составе
всего жреческого сословия было много
различных разрядов. Известны «волхвы-облакопрогонители»,
которые должны были предсказывать и своими
магическими действиями создавать необходимую
людям погоду. Были «волхвы-целители»,
лечившие людей средствами народной медицины,
«волхвы-хранильники», руководившие сложным
делом изготовления разного рода амулетов-оберегов
и, очевидно, орнаментальных символических
композиций. Творчество этой категории
волхвов могут изучать как археологи по
многочисленным древним украшениям, служившим
одновременно и оберегами, так и этнографы
по пережиточным сюжетам вышивки с богиней
Макошью, молитвенно обращающейся к небу,
богинями весны, едущими на конях «с золотой
сохой» и многочисленными символическими
узорами. Интереснейший разряд волхвов
составляли «волхвы-кощунники», сказители
«кощюн» - мифов, хранители древних преданий
и эпических сказаний. Сказителей называли
также «баянами», «обаятелями», что связано
с глаголом «баять» - рассказывать, петь,
заклинать. Кроме «волхвов-ведунов», существовали
и женщины-колдуньи, ведьмы, чаровницы,
«потворы».
Около полутора столетий Киевская Русь
была государством с языческой системой,
нередко противостоящей проникновению
христианства. В эпоху Святослава, в связи
с войнами с Византией, христианство стало
гонимой религией, а язычество было реформировано
и противопоставлено проникавшему на
Русь христианству. Действительность
требовала какого-то упорядочения первобытной
языческой религии с её племенными культами
и приведения её в соответствие с новым
уровнем государственной жизни.
К концу X века, в результате реформ, на
Руси складывается пантеон Владимира,
где языческие божества были расставлены
в порядке их старшенства и каждому из
них были условно противопоставлены античные
боги и христианские святые:
Перун. Глава княжеского пантеона, русский
Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое
место в условиях военных походов на Балканы
в IV веке и в процессе создания государственности
Киевской Руси в
IX - X веках, как покровитель воинов, оружия,
войн. После христианизации уподоблен
пророку Илье.
Стрибог - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.
Дажьбог - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
Макошь. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».
Семаргл. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
Хорс. Божество солнечного светила. Представлял
собою некое неотделимое дополнение к
образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса
связаны ритуальные «хороводы» и русское
наречие «солнечно». Отношение Хорса к
Дажьбогу можно определить аналогией
с Гелиосом и Аполлоном у греков.
В итоге появляются
как бы три разряда богов: на первом месте
стоит общегосударственный княжеский
бог Перун, воспринимаемый не только как
бог грозы, но и как бог оружия, воинов
и князей. Второй разряд составляют древние
божества неба, земли и «белого света»
- Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд
попадают божества дополнительного характера
- Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл -
Макошь.
Глава 2. Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.
Культура Руси
складывалась с самого начала как синтетическая,
находящаяся под влиянием различных культурных
направлений, стилей,
традиций. Одновременно Русь не просто
копировала чужие влияния и заимствовала
их, но применяла к своим культурным традициям,
к своему народному опыту, пониманию окружающего
мира, своему представлению о культуре.
Язычникам
были известны многие виды искусств. Они
занимались живописью, скульптурой, музыкой,
развивали ремёсла. Здесь важную роль
в изучении культуры и быта играют археологические
исследования.
Раскопки на территориях древних городов
показывают всё разнообразие быта в городской
жизни. Множество найденных кладов и вскрытые
могильники донесли до нас предметы домашней
утвари и ювелирные украшения. Обилие
женских украшений в найденных кладах,
сделало доступным изучение ремёсел. На
диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры
отразили свои представления о мире, с
помощью витиеватого растительного орнамента
они могли рассказать о «Кащеевой смерти»,
о смене времён года, о жизни языческих
богов. Неведомые звери, русалки, грифоны
и семарглы занимали воображение тогдашних
художников.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческое божество, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:
Праздник первых ростков - 2 мая.
Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
Ярилин день - 4 июня.
Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
Праздник Купала - 24 июня.
Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
Праздник Перуна - 20 июля.
Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
«Зажинки», окончание жатвы - 7 августа.
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминания предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Многочисленные праздники, коляды, игрища,
святки скрашивали быт древнего славянина.
Многие их этих обрядов живы в народе и
по сей день, особенно в северных областях
России, именно там христианство приживалось
дольше и труднее, на севере особенно сильны
языческие традиции, что привлекает повышенное
внимание со стороны этнографов.
Заключение
Безусловно, «язычество древних славян» - многослойная, сложная, имеющая обширное поле для изучения тема. С одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, с другой - явно и полнокровно проявляется в русском фольклоре и традициях, доживших до наших дней.
Народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное наследие наших предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл. Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа, познание его культуры и всех видов народного творчества невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы. Изучение древнерусского язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.
Языческая вера наших предков - это традиционная
народная культура, родовая система верований,
комплекс мировоззрений, направленных
на гармоничное развитие человека в природе,
приобретение им необходимых способностей,
используемых на благо своего рода. Возможно,
именно этого не хватает современному
обществу, которое редко задумывается
о своём разрушительном отношении к организму
планеты и собственному на ней существованию.
Список используемой литературы
1) Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова
Н.А. Народы нашей страны в "Истории"
Геродота. М., 1982.
2) Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.
М., 1987.
3) Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История
России с древнейших времён до конца 17
века. М., 1996.
4) Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв.
М., 1982.
5) Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003