Язычество древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Краткое описание

Данная тема является актуальной, поскольку язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными и порой непонятными обрядами, не только забытыми, извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и бескрайними просторами, окружавшими древних охотников и первопроходцев славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир понятнее.
Целью данной работы является ознакомление с языческими верованиями, бытом и жизнью древних славян.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Язычество древних славян…………………….……………….5
I. Мир в представлениях древних славян……………………………….7
II. Обряд погребения …………………………………………………….9
III. Жречество…………………………………………………………….10
IV. Пантеон языческих богов……………………………………………11
Глава 2. Влияние язычества на культуру и быт древних славян……...13
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Реферат Язычество древних славян.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
      1. Жречество
 

       Славянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые два столетия ее формирования, когда культ Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской Руси. 

        Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было «волхвы» или «волшебники». В составе всего жреческого сословия было много различных разрядов. Известны «волхвы-облакопрогонители», которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были «волхвы-целители», лечившие людей средствами народной медицины, «волхвы-хранильники», руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчество этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях «с золотой сохой» и многочисленными символическими узорами. Интереснейший разряд волхвов составляли «волхвы-кощунники», сказители «кощюн» - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также «баянами», «обаятелями», что связано с глаголом «баять» - рассказывать, петь, заклинать. Кроме «волхвов-ведунов», существовали и женщины-колдуньи, ведьмы, чаровницы, «потворы».  

      1. Пантеон языческих  богов
 

        Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни. 
К концу X века, в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшенства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые:

        Перун. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в IV веке и в процессе создания государственности Киевской Руси в 
IX - X веках, как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье. 

         Стрибог - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

        Дажьбог - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами. 

         Макошь. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».

         Семаргл. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

        Хорс. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «солнечно». Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков. 
         В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белого света» - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера - Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь.
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.

 
         Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, 
традиций. Одновременно Русь не просто копировала чужие влияния и заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о культуре. 
         Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования. 
Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о жизни языческих богов. Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

         Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь.

        К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческое божество, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

        Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:

Праздник первых ростков - 2 мая.

Моления о дожде - с 20 по 30 мая.

Ярилин  день - 4 июня.

Моления о дожде - с 11 по 20 июня.

Праздник  Купала - 24 июня.

Моления о дожде - с 4 по 6 июля. 

Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.

Моления о дожде - с 15 по 18 июля.

Праздник  Перуна - 20 июля.

Начало  жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.

«Зажинки», окончание жатвы - 7 августа.

        Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминания предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

        Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов. 
 

                                        Заключение 

        Безусловно, «язычество древних славян» - многослойная, сложная, имеющая обширное поле для изучения тема. С одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, с другой - явно и полнокровно проявляется в русском фольклоре и традициях, доживших до наших дней.

        Народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное наследие наших предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл. Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа, познание его культуры и всех видов народного творчества невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы. Изучение древнерусского язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

        Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, которое редко задумывается о своём разрушительном отношении к организму планеты и собственному на ней существованию. 

        

     

                           

                        Список используемой литературы   

      
1) Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982. 
2) Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987. 
3) Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца 17 века. М., 1996. 
4) Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982. 

5) Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003

Информация о работе Язычество древних славян