Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:44, реферат
Выбор данной монографии мною был сделан по одной простой причине - невозможно пройти мимо научной работы, рассказывающей о всем естествознании на конец 60-х гг. XIX в. Культурному человеку, на мой взгляд, необходимо хорошо знать историю своей страны и разбираться во всех хитросплетениях и сложностях как мирового исторического процесса, так и в процессах природы, тем более в таких сложных научных процессах, которыми являются пути естествознания.
Выбор данной монографии мною был сделан по одной простой причине - невозможно пройти мимо научной работы, рассказывающей о всем естествознании на конец 60-х гг. XIX в. Культурному человеку, на мой взгляд, необходимо хорошо знать историю своей страны и разбираться во всех хитросплетениях и сложностях как мирового исторического процесса, так и в процессах природы, тем более в таких сложных научных процессах, которыми являются пути естествознания. Необходимость эта продиктована самой жизнью. Ведь только понимая прошлое, можно будет попытаться избежать ошибок своих родителей и более далеких предков и хоть как-то улучшить жизнь простых людей в этом многострадальном государстве.
Почти сто лет с 1895 по 1990 гг. в России не издавался труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».
Книга была отпечатана в
столичном издательстве «Книга»
В аннотации говорится, что книга будет полезна всем, интересующимся русской историей.
Н.Я. Данилевский завершил работу над «Россией и Европой» в начале 1868 г. При опубликовании рукописи он столкнулся со значительными трудностями. «...Ни один из тогдашних журналов, — писал впоследствии Н. Н. Страхов, друг и издатель Н.Я. Данилевского, — не согласился бы принять сочинения, писанного в таком духе, как «Россия и Европа». Поэтому была сделана только попытка найти место в «Журнале Министерства народного просвещения», хотя в таком случае на внимание публики рассчитывать уже не приходилось» (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 533). По словам Н.Н. Страхова, Н.Я. Данилевскому помог счастливый случай: «...как раз в это время ревностный любитель литературы В.В. Кашпирев решил издавать новый ежемесячный журнал «Зарю» и звал меня в сотрудники. Николай Яковлевич очень радовался этому случаю; с первой же книжки «Зари» 1869 года стали появляться в ней последовательные главы «России и Европы», и в течение года вся книга была напечатана в журнале» (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1888. С. XIX).
Кроме журнальной публикации (Заря. 1869. №1—6, 8—10), при жизни Н.Я. Данилевского его книга благодаря усилиям Н.Н. Страхова еще однажды шшла в свет, на этот раз отдельным изданием в 1871 г. Напечатанная небольшим тиражом (всего 1200 экз.), «Россия и Европа» не только не принесла успеха автору, но при его жизни оказалась практически незамеченной читающей публикой. «Смело можно сказать, — писал в 1889 г. академик К.Н. Бестужев-Рюмин, один из немногих представителей тогдашней российской интеллигенции, верно оценивший значение книги, — что сочинение Данилевского, которого в Австрии зовут «апостолом славянства», едва известно в России; к этому следует еще прибавить, что критики, говорившие о нем, с трогательным единодушием, несмотря на различие партий, отзывались явно неблагосклонно» (Бестужев-Рюмин К.Н. Теория культурно-исторических типов // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1889. С. 560). О малой популярности книги Н.Я. Данилевского говорит тот факт, что к моменту смерти автора (1885) часть тиража первого издания книги еще не была распродана. Несмотря на это, Н.Н. Страхов еще трижды (1888, 1889 и 1895 гг.) предпринимал издание сочинения своего единомышленника и друга. По словам российского дореволюционного философа Э.Л. Радлова, книгу Данилевского «Н. Н. Страхов, можно сказать без преувеличения, заставил русское общество читать, указав на выдающиеся стороны этого труда» (Радлов Э. Несколько замечаний о философии Н.Н. Страхова. СПб., 1890. С. 4). Принимая во внимание это обстоятельство, при подготовке настоящего издания было решено включить в книгу Н.Я. Данилевского в качестве приложения статью Н.Н. Страхова «О книге Н.Я. Данилевского „Россия и Европа”» (1886), а также вошедшие в сборник его произведений «Борьба с Западом в нашей литературе» полемические статьи «Наша культура и всемирное единство» (1888) и «Последний ответ г. Вл. Соловьеву» (1889), направленные против публикаций известного философа в журнале «Вестник Европы», которые содержали резкие нападки на книгу Данилевского.
Литературное и научное
Николай Яковлевич
Родители Н.Я. Данилевского сделали все, чтобы дать сыну наилучшее образование. После учебы в частном пансионе в Москве он был принят в знаменитый Царскосельский лицей, по окончании которого поступил (в качестве вольного слушателя) на физико-математический факультет Петербургского университета. Здесь в 1847 г. состоялась его первая встреча со Страховым.
Продолжением этих
В 1849 г. Данилевский защитил магистерскую диссертацию по кафедре ботаники, представив в университет описание флоры родной Орловщины. В том же году, находясь на научной практике в Тульской губернии (на берегах воспетой И.С. Тургеневым Красивой Мечи), он был внезапно арестован и отвезен в Петербург, где его привлекли к следствию по делу Петрашевского. Хотя данных к его обвинению не нашлось, Данилевский после трехмесячного заключения в Петропавловской крепости был выслан из Петербурга в Вологду. После светлых аудиторий столичного университета молодой ученый оказался в унылой обстановке канцелярии вологодского губернатора. Однако и в условиях ссылки, оторванный от родных и друзей, Данилевский с успехом продолжает занятия наукой. Его работа «Климат Вологодской губернии» была отмечена премией Русского географического общества.
В 1853 г. Н.Я. Данилевский,
сменивший к тому времени
Опыт, приобретенный Данилевским
во время Волжско-Каспийской
Свою научно-литературную
В 60-е гг. с началом
эпохи реформ, когда общественно-
24 апреля 1877 г. Александр
II подписал манифест о
Политическая неудача
России, вынужденной уступить на
Берлинском конгрессе жесткому
давлению Запада, надолго омрачила
душевное состояние
Как и всегда, когда ему бывало трудно, Данилевский ищет и находит выход из душевного нестроения в напряженной работе. Он деятельно борется с филоксерой, опустошавшей виноградники Крыма, хлопочет о пополнении Никитского Ботанического сада (в течение ряда лет он исполнял должность его директора), и — что самое главное — пишет двухтомный труд «Дарвинизм», представляющий собой уничтожающую критику учения Чарлза Дарвина об естественном отборе. Отвергая дарвиновскую теорию эволюции организмов, Данилевский находит объяснение их происхождения в деятельности высшего разума. По словам Н.Н. Страхова, Данилевский определял свой неоконченный труд как «естественное богословие». В нем он мечтал о славянской науке, в которой жизнь природы рассматривалась бы, исходя из принципов единства материи и духа.
Как уже было сказано, Данилевский не успел закончить свой труд. Болезнь сердца, которой он страдал в последние годы жизни, настигла его во время очередной научной поездки. 19 ноября 1885 г. Н.Я. Данилевский скоропостижно умирает в Тифлисе. Его тело было перевезено в Мшатку и похоронено в саду, неподалеку от дома, в котором он прожил 20 последних — трудных и счастливых — лет своей жизни.
3. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ.
В следующем году культурный мир будет отмечать юбилей книги, ставшей значительным явлением в философской литературе прошлого века: 90-летие со дня выхода первого тома «Заката Европы» Освальда Шпенглера. Вновь возникший интерес к творчеству немецкого мыслителя, яркого представителя некогда популярного на Западе философского направления, известного под названием «философии жизни», высветил не только сильные стороны его труда, вынесшего суровый приговор современной западной цивилизации за её голый техницизм и отсутствие животворящих органических начал, но и вторичность многих положений автора «Заката Европы». Так, известный английский исследователь Дж. Уолден, выступая в Чикагском университете, говорил о существовании другой книги, появившейся в России еще в конце 60-х гг. XIX в. и во многом предвосхитившей книгу Шпенглера: «Освальд Шпенглер сказал, что западная цивилизация превратилась в простой комплекс методов и орудий, что у нее нет души. За 50 лет до него Николай Данилевский говорил очень похожие вещи и предлагал добыть недостающую душу из русских национальных корней. Можем ли мы надеяться на то, что Россия... вдохнет новую жизнь в нашу больную культуру?» (Литературная газета. 1989, 22 марта).
Факкты со всей
определенностью
В целом же, как
было сказано, к труду Н.Я.
Данилевского на Западе ныне
преобладает взвешенный, объективный
подход. В современной западной
философии и социологии
По словам известного
российского философа и
Информация о работе Труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»