Язычество древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 07:31, реферат

Краткое описание

Славяне – самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность – почти 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах – от Балтийского полуострова до Балтийского моря, от Эльбы до Тихого океана.

Файлы: 1 файл

Языческая культура древних словян.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Воинственные  славяне острова Рюген поклонялись  богу Свантевиту (или Святовиту). Саксон Грамматик, датский средневековый  хронист и писатель сообщал: "Этот бог имеет также на службе своей 300 отборных коней и столько же всадников, вся добыча которых, приобретенная войною или разбоем, состоит под надзором жреца. Помимо этого, есть у него (божества) конь белого цвета; святотатством считается выдернуть волос из гривы или хвоста его. Один лишь жрец имеет право ухаживать за ним и садится на него, дабы от частого пользования священный конь не утратил своей святости." (Славяне и скандинавы, 1986, 351). Перед походом жрецы Свантевита вонзали в землю шесть скрещенных копий. Верховный жрец выводил из храма коня бога и по тому, как он перепрыгивал копья, делался вывод, удачной или нет будет война.  

Как Саксон Грамматик описывает храм Свантевита и вид самого бога. "Снаружи храм украшался тщательно изготовленными скульптурами. Для входящих был открыт единственный вход. Само святилище заключено в две ограды. Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала завесами . Бороды были изображены обритыми, волосы остриженными . В деснице /идол/ держал рог для питья, исполненный из различных металлов, которые жрец ежегодно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию жидкости предсказать урожай грядущего года. Левая рука, упертая в бок, образовывала дугу . Ноги покоились на почве и основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда висели узда и седло и прочие "знаки власти" божества; чудодейственность его умножал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной работы. выделялись серебряной поверхностью"  

      Пантеон славянских богов

      Перун 

Перуна не без  оснований считают главным божеством  языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни  победы и ему приносят жертвы, желая  достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома.

В Весенней грозе  древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна.

Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним  из главных символов бога.

В мифах, быличках и легендах Перун часто является противником Змея Волоса (Велеса) с  которым он борется.

О борьбе Перуна со Змеем или мире: представителей двух противоположных миров, существовали не только славянские мифы, следы которых находят в поздних славянских сказаниях.

Перун тесно  связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново.

Согласно некоторым  легендам, молнии Перуна двоякого рода:

лилово-синие - «мертвые», разящие насмерть;

золотые - «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие.

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины  с седой, серебряной головой и  золотыми усами и бородой.

В народных легендах Перуна представляют в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома. А так же Перуна представляют себе в виде немолодого разгневанного мужчины с рыжей клубящейся бородой.

Рыжая борода - непременная черта Бога грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали Громовержца Тора в скандинавском пантеоне.

У Перуна точно  известно, что волосы были, как грозовая туча - черно-серебряные.

Колесница Перуна запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока - одна из птиц, посвященных Перуну, именно из-за своей окраски.

Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный  язык оно означает «Тот, кто сильнее  бьет», «разящий».

Перуна считали  учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Люди верят, что  Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным  животным Перуна.

Цветком Перуна считается голубой ирис (шесть  лилово-голубых лепестков, громовой знак).

Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они  имеют форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков»  обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь: чаще всего животную. 

                       Велес (Волос) 
 

Велес – сын  Рода, брат Хорса.

Покровитель домашнего  скота и богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников  и землепашцев…

Ему подчиняются  все низшие духи.

Велес женился  на Азовушке – духе Азовского моря, дочери Сварога и Матери Сва.

Волшебной обителью Велеса и Азовушке стал остров Буян.

В основном Велес  занимается земными делами, ведь его  почитают как владыку лесов, животных, бога поэзии и достатка. Он является лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави.

По ведическим учениям, после смерти людские души поднимаются по лунному лучу к  вратам Нави. Здесь души встречает  Велес.

Чистые души праведников отражаются от Луны и  уже по солнечному лучу идут к Солнцу – обители Всевышнего.

Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.

Так же Велес  является стражем и хранителем реки Смородины, Ра-реки и Черного камня.

Имя Велеса, по мнению многих исследователей, происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он является.

Так же, возможно, что слово «волхв» происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для  подражания своему божеству.

Велесу приносят в жертву быков, овец. Он воплощает  силу золота. Отсюда понятен смысл  клятвы Святослава:

«Если они предадут Перуна – пусть пожелтеют как  золото!» 

Перун и Велес  не просто соседствуют в клятвах, но и противостоят друг другу: первый - бог дружины, а второй - бог всей остальной (невоенной) Руси. В то время  как изображение Перуна находилось в верхней, княжеской части Киева, изваяние Велеса стояло внизу, на Подоле, у торговых пристаней.

Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом  сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огнь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь  молнии) и очень любит яичницу и молоко. Поэтому другое имя Велеса – Смок, Цмол. 

Есть основания  думать, что укрощенный, загнанный  в подземелье Велес стал «ответственным»  за земное плодородие и богатство. Он от части утратил свое чудовищное обличие, сделался более похожим  на человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку».

Велес обладает волшебными предметами, а именно у  Велеса есть волшебные гусли, и когда  он начинает на них играть, то все  вокруг забывают обо всем. А чудесной игре на волшебных гуслях Велес учился у самой Живы.

Святилища Велеса устраивают обычно в низинах и  оврагах или рощах.

Велесов день - Комоедицы, 24 марта.

В этот день медведь  просыпается и из берлоги выходит. Начинается новый год.

Комоедицами заканчивается  двухнедельное празднество новогоднее, с 9 марта отсчет… Хоронят зиму с ее метелями да морозным страхом, катятся огненные колеса с горы… В этот день зажигают новый огонь во всех домах, чистый огонь новой жизни… 
 

      Даждьбог  

Даждьбог был  у языческих славян богом Солнца.Имя  его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает - «дающий Бог», «податель всех благ». 

Славяне верят, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой  белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня. 

У Даждьбога величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. 

Сын Неба возит  чудесный щит на легкой колеснице, запряженной  четверкой белоснежных коней, начал  озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы. 

      Сварог 

Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин.

Об этом боге ходят довольно противоречивые сведенья. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба.

По легенде  Сварог бил по камню, который принесла русалка Рось, чтобы у нее родился  сын от Перуна. И, когда Сварог бил  по камню, то искры сыпались во все стороны, и из этих искр и родился Тарх – Дажьбог. Поэтому доподлинно неизвестно кто его настоящий отец Перун или Сварог.

Само имя бога связывают с санскритским «свар» - Небо, а так же Свет. 

Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем.

Сварог - хозяин и хранитель священного огня и  его творец.

Сварог так  же считается отцом бога Огня Семаргла и Стрибога, а так же всех своих  воинов Ратичей.

Сварог очень  способствовал развитию знаний.

Так же мы находим  сравнения Сварога с Гефестом (греч.). Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо.

Сварог установил  самые первые законы, по которым  каждому мужчине полагалось иметь  только одну женщину, а женщине одного мужчину. 

Самое большое  святилище Сварога находится в польском селении Радогост.Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом». 

      Хорс 

Славянский бог  Солнца - светила.

Сын Рода, брат Велеса.

Перед утром  Хорс отдыхает на острове Радости, а  потом в своей солнечной колеснице  выводит Солнце на небо.

Как и Перун, Хорс - повелитель молний, поэтому его  обычно представляют в образе златокудрого всадника, едущего по небу в колеснице  или просто скачущего на коне.

Культ солнца-светила  известен уже у земледельцев Энеолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне.

Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.

В «Повести временных  лет» рассказывается, что изображение  Хорса стояло в Киеве на холме  в числе главнейших богов.

А автор «Слова о полку Игореве» пишет, что Всеслав  Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу.

Культ Хорса  был настолько популярным, что  не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике «Хождение  Богородицы по мукам» встречаемся с  такой репликой:

«Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила».

То есть, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов.

Главная часть  празднеств, посвященных Хорсу, - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось  слово «хоровод», а так же «хорошуль» - круглый ритуальный пирог - курник. 
 

Информация о работе Язычество древних славян