Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 21:07, доклад
Якобинцы пришли к власти в очень тяжелый для Франции момент. Их
вынесла волна народного протеста против власти жирондистов, которые не
смогли, да и не хотели действовать быстро и решительно в интересах народных
масс, в интересах спасения и развития революции. Но и буржуазные демократы
– якобинцы не сразу предприняли необходимые действия в этом направлении.
1. Якобинская диктатура и Конституция 1793 года.
2. Комитет Общественного спасения. Реорганизация армии и ход войны.
Революционный календарь.
3. Борьба внутри якобинского блока.
4. . Контрреволюционный переворот 9 термидора.
План
1. Якобинская диктатура и Конституция 1793 года.
2. Комитет Общественного спасения. Реорганизация армии и ход войны.
Революционный календарь.
3. Борьба внутри якобинского блока.
4. . Контрреволюционный переворот 9 термидора.
5.
Якобинская диктатура и Конституция 1793 года.
Якобинцы пришли к власти в очень тяжелый для Франции момент. Их
вынесла волна народного протеста против власти жирондистов, которые не
смогли, да и не хотели действовать быстро и решительно в интересах народных
масс, в интересах спасения и развития революции. Но и буржуазные демократы
– якобинцы не сразу предприняли необходимые действия в этом направлении.
Для этого понадобились сдвиги в расстановке классовых сил в стране, слияние
(хотя бы временное и не полное) различных потоков народного движения,
существенное изменение взглядов самих якобинцев.
Сразу же по приходе к
власти якобинцы пошли на
крестьянства. Декретом 3 июня Конвент установил льготный порядок продажи
конфискованных земель эмигрантов малоимущим крестьянам – мелкими участками
с рассрочкой платежа на 10 лет. Через несколько лет Конвент декретировал
возвращение крестьянам всех отнятых помещиками общинных земель и порядок
раздела общинных земель поровну на душу населения по требованию трети
жителей общины. Наконец, 17 июля, осуществили главные требования
крестьянства, Конвент принял постановление о полном, окончательном и
безвозмездном уничтожении всех феодальных прав, повинностей и поборов.
Феодальные акты и документы подлежали сожжению, а хранение их наказывалось
каторгой.
Крестьянство после новых
строну якобинской революционной власти. Крестьянин – солдат
республиканской армии дрался теперь за свои кровные интересы, которые
слились воедино с великими задачами революции.
В
этих новых экономических и
социальных условиях и
счете источник замечательного мужества отваги армий Республики, героизма,
поражавшего современников и оставшегося навсегда памятным в сознании
народов.
С такой же революционной
Конвент принял и представил на утверждение народа новую Конституцию.
Якобинская Конституция 1793 года делала большой шаг вперед по сравнению с
Конституцией 1791 года. Это была самая демократическая из буржуазных
конституций XVIII – XIX вв. В ней нашли отражения идеи Руссо, которыми так
увлеклись якобинцы.
Конституция 1793 года устанавливала во Франции республиканский
строй. Высшая законодательная власть принадлежала Законодательному
собранию, избираемому всеми гражданами ( мужчинами ) достигшим 21 год;
важнейшие
законопроекты подлежали
собраниях избирателей. Высшая исполнительная власть предоставлялась
Исполнительному Совету из 24 человек; половина членов этого Совета ежегодно
подлежала обновлению. Принятая Конвентом новая Декларация прав человека и
гражданина объявляла правами человека свободу, равенство, безопасность и
собственность, а целью общества - «всеобщее счастье».
Свобода личности, вероисповедания , печати, подати петиций,
законодательной инициативы, право на образование, общественную помощь в
случае нетрудоспособности, право на сопротивление угнетению – таковы были
демократические принципы, провозглашенные Конституцией 1793 года.
Конституция была поставлена на утверждение народа – первичных собраний
избирателей – и одобрена большинством голосов .
Ожесточенная классовая борьба заставила, однако, якобинцев
отказаться от практического осуществления Конституции 1793 года. Крайняя
напряженность внешнего и внутреннего положения Республики, сражавшейся с
многочисленными и непримиримыми врагами, необходимость организовать и
вооружить армию, мобилизовать весь народ, сломить внутреннюю контрреволюцию
и искоренить измену – всё это требовало крепкого централизованного
руководства.
Комитет Общественного спасения. Реорганизация армии и ход войны.
Революционный календарь.
Ещё в июле Конвент обновил
созданный ранее Комитет
спасения. Дантон, игравший до этого руководящую роль в Комитете и всё более
проявлявший примиренческое отношение к жирондистам, был отстранен. В
состав Комитета в разное время были выбраны обнаруживший непреклонную волю
к подавлению контрреволюции Робеспьер и полные революционной энергии и
смелости Сен- Жюст и Кутон. Выдающийся организаторский талант в создании
вооруженных сил республики проявил избранный в Комитет крупный математик
и инженер Карно. Фактическим руководителем Комитета Общественного спасения
стал Робеспьер. Воспитанный на идеях Руссо, человек твердой воли и
проницательного ума, неустрашимый в борьбе с врагами революции, далекий от
всяких личных корыстных расчетов, Робеспьер – «неподкупный», как его
прозвали, приобрел огромный авторитет и влияние, стал на деле вождем
революционного правительства.
Комитет Общественного
под руководством Робеспьера в главный орган якобинской диктатуры; ему
подчинялись все государственные учреждения и армия; ему принадлежало
руководство внутренней и внешней политикой, делом обороны страны.
Большую роль играл также реорганизованный Комитет общественной
безопасности, на которой возложена была задача вести борьбу с внутренней
контрреволюцией.
Конвент и Комитет
власть при посредстве комиссаров из числа депутатов Конвента, которые
направлялись на места с чрезвычайно широкими полномочиями для подавления
контрреволюции и реализации мероприятий революционного правительства.
Комиссары Конвента назначались и в армию, где они проводили огромную
работу: заботились о снабжении войск всем необходимым, контролировали
деятельность командного состава, беспощадно расправлялись с изменниками,
руководили агитацией и т.д.
Большое значение в системе революционно – демократической диктатуры
имели
местные революционные
Комитета Общественного спасения, вели борьбу с контрреволюционными
элементами, помогали комиссарам Конвента в осуществлении стоявших перед
ними задач.
Видную
роль в период революционно
–демократической диктатуры
якобинский клуб с его разветвленной сетью отделений – провинциальными
клубами и народными обществами. Большим влиянием пользовались также
Парижская коммуна и комитеты 48 секций Парижа.
Таким образом, сильная
сочеталась с широкой народной инициативой снизу. Мощное движение народных
масс, направленное против контрреволюции, возглавлялось якобинской
революционно-демократической
диктатурой .
К лету 1793 года силы антифранцузской коалиции выросли во много
раз. Промышленность и финансы Англии, её флот и многие армии европейских
стран были использованы против революционной Франции. Чтобы выстоять и
победить, Франции требовалось военная сила, техника, хотя бы минимальное
обеспечение армии всем необходимым, а также уверенность в справедливости
войны, сила духа и революционный подъем. Для большей согласованности
действий старых линейных частей, которые составляли армию до революции, с
волонтерскими войсками, менее обученными и дисциплинированными, надо было
слить воедино всю армию. Комитет Общественного спасения провел «амальгаму»,
т.е. соединение линейных полков с волонтерскими. Волонтерские части
подняли дух всей армии. Многие из волонтеров горячо поддерживали
якобинцев. «Мир хижинам, война дворцам» – главный лозунг французской армии.
В течении 1793 года в период
якобинской диктатуры
католической церковью как оплотом реакции. По всей Франции осенью 1793 года
проводилась «дехристианизация». Священников заставляли отказываться от
сана, закрывали церкви. Коммуна Парижа в ноябре 1793 года запретила
католическое богослужение. Эти меры использовали враги Франции для
контрреволюционной агитации, и через месяц Конвент, учитывая недовольство
крестьян, принужден был принять декрет о свободе культов.
Наиболее левые группировки,
называемые эберисты, проводя « дехристианизацию», весьма активно вводили
«культ Разума», стремясь заменить старые религиозные праздники новыми,
Информация о работе Якобинская диктатура и Конституция 1793 года