Язычество древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 07:31, реферат

Краткое описание

Славяне – самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность – почти 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах – от Балтийского полуострова до Балтийского моря, от Эльбы до Тихого океана.

Файлы: 1 файл

Языческая культура древних словян.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Без сомнения это  лишь небольшая часть языческих  богов, которым поклонялись древние  славяне, но куль языческих богов  и их идолов были уничтожены с принятием  христианства славянскими народами.   
 
 
 
 

3 Древнеславянская  магия. Институт языческих волхвов.

По мнению известного ученого-историка XIX века профессора М.Забелина, во времена язычества магия и  чародейство являлись для славян обычным делом. Многие жрецы умели  предсказывать будущее, врачевали  болезни, насылали на людей порчу и снимали ее, лечили скот, вызывали стихии и даже могли с помощью заговоров превращать людей в животных. В старинной былине о Вольге Всеславьевиче отец отдал молодого Вольгу в учение к волхвам, где тот приобрел умение оборачиваться буйным туром, а в случае надобности и горностаем, и волком, и соколом. В повседневной жизни очень важно было то, что жрецы-язычники знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а служение идолам -- волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства.

При широком  и повсеместном распространении  на Руси христианства на язычников  начались гонения. Поэтому большинство  чародеев-идолопоклонников были вынуждены бежать в иные земли или скрываться. Например, в одной из старинных былин про Илью Муромца прямо сказано: злой Соловей-разбойник был беглым языческим жрецом, нашедшим убежище в глухих лесах.  

Христианские  пастыри охотно давали полезные житейские советы, отпускали грехи, иногда врачевали больных. Но когда дело касалось судьбы человека, они говорили, что все в воле Господа! Поэтому религия, проповедующая христианские добродетели, во многом не удовлетворяла новообращенных славян. Например, желая погадать, что ждет их в будущем или преследуя корыстные цели, они по старой привычке предпочитали обращаться к волхвам. Ну а те не скупились на предсказания, заговоры и различные магические действа, о которых просили «клиенты». При этом волхвы преследовали и «стратегическую» цель: поддержать в народе былое уважение к угасающей языческой вере. Именно тогда на Руси повсеместно укрепилось убеждение в силе чар волхвов и возможности с помощью духов и незримых сил творить различные чудеса.

Однако ничто  не вечно в этом мире. Постепенно старые жрецы, обладавшие всей полнотой магических знаний, начали вымирать. По свидетельствам некоторых исторических источников, среди населения многие сетовали, что скоро почти не останется тех, кто обладал таким могуществом, какое даже не снилось учителям новой веры. Но, как известно, спрос рождает предложение. Вскоре новым христианам, которые еще недавно были язычниками, свои услуги стали предлагать люди, утверждавшие, что они владеют секретами волхования. В подавляющем большинстве это были всего лишь ловкие мошенники и проходимцы. Но наряду с ними действительно встречались отдельные личности, успешно перенявшие у волхвов их тайные знания.

Волхвы - особый класс людей, пользовавшийся большим  влиянием в древности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его В. или мудрецы могли представлять собою разные степени "мудрости" - от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. - древний Восток, В. или маги являются в качестве особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев.

     По  В. Далю: «Волхв, волх (стар.) — мудрец, звездочет, астролог: «Волховать, волошить»  — «волшебничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать, напускать, шептать»

    По  определению В. Н.Татищева, волхв  «иногда то самое значит, что  ныне философ или мудрец»; кроме  того, разумеется  какие-либо действа  или провещания через Дьявола  произносят, о каковых яко в Библии, тако в светских историях довольно прикладов находится». Ворожба, считает В.Н.Татищев, «есть простая или глупая, другая злостная и паче безумная, но обоих начало суеверство»

Волхв ~ кудесник,  обладающий многообразными знаниями и  способностями: он знает прошлое и будущее, властен над стихиями («снимает» Луну), «портит», насылает несчастья и болезни или, напротив, оберегает, избавляет от порчи и колдовства. Приблизительно так же характеризуется и волхитка. 

       В заговорах волхв, волхвица  — обычно источники опасного влияния и 

перечисляются среди тех наделяемых сверхъестественными  способностями  людей, от которых  ограждаются .

     Из  Восточной Сибири сообщали, что  накануне Крещения, оберегая скот  от волхитки, крестьяне писали  мелом «кресты» на дверях скотских дворов. «В Великий четверг крестьяне запирают свой скот и тщательно берегут его от волхидов. Несмотря на эти предосторожности, последние все-таки часто, будучи невидимы, успевают остричь лоб у овцы или подоить чужую корову, отчего скотина портится» «Волхвы приходят на Чистый четверг, на Егорий, на Ивана, на Пасху» «Волхида, то есть человека, умеющего наговаривать, знают далеко в окрестности и часто приезжают к нему по делу из дальних местностей. Обыкновенно волхидов недолюбливают и побаиваются, но 

Волхв — одно из древнейших названий кудесника, «сильного» ведуна.  Напомним, что, согласно Святому  Писанию, волхвы приносят дары младенцу Христу; в то же время Симои-волхв ~ антитеза Спасителю. В летописи волхв  — провидец, предсказывающий гибель князю Олегу: «Под 912 годом летописец рассказывает о чудесной смерти Олега по предсказание волхва и замечает: „се же есть дивно, яко от волхования сбывается чародейство"»

    Наделяемые  многообразными способностями волхвы, кудесники (возможно, своеобразные жрецы языческих божеств, хранители тайных знаний, гадатели) были «колдунами особого ранга», влиявшими на государственный и общинный быт. «Волхвы в особенности обладали тайнами воды, так же как и растительности. По суеверию народному, они чародействовали не только над водой, но в реках. Грамотные предки наши даже в XVII в. рассказывали с полной верой -- старую легенду, как будто бы старший сын мифического Словена назывался Волхом, чародействовал в р. Волхове, и залегал водный путь тем,  вторые ему не поклонялись. Далее, волхвы могли приводить в движение воздух, давать волшебное, чародейское направление ветрам, ведунством своим  по  ветру лихо насылали...».  В некоторых случаях как волхвы воспринимались и князья. Так, считали. что князя Всеслава Полоцкого мать «родила от волхвования» и волхва навязали ему на голову науз (волшебный узел), наделив князя сверхъестественными способностями (к оборотничеству и т.п.)

Образ князя-волхва, предводителя дружины, всесильного  колдуна, оборотня нашел отражение  в былинах. В былине о Вольге (Волхе) Всеславьевиче он. воин, богатырь, оборачивается то щукой, то волком, то птицей. 

    Волхвы, кудесники еще длительное время  после принятия христианства  имели влияние на народ. В  XI—XII вв. на Руси вспыхивали восстания  под предводительством волхвов, в том числе вызванные теми или иными стихийными бедствиями, причины которых, по убеждению народа, могли прозреть и устранить волхвы. 

    Под  1024 г. в летописи рассказывается  о появлении во время голода  волхвов в Суздале «по дьяволю наущенью и беснованыо», которые избивали стариков, державших, по их словам, урожай. Князь Ярослав казнил их, говоря, что Бог за грехи наводит бедствия, «а человек не весть ничтоже». Под 4071 г» содержится целый ряд рассказов о волхвах. «Волхв прельщен бесам, пришел в Киев, пророчествуя, что Днепр потечет вверх, а Русь поменяется местами с Грецией» Невегласы (невежды. ) послушали его, а верные смеялись: 

     „Бес  тобою играет на пагубу тебе". И, действительно, в одну ночь  он пропал без вести...»  По  Уставу святого Владимира церковь преследовала всякие виды волшебства, «хотя и не смертною казиию; иногда, впрочем, она даже брала их (волхвов. ) под свою защиту (Серапион Владимирский). Их более преследовала светская власть за совершение уголовных дел и за возмущение народа» .Постепенно роль «волхвов и кудесников» становится менее значимой (все более сосредоточиваясь в сфере частной жизни), однако историко-литературные памятники продолжают упоминать о волхвах вплоть до XVIII в. 

     Волхв  — название кудесника,  употребляемое в летописях, в книжной, письменной речи, является также народным, распространенным во многих районах России. В то же время это название сохраняет оттенок некоторой торжественности, загадочности, связывается с особыми, «книжными» способами колдовства, с «волхованием по книгам волховным», с колдовскими «словами-волховами»: «Как на то была старушка догадлива, хватала свою книгу волховную. А смотрела, волховала в книге волховйой» . Волхв, волховит обозначает «сильного», овеянного ореолом летописной таинственности колдуна я часто звучит не в обыденной, а в ритуализованной, оформленной по опреде-ленным правилам речи — в приговорах, заговорах, а также в былинах. 

На Руси основным чувством, которое население испытывало к волхвам, был страх! Тайные знания и умения волхвов всегда были притягательны, но страх все же пересиливал. Видимо, поэтому на Руси, в отличие от большинства западных стран, не могла возникнуть и оформиться так называемая колдовская служба, призванная оказывать государям тайные оккультные и магические услуги, к которым относили астрологию и чародейство.  

-- Чур меня, чур! -- истово крестились на Руси  только при упоминании о чародеях, но в повседневной жизни все  же прибегали к их услугам.  

Иоанн Васильевич IV, прозванный Грозным, очень интересовался волхованием. Специально по его указу для личной царской библиотеки неизвестные авторы перевели или написали книгу «Повесть о волховании». В ней утверждалось, что волхвов необходимо сжигать в очистительном огне. Однако Грозный рассудил иначе: как сырая земля принимает огонь молнии небесной, так и злостного волхва нужно предавать казни, закапывая по грудь в землю, пока из него не выйдет все злое ведовство.   

Естественно, сколь  долго оно должно выходить, никто  толком не знал. Менее виновных в «ворожбе и чародействе» держали в заключении в дальних монастырях на покаянии или отправляли в ссылку. 

Тем не менее  царь упорно держал при себе Бомелия, тайного мага и отравителя. Причем вполне вероятно, что Грозный сам  пал жертвой яда: при вскрытии гробницы Иоанна IV в его останках обнаружены отложения ртути, как и в его любимом синем стеклянном кубке, стоявшем в саркофаге.  

Впрочем, зря  государи доверяли заезжим иностранцам. Наши волхвы оказывались сильнее, да к тому же были отменными травниками и «водниками». Теперь наука подтвердила важность и действенность фитотерапии и возможности «заряжать» воду, изменяя строение ее молекул и придавая жидкости новые, необычные свойства. 
 
 
 
 

     4 Языческие черты  в русской    национальной культуре. 

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. 

Даже в наше время не трудно разглядеть языческие  черты в русской национальной культуре.

Если рассмотреть  праздники которые  мы отмечаем сейчас, то все корни уходят прямо в язычество древних славян.

 

Новый год-это самый главный и маштабный праздник Россиян, но и для славян он являлся главным зимним праздником-началом нового земледельческого года. После принятия христианства у славянских народов этот праздник совпадал с праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая: в это время самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того  света и угрожало всему мирозданию. Поэтому на святки были «святые вечера», и во время праздников по улицам ходили не только колядуюшие, но и ряжаные в образе чертей и прочих демонов. Этот обычай сохранился и по сей день. 

Масленица – самый веселый праздник можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей в честь древнего обрядового блюда- масляного блина. Масленица сопровождалась обильными пиршествами и гуляниями, наряжали и чучело, которое должно было воплощать Масленицу6 его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима.

У западных славян тоже  мастерили чучела, называли их именем Маара, Морена и т.п., они  воплощали не только зиму, но и смерть, которую выбрасывали за околицу, разрывали, сжигали, топили в воде. 
 

Иван  Купала – день летнего солнецеворота (22 июня) также был одним из главных праздников древних славян, который сохранился и по сей день.

В самую короткую ночь устраивали гулянья с купанием и прыжками через костры. Церковь запрещала праздновать Купалу: он считался бесовскими игрищами . Считалось, что травы в ночь на Купалу приобретают чудодейственную целебную силу, поэтому их собирали ведуньи. Даже спустя столько времени эти поверия живы и особенно в деревнях жители запасаются травой именно в это время. 

Информация о работе Язычество древних славян