Возникновение древнерусского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы выявить истоки происхождения Древнерусского государства, его общественного и политического строя.

Объект исследования – этническая и политическая панорама Восточной Европы в IX в..

Предмет исследования – возникновение Древнерусского государства, его общественные и политические институты.

В данной работе решаются следующие задачи:

- изучить теории происхождения и расселения славян;

- исследовать религиозные представления, государственное и общественное устройство восточных славян;

- рассмотреть научные концепции и дискуссии касающиеся возникновения Древнерусского государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Этническая и политическая панорама Восточной Европы в

VII - IX веках 5

1.2 Славяне: теории происхождения и расселения 6

1.3 "Повесть временных лет" об образовании государства Киевская Русь 8

2.ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКИХ

ИНСТИТУТОВ 9

2.1 Государственное и общественное устройство 9

2.2 Религия 11

3. НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ДИСКУССИИ 14

3.1 Норманнская теория 14

3.2 Теория М.В.Ломоносова 14

3.3 Современная теория 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Возникновение древнеруссогообщества.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     «Древнерусское государство сложилось в результате объединения славянских земель – полян, древлян, дреговичей, ильменских славян, радимичей, вятичей и других»3.

 

      2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО  – ПОЛИТИЧЕСКИХ

     ИНСТИТУТОВ

     2.1 Государственное и общественное устройство

     Во  главе Киевского государства  стоял князь, который именовался Великим князем; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных. Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения — крупного боярства, сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя передавался по наследству в роду Рюриковичей. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Так, князь Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика. Однако первоочередными наследниками и претендентами на роль князей в местных княжествах были сыновья Великого князя Киевского. После кончины Великого князя киевский престол занимал старший сын, а после его смерти по очереди остальные сыновья. Это горизонтальный принцип наследования власти. Когда после смерти князя Владимира дружина советовала его сыну Борису занять киевский престол помимо старшего брата Святополка, Борис ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего; отец мой умер, и брат будет мне вместо отца»4. Однако киевский престол из братьев по очереди могли занять только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям старших. Наследование являлось не семейным, а родовым. Количество княжений соответствовало количеству членов рода. При увеличении их числа выделялись новые княжества за счет дробления прежних.

     В государственной структуре Киевской Руси наряду с монархической ветвью власти имелась также и демократическая, парламентская ветвь — вече. На вече принимало участие все население, кроме рабов; бывали случаи, когда вече заключало с князем договор -  ряд. Иногда князей заставляли присягать вече, особенно в Новгороде. Основной силой, на которую опиралась власть, было войско (вои). Оно состояло из двух частей: из княжеской дружины и народного ополчения.

     Дружина составляла основу войска. По варяжскому обычаю, дружинники сражались пешими и были вооружены мечами и секирами. С Х века дружина садится на коней, а секиры заменяются позаимствованными от кочевников саблями.

     Народное  ополчение созывалось в случае больших  военных походов или для отражения  нападения неприятеля. Часть ополчения  выступала пешим строем, часть садилась на коней. Народным ополчением командовал тысячник, назначаемый князем.

     Кроме дружины и народного ополчения  для ведения военных действий иногда привлекались войска соседей-кочевников («черных клобуков»).

     С момента возникновения Киевской Руси появляется и система обычного права. Сущность законоположений обычного права составляют: кровь за кровь, или плата за убийство; плата в случае побоев; право наследства и распоряжения собственностью; законы о воровстве и обыске и т. д.

     Издавали свои законы княгиня Ольга и князь Владимир. При Ольге было упорядочено взимание дани, приняты законы для руководства административной деятельностью; князь Владимир, видимо с целью пополнения государственной казны, попытался ввести штрафы за убийства. Однако обычай кровной мести был древней традицией, и попытка Владимира окончилась неудачей. Первый письменный свод законов, - Русскую Правду, создал Ярослав Мудрый. «Нормы Русской правды оказали большое влияние на последующее развитие законодательства, хотя в период феодальной раздробленности не существовало и не могло существовать единого правового свода»5.

     Русская Правда говорит о различных общественных сословиях того времени. Большую часть населения составляли свободные общинники — людины, или просто люди. Они объединялись в сельскую общину — вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения — смерды; это было несвободное или полусвободное население княжеского владения. Третья группа населения — рабы. Они известны под разными названиями: челядь, холопы. Челядь — раннее название, холопы — позднее. Русская Правда показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

     Довольно  большой группой населения Руси были ремесленники и купцы. Растущие города становились центрами развития ремесла и торговли. К XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

     Имелись и такие группы населения, как мужи (дружинники) и изгои (люди, лишившиеся своего социального статуса).

     Важнейшим условием функционирования государства  являются налоги. В Киевской Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с дыма — двора, рала — плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств.

     Присоединенные  территории начинали рассматриваться  верховными правителями как государственная  собственность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя.

     2.2 Религия

     Составной частью государственного устройства является идеология. У древних народов  идеология воплощалась в религии, вере. «К моменту языческой реформы 980 года четкой системы богов у восточных славян, вероятно, еще не было».6 В сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить несколько религиозных культов. Один из них — это семейно-родовой культ предков. Центральное место в этом культе отводилось почитанию Рода и Рожаниц — охранительниц семьи. Семейно-родовой культ предполагает почитание умерших предков.

     К семейно-родовому культу относится  почитание Домового (Доможила, Дедушки, Хозяина, Суседко и пр.). Он считался невидимым покровителем семьи, заботящимся о благополучии хозяйства.

     Покровителем  рода, семьи, охранником границ родовой  территории был Чур. То, что этот покровитель относился к родителям, предкам, видно из слова пращур.

     Другой  порядок верований — это почитание  видимой природы — общинные и аграрные культы. У славян во главе богов стоял Сварог — бог неба. Его сыновья Сварожичи — солнце и огонь — были источниками света и тепла. Богом солнца был Даждьбог, ветра — Стрибог, покровитель скотоводов, купцов и дружинников — Велес, покровительницей женского труда была богиня Мокош.

     Постепенно  с усилением власти князей на первое место выдвигается бог молнии и грома Перун, который потом сливается со Сварогом. К IX веку Перун стал самым грозным богом, только ему приносились человеческие жертвы.

     Покровителями земледельческого труда были бог  плодородия — Ярила, бог летнего травоцветения — Купала, зимнее божество — Коляда, Авсень — символ начала весны.

     Языческие боги были известны всем славянским племенам. Но у каждого племени был свой главный бог-покровитель. Известно, что у полян главным богом был Перун, у новгородских словен — Велес. 

     После объединения восточных славян под  своей властью киевские князья попытались сделать своего бога Перуна главным  богом славян. Если в договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются несколько богов, то в договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун. Однако против возвеличивания Перуна выступили покоренные племена, ведь у каждого из них был свой главный бог-покровитель.

     В 980 году князь Владимир предпринял новую попытку перейти к единобожию на основе язычества. Она тоже оказалась неудачной. Выход был возможен в принятии одной из мировых религий.

     Повесть временных лет рассказывает, как князь Владимир I выбирал веру. Выслушав представителей различных религий — иудейской, мусульманской и христианской, Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка. В Киеве на тот момент было уже немало православных христиан, поэтому дело обращения пошло весьма успешно. «По повелению князя Владимира все некрещеные киевляне были созваны на берег Днепра и там крещены в 988»7.

     Крещение  Руси содействовало укреплению международного положения Киевской Руси. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством, так как Византия была самой образованной страной того времени. И, наконец, сама церковь в лице митрополита, епископов, паломников стала влиятельным элементом внешней политики и самой дипломатической службы.

 

      3. НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ДИСКУССИИ

     3.1 Норманнская теория

     Момент  возникновения Древнерусского государства  нельзя датировать с достаточной  точностью. Очевидно, имело место  постепенное перерастание тех политических образование, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

     Не  совсем ясен вопрос и о том, как  образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией. В 18 веке три русских историка немецкого происхождения: Миллер, Байер, Шлейцер изучив древнерусские летописи и Повесть временных лет, истолковали их следующим образом:

     - основатель первой княжеской  династии у восточных славян  Рюрик выходец из варягов (норманнов);

     - слово Русь имеет скандинавское (варяжское) происхождение.

     Следовательно в образовании древнерусского государства  главную роль сыграли варяги (норманны), пришельцы.

     Подобные  выводы были сделаны, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем.

     Эти идеи были положены в основу норманнской  теории происхождения русского государства – норманизма.

     3.2  Теория М.В.Ломоносова

     Первым  критиком норманнской теории был  М. В. Ломоносов, который на основе собственного анализа пришел к другим выводам:

     - Рюрик – славянин;

     - слово Русь происходит от названия реки Рось и названия славянского племени росичей, живших на берегах этой реки.

     Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень  социального и политического  развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек – в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

     Таким образом в образовании древнерусского государства никакого внешнего влияния  не было, а ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки.

     Ломоносов основатель антинорманизма.

     3.3 Современная теория

     Современные представления о происхождении  российского государства включают в себя следующие положения.

     1. Рюрик – это реальная историческая  личность и он выходец из варягов (норманнов).

     2. Древнерусское государство с  самого начала формировалось  в тесном взаимодействии с  другими народами и государствами,  что позволило говорить о наличии внешнего влияния. Так русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но своих степных соседей – печенегов, каракалпаков, торков.

     3. Главную роль в формировании  любого государства играют внутренние причины и предпосылки – это:

     - распад родового строя;

Информация о работе Возникновение древнерусского общества