Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:30, доклад
После распада СССР сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
Место новой России в Европе и мире
После распада
СССР сложилась принципиально новая
внешнеполитическая ситуация для России.
Россия сократилась в своих
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем.
В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада России).
Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, уже пройден большой путь не только политического.
Но все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность.
В настоящее
время к России со стороны Европы
сохраняется некоторые
Мы неразрывно связаны с Европой географически, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений с европейскими странами напрямую зависят безопасность России и перспективы ее политического и экономического реформирования.
Отношения с ЕС имеют для России ключевое значение. Место России в Европе - это не географический образ. Речь идет о ценностях, нормах, способе существования. Идентифицируя себя как европейскую страну, Россия в то же время должна обратить огромное внимание на Азию, прежде всего на свою собственную, потому что самая большая геополитическая, геостратегическая, геоэкономическая проблема для России в XXI веке - это судьба Сибири и Дальнего Востока. И решить ее в положительном для нас и остального мира смысле можно только в том случае, если мы станем не державой, которая нависает над Азией, а страной экономически, культурно интегрированной.
Путь в Европу - это на 95-98% движение внутри самой России. Та же коррупция является прежде всего нашей внутренней проблемой. Так же, как и Чечня. В нашей стране должны ее решить.
В перспективе на 2050 год можно ожидать четыре степени свободы в отношениях Европейского союза и России. Имеется в виду свободу передвижения товара, капитала, знаний и людей. Европейцам придется менять как минимум свое отношение к России. А нам – юридическую и экономическую системы. Но тем не менее осуществить все запланированное сейчас возможно. Это цели – рациональные, хотя они и не для одного дня и даже не для одного десятилетия.
Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени. Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и очевидный характер.
Россия
не может обеспечить национальные интересы
в полном объеме, не укрепив своего
положения в Азии. Наши основные
цели в регионе: обеспечение безопасности
границ; сохранение стабильности в
прилегающих к ним районах, характеризующихся
достаточно высоким конфликтным
потенциалом; использование экономического
сотрудничества с азиатскими государствами
для модернизации национальной экономики,
прежде всего в восточной части
России. Важнейший наш ресурс - взаимопонимание
с Китаем и Индией. Совпадение взглядов
с этими странами по многим вопросам
мировой политики способствует региональной
и глобальной стабильности. В обоих
случаях задачей является подтягивание
экономических контактов до уровня
политического взаимодействия. Существует
возможность достижения подлинного
добрососедства с Японией, отвечающего
интересам обеих сторон. В рамках
существующих переговорных механизмов
следует продолжать поиск взаимоприемлемого
оформления государственной границы.
Перспективен курс на расширение сотрудничества
с Ассоциацией государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать
как один из важных центров складывающейся
системы международных
Вступив
в XXI век Россия столкнулась с еще большим
количеством глобальных проблем, и не
поддаться каким-либо порывам, остаться
целостным независимым государством является
главным национальным приоритетом России.