Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:44, реферат
Выбор данной монографии мною был сделан по одной простой причине - невозможно пройти мимо научной работы, рассказывающей о всем естествознании на конец 60-х гг. XIX в. Культурному человеку, на мой взгляд, необходимо хорошо знать историю своей страны и разбираться во всех хитросплетениях и сложностях как мирового исторического процесса, так и в процессах природы, тем более в таких сложных научных процессах, которыми являются пути естествознания.
В письме к Л.
Н. Толстому от 13 июня 1886 г., написанном
спустя полгода после смерти
Данилевского, Н.Н. Страхов дал
следующую краткую
...Когда в январе 1869
г. в свет вышел первый номер
почвеннического журнала «Заря»
В дальнейшем за короткий промежуток времени (с 1888 по 1895 гг.) была издана еще три раза, против труда Данилевского выступила вся либеральная печать с «Вестником Европы» во главе. Тон задавали высказывания Вл. Соловьева, окрестившего теорию Данилевского «ползучей теорией»; ее создатель порицался известным философом за то, что он «отрицает всякое нравственное отношение к прочим народам и к целому человечеству».
Национальный нигилизм,
разъедающий сознание многих
наших современников, имеет
Возможно, удручающе
низкий научный уровень
В работах некоторых
советских авторов 70—80-х гг. содержится
попытка более объективного
Был ли он монархистом
по своим убеждениям? На этот
вопрос можно ответить
Данилевского упрекали и упрекают в нравственном релятивизме. Этот упрек, восходящий к мнению Вл. Соловьева о том, что автор «России и Европы» будто бы отрицает всякое нравственное отношение к другим народам и к человечеству в целом, также, на наш взгляд, представляется незаслуженным. Еще Н.Н. Страхов, размышляя над словами Данилевского, призывавшего в сфере внешней политики следовать только «нашим особенным русско-славянским целям» и не жертвовать ими во имя «человечества, свободы, цивилизации», пришел к выводу, что слова эти не могут служить поводом для обвинений. Во-первых, национальные цели России не несут угрозы ни одному народу мира; они могут быть выражены «весьма краткою формулой: независимость и единство Славянства». (Удел России, писал Данилевский в своей книге, «удел счастливый»: «не покорять и угнетать, а освобождать и восстановлять».) Во-вторых, как показал Н.Н. Страхов, Данилевский «рассуждает о политических делах, а не о чувствах частного человека»; «„быть равнодушным” тут значит — не посылать наших войск на смерть и не приносить в жертву благосостояние нашего государства», помня о том, что «всякая «симпатия и антипатия» тут выражаются не иначе как кровью десятков и сотен тысяч людей и золотом, тяжко собираемым с целого государства» (Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Кн. 3. Киев, 1897. С. 145). В свете событий нашей недавней истории предостережения Данилевского и Страхова о недопустимости жертвовать народными интересами во имя абстрактных целей ложно понимаемого «прогресса» звучат, думается, более чем актуально.
4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТА.
Данилевский писал
о том, что «общечеловеческого
не только нет в
В семнадцати главах свсоей работы автор словно хирург вскрывает все язвы и нарывы отечественной истории.
Первая глава посвящена
исстари непростым
Вторая глава дает
анализ ситуации на западных
границах Российской империи
и вскрывает отрицательный
В третьей и четвертой
главах Данилевский обращается
к древней европейской и
Пятая глава повествует о древнегреческой истории и автор проводит аналогии с отечественной историей.
В шестой главе
Данилевский обращается к
В седьмой - девятой главах историк углубляется в средневековье Запада и Руси, проводя аналогии между Иваном Грозным и временами протестантизма.
В десятой - двенадцатой
главах Данилевский показывает
читателям свое позитивное
В тринадцатой главе автор резко отрицательно говорит о венгерском восстании, которое, в свою очередь, не принимало славянские освободительные движения и критикует их лидеров - Шандора Петефи и Кошута, ставших мадьяронами - космополитами, отказавшихся ради революционных идей от собственного прирожденного славянства.
Закключительные четыре главы
посвящены истории
5. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ.
Автор «России и Европы»
был далек от огульного
Книга Данилевского содержит немало мыслей, ценность которых ощутимо возросла в начале XXI столетия. Одна из них — это предостережение автора «России и Европы» об опасности денационализации культуры. Установление всемирного господства одного культурно-исторического типа, по мнению Данилевского, было бы гибельным для человечества, поскольку господство одной цивилизации, одной культуры лишило бы человеческий род необходимого условия совершенствования — элемента разнообразия. Считая, что самое большое зло — это потеря «нравственной народной самобытности», Данилевский решительно осуждал Запад за навязывание им своей культуры (под фиговым листком «общечеловеческих ценностей») всему остальному миру. Если, по словам Н.А. Бердяева, «Достоевский ненавидел не Запад, не западную культуру, а безрелигиозную, безбожную цивилизацию Запада» (Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста // Бердяев Н. Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922. С. 66), то Данилевский гораздо более отчетливо видел опасность отрыва от национальных истоков. Раньше большинства своих современников русский мыслитель понял, что ради того, чтобы «культурородная сила» не иссякла в человечестве вообще, необходимо противостоять власти одного культурно-исторического типа, необходимо «переменить направление» культурного развития. «Всемирная ли монархия, всемирная ли республика, всемирное ли господство одной системы государств, одного культурно-исторического типа — одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории» — писал Н.Я. Данилевский.
В заключение вспомним слова
английского ученого,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
Источники:
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1888
Информация о работе Труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»