Является ли Россия частью Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:26, сочинение

Краткое описание

Можно ли отнести Россию к Европе? Вопрос сложный и многогранный. Его можно рассматривать с разных точек зрения – географической, исторической, политической, религиозной, идеологической, культурной. И трудно ответить однозначно, существует множество мнений и теорий.

Файлы: 1 файл

Является ли Россия частью Европы.docx

— 22.34 Кб (Скачать)
 
 
 
 

               Эссе

                                               по истории на тему:

                    «Является ли Россия частью Европы?» 
 
 
 
 
 

Выполнил 

Студент группы 122

Селин Сергей Игоревич

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Можно ли отнести  Россию к Европе? Вопрос сложный  и многогранный. Его можно рассматривать  с разных точек зрения – географической, исторической, политической, религиозной, идеологической, культурной. И трудно ответить однозначно, существует множество мнений и теорий.

На мой взгляд, Россию всё же в большей степени можно отнести к Европе. Хотя, безусловно, у нашей страны свой самобытный путь, и с этим трудно спорить. Но если сузить вопрос до выбора между Европой и Азией, то восточного влияния всё таки меньше.

Географически вроде  бы большая часть страны – все, что к востоку от Урала, является Азией. Но изначально Русское государство  формировалось именно на нынешней европейской  его части, а Зауралье постепенно колонизировалось и осваивалось, расширяя территорию страны. Когда же в конце XIX века были проложены железные дороги, туда переехало несколько миллионов россиян, и Сибирь стала совсем русской.

Получается, что географически  мы - часть Европы, заселившая большой  Азиатский край и граничащая с Азией.

Посмотрим с религиозной  стороны. И здесь мы безусловно христианская страна. Это, естественно, никак не умаляет ни мусульман, ни буддистов, чьи великие религии тоже издавна являются частью российской панорамы, но думаю, что все согласятся со мной, что влияние, как ислама, так и буддизма на русскую культуру минимально. Религия пришла к нам из Европы. Но правда здесь есть оговорка. В Европе распространено в основном католичество или протестантизм. Византийское же христианство с самого раскола воспринималось европейцами как восточное, азиатское, лишенное возможности развития, отсюда общепринятое название - "ортодоксальное". Т. е. здесь мы от Европы отличаемся, но и к Азии это нас не сильно приближает, поскольку там христианства не прижилось ни в каком виде.

Поглядим на Историю. А история какая-то странная: мы изначально часть Европы, но как только у нас все начинает идти на лад, как что-то происходит, и нас снова отбрасывает в сторону.  

В самой ранней древнерусской  летописи "Повесть Временных Лет" написано, что первый русский князь - Рюрик - был варяжского племени "русь" и русские, устав от безначалия, пригласили его править в Новгород. Его потомки были в близких родственных отношениях с разными европейскими правителями, а Новгород был равнопраным членом Ганзейского Союза. Но в начале XIII века появляются татаро-монголы. И ситуация с ними на двести лет с небольшим лет скрывает Россию от Европы.

В конце XV века великий  князь Иван III, "собиратель земли  Русской" положил конец так  называемому "монголо-татарскому игу". Иван III был женат на византийской царевне Софье, племянницей последнего византийского императора. Карамзин пишет про него, что "раздрал завесу между Европой и нами". Именно с во время Ивана III, первого русского царя, Москва приняла на себя звание "Третьего Рима" - после Рима и Царьграда - другими словами, назвалась столицей христианского мира - Европы. И даже само слово "царь" происходит от слова "цезарь", то есть из Римской Империи.

И только было все  начало опять налаживаться, как опять  наступает катастрофа - Смутное Время.

Но вскоре приходит новая династия - Романовы, и еще через какое-то время Петр I начинает "рубить окно в Европу".  При этом его нужно было "рубить". Да и сама Европа толком не знала, как к нам относиться. Однако императрица Екатерина была уверена в 1767 году: "Россия - европейское государство". Более того - вплоть до революции 1917 Россия считалась одной из великих Европейских держав. Россия спасла Европу от Наполеона; а Толстой, Достоевский, Чайковский (и многие другие) считались великими деятелями европейской культуры. И только было все опять наладилось, как наступила новая смута.

Революция 1917 года снова  воздвигла стену между Европой  и нами. Впрочем, вожди пролетариата ждали, что после мировой революции  Европа примкнет к России, а когда  этого не вышло, Сталин негласно договорился  с Гитлером о разделе Европы. И 70 лет Россия жила "за железным занавесом". Занавес этот снова приоткрылся  только в конце 80-х. Прошло 20 лет, и  мы снова решаем - кто же мы.

Таким образом история показывает, что мы стремимся быть Европой, но всё же всё время появляются причины для воздвижения стены между нами.

Ну а теперь взглянем на культуру.

Культуру мы воспринимали из Европы. В учебниках пишут, древнерусская литература находилась "в русле средневекового общеевропейского литературного процесса". Никаких следов распространения восточной литературы найти не удается. А начиная с петровских времен, русские художники ездили учиться в Италию, в области музыки русские композиторы, когда они появились, писали свою музыку по западным образцам; а в области литературы, начиная с Пушкина, русская словесность училась у французов и англичан; и все в русской культуре соответствует западным моделям. Не могу вспомнить ни одного примера того, чтобы хоть что-нибудь в русской музыке, литературе или живописи пришло из Китая, Японии, Индии или с Ближнего Востока.

И тем более современная  культура. Книги, кинематограф, музыка – здесь мы полные приверженцы  Запада.

Если же говорить о самосознании людей, то на мой взгляд большинство современных россиян хотели бы ассоциировать себя с европейцами, нежели с азиатами.

Исходя из этих факторов, я склонен отнести России именно к Европе.

Но на ум приходит и некоторые критерии, которые  приводят к противоречию.  И в  первую очередь это особый менталитет русского народа. В силу в целом крайне неблагоприятного географического положения и тяжелого для ведения хозяйства климата, жители России во все времена были лишены возможности ведения индивидуального хозяйства - в одиночку в условиях крайней скудости земли выжить трудно, результат одиночного усилия ничтожен. В силу чего, общинное земледелие и, в целом, коллективный способ ведения хозяйства был характернейшей особенностью. Община - фундаментальный институт русского общества. Главная ее особенность - приоритет коллективного интереса над индивидуальным. Отсюда следствие - приоритет интереса государства в ущерб интересу индивидуума на всех этапах развития российской государственности. Исторический союз московских князей с монголо-татарами в сочетании с этим экономико-географическим фактором дал существеннейшее следствие - укрепление авторитарной, ханско-царской власти, и всяческое ущемление индивидуальных прав и свобод. Гражданин России всегда был готов и сейчас по-прежнему готов поступиться любой из своих гипотетических свобод ради сильной власти, "порядка", закона и т.д. Что, на мой взгляд, фундаментально разделяет Россию и западную, европейскую цивилизацию.

Так что, по моему  мнению, всё таки Россия это самобытная и уникальная страна на стыке двух цивилизаций, которая всячески тяготеет к Европе, но в силу определенных факторов, не может быть отделена и от Азии.

Информация о работе Является ли Россия частью Европы