Возникновение древнерусских городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 11:57, реферат

Краткое описание

Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. Их возникновение было следствием успехов восточной торговли славян,завязавшейся в VIII в. . Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки", по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги. Восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину.

Оглавление

1. Возникновение древнерусских городов.
2. Население городов.
3. План древнерусского города.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат древнерус город чистовик новый.docx

— 24.46 Кб (Скачать)

ДРЕВНЕЙШИЕ  ГОРОДА.

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Горина Наталья

1 курс

МГУДТ  Открытый институт

факультет экономика и бухгалтерский учет

 

 

 

 

 

 

2015

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. Возникновение древнерусских  городов.

2. Население городов.

3. План древнерусского  города.

4. Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение древнерусских городов

 

Древнейшие города Руси:

Киев,  Переяславль, Чернигов, Смоленск,  Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк.   Их возникновение было следствием  успехов  восточной  торговли   славян,завязавшейся в VIII в. .   Большинство  их  вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки", по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги. Восточные  славяне  расселялись  по  Днепру   и   его   притокам   одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли среди  этих  однодворок  возникли сборные торговые  пункты,  места  промышленного  обмена,  куда  звероловы  и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину.  Такие сборные  пункты  получили  название  погостов.  Первоначально так назывались сборные торговые, "гостинные" места. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим  на  особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками  между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли Наши  древнейшие торговые города по  греко-варяжскому  торговому  пути.  Города  эти  служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных  округов. 

Главные торговые города Руси должны были сами взять на себя защиту своей торговли и торговых путей. Они  вооружались,  опоясывались  стенами,  запасались  ратными  людьми.  Так  промышленные  центры,   склады   товаров, превращались в укрепленные пункты, вооруженные убежища. 

От слова «городить» (укрепление) и пошло слово «город».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Население городов

 

Бояре - это образовавшаяся из купечества и крупных землевладельцев военно-правительственная старшина торгового города. Бояре играли видную роль как в экономической, так и в политической жизни города. Прежде всего несомненна тесная связь боярства с торговыми и ростовщическими операциями.

Купцы или гости, торговавшие с другими городами и странами, составляли в городском населении наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой. В городской жизни купцы играли крупную роль, рано выделившись в особую общественную группу, пользовавшуюся большим весом в политических делах. Купцы стоят на вершине общественной лестницы, тотчас же за боярами.

С утверждением христианства в городах Киевской Руси большое значение получило православное духовенство. В его рядах  различались два слоя: белое и чёрное духовенство, причём каждый из этих слоев имел свои  особенности и занимал особое положение в среде городского населения. Чёрное духовенство сильно было своей сплочённостью. Оно, собственно, и создавало из духовенства крупнейшую феодальную силу, в руках которой быстро сосредоточились мощные экономические средства и обширные земельные владения. Чёрное духовенство в лице своих высших представителей - игуменов и епископов - играло важную роль в политических событиях и в культурной жизни. Роль приходского духовенства была с внешней стороны скромнее. В действительности же именно приходское духовенство служило проводником церковных и политических идей, подвергаясь в свою очередь воздействию широких общественных кругов.  В среде белого духовенства существовали резкие различия между богатыми и бедными попами, между попами и дьяконами, с одной стороны, причетниками - с другой, и т. д. Составляя заметную часть городского населения, белое духовенство имело значительное влияние в городах, особенно в зажиточных кругах населения.

Церковь представляла собой не только «молебницу», но и место отправления ряда публичных актов: принесения присяги (роты), объявлений от властей и т. д. . Попы приглашались в свидетели («послухи») завещательных распоряжений. Духовенство порой вмешивалось в крупные политические события, отражая стремления горожан.

Если белое духовенство вместе с остальными церковными людьми в какой-то мере примыкало к ремесленно-купеческой группе городского населения, то чёрное духовенство, или монашество, в основном составляло тот слой, который ярко окрашивал церковь в феодальные тона. Конечно, и здесь были свои градации - пропасть между простым монахом и епископом была неизмерима, но нельзя забывать того, что каждый монах являлся составной частью своего монастырского объединения, а монастыри ревниво охраняли свои права не только от посягательств светских властей, но и от самих епископов.

Монашество в этот первоначальный период истории русской церкви было тесно связано с городами. (11-13 века). Количество монастырей стояло в прямой пропорции к размерам и экономическому благосостоянию города. Общее количество монахов в городах было очень неопределённо и не может быть установлено даже приблизительно, но всё-таки можно сказать, не удаляясь от истины, что в таких городах, как Киев и Новгород, оно измерялось не десятками, а сотнями. Монахи занимались некоторыми ремёслами и довольно успешно конкурировали на рынке с местными ремесленниками. В Киево-Печерском монастыре среди монашества, находим некоторое количество монахов-ремесленников. Постоянным занятием монахов являлась переписка книг.

Среди братии монастырей имелось значительное количество выходцев из богатых и знатных кругов.  Именно они стояли во главе монастырей и направляли их деятельность.

Ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой, составляли основное население древнерусских городов. Наряду со свободными ремесленниками в городах жили ремесленники-холопы, зависевшие от князей и бояр.

Княжеские ремесленники занимались обслуживанием княжеского хозяйства и производством главным образом вооружения и предметов роскоши.

Об участии в городском ремесле и торговле княжеских и боярских холопов известно из Русской Правды, но юридически несвободные ремесленники (холопы) составляли особую категорию городских жителей и, возможно, населяли особые городские слободки . Для обозначения людей, занятых ремеслом, в Древней Руси употреблялись названия: «ремесленники», «рукодельные люди». Древнерусские писатели чаще обозначали городское население общими выражениями: людье, чадь, иногда - простая чадь. Ремесленники входили в число «людей», «чади» наравне с остальным городским населением. Жилища ремесленников обычно были и мастерскими.

   Кроме ремесленников, непосредственно занятых производством различного рода изделий, в городах были люди, профессии которых только условно можно отнести к ремесленным специальностям. Таковы были, например, скоморохи и гусляры. Неизбежно, особенно в больших городах, была категория людей, занятых случайной работой или просто разорённых и доведённых до нищеты. Их называли сиротами, нищими, убогими людьми.

Ремесло на Руси IX-XIII вв. находилось ещё на начальной стадии отделения от сельского хозяйства. Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады.   Даже в таком богатом городе, каким был Новгород начала XIII в., земледелие имело для жителей громадное значение. «Той же осени, - пишет летописец под 1228 г., - шел дождь великий, день и ночь, с Успеньева дня вплоть до Николина дня, не видели светлого дня, ни сена людям нельзя было добыть, ни нив делать». Крупное значение в хозяйстве горожан имело животноводство. Археологические исследования обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д.

 

 

ПЛАН ГОРОДА

 

Большинство русских городов выросло вокруг княжеских замков.  «Княж двор» был центральным местом политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, здесь разбирались князем и его тиуном тяжбы между горожанами, сюда сходилось городское ополчение перед выступлением в поход - одним словом, «княж двор» или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредоточивалась городская жизнь.

Духовным центром города был главный собор.

Вокруг них, шли богатые дома бояр. Боярские и княжеские жилища, конечно, резко выделялись среди городских строений. Боярский или княжеский двор состоял из ряда зданий, пристроенных друг к другу или соединённых переходами. Отдельные части богатых домов высоко поднимались над бедными жилищами других горожан. Выдающейся частью боярских или княжеских хором был терем - «повидимому, высокая башня или вышка, с комнатами для женщин». На Руси известно было также слово «вежа», которым обозначались не только городские башни, но и вышки при домах. Княжеские или боярские дворы, огороженные высоким тыном, вмещали не только господские хоромы, но и подсобные помещения: медуши для хранения мёда, погреба, бани, даже темницы - порубы.

В больших городах аристократические кварталы помещались в городе, а демократические - в предградьях. Жители предградья, или посада, старались селиться в непосредственной близости к стенам крепости, служившей защитой для новых поселенцев, но не слишком удаляясь от реки. Основная масса жителей посада принадлежала к ремесленникам и торговцам, для которых особенно важно было иметь удобный доступ к воде, в большом количестве требовавшейся для таких ремёсел, как гончарное и кожевенное. Крепость, населённая княжескими слугами и дружиной, стремилась взгромоздиться на вершины холмов, предградье спускалось вниз, к воде. Так складывалась яркая противоположность между аристократической «горой» и демократическим «подолом», где располагались дворы ремесленников, оседавшие отдельными слободами гончаров, кожевников, плотников и т. д. Само название «подол», обозначавшее низменную часть города, под горой, на которой возвышался детинец, встречается во многих городах, не только в Киеве, но и в Чернигове, в Новгороде, в Москве.

Важнейшим местом города был «торг», или «торговище»; эти слова заменяли нередко друг друга и являлись тожественными.  Обычно торг располагался в низменной части города, в непосредственной близости к реке. Можно думать, что место торга определялось выгодностью его географического положения. Например, новгородский торг находился в непосредственной близости к Волхову и речным пристаням, или вымолам. В этом же районе Новгорода были расположены Немецкий и Готский дворы, а также церковь Ивана Предтечи на Опоках. Местоположение торга в других городах может быть нередко установлено современным положением рынка, по традиции помещающегося на древнем месте. Рынок в Дмитрове находился поблизости от реки Яхромы, в непосредственной близости к валу, окружавшему древнюю крепость. В Коломне торговые ряды также расположены перед городскими стенами. То же самое видим в Москве, где ряды помещались перед Кремлём в Китай-городе, на древнем месте, в непосредственной близости к Москве-реке. Торговище, являясь центральным и наиболее оживлённым местом в больших городах, обычно было украшено одной или несколькими церквами. Очень часто стояла на базарной площади церковь Параскевы Пятницы. По местоположению этой церкви, по крайней мере в Северной Руси, почти безошибочно можно судить о том, где первоначально находилась торговая площадь.

Для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец».  Названия улиц были разнообразными. В основном улицы назывались по прозвищам первых или наиболее выдающихся поселенцев. Реже по ремесленной специализации улиц.

Каждая изба, или клеть, была ли она просторной или тесной, надземной или полуподземной, находилась в особом дворе, следовательно, в особом владении, которое служило единицей обложения, как принадлежавшее одному владельцу. Ограда («тын») из кольев, или плетень, отделяла один двор от другого. В условиях городской жизни у соседей возникали споры о границе дворов. Это объясняет появление в Пространной Русской Правде наказания тому, кто перегородит дворовую межу тыном («дворную тыномь перегородить межю»). Дворы, огороженные плетнём и тыном, составляли пейзаж типичной городской улицы Древней Руси.

Русские города были по преимуществу городами деревянными. Отсюда проистекали недолговечность городских построек и трудность их изучения даже путём археологических раскопок. Любовь русских людей к деревянным жилищам нельзя объяснять бедностью горожан. Она прежде всего зависела от бесспорно больших удобств деревянной постройки по сравнению с каменной в условиях холодного климата, длинной и сырой осени и весны. Города Греции или Италии могли обходиться каменными домами без сложной системы отопления, в Древней Руси было необходимо тёплое и сухое жильё, что заставляло придерживаться менее прочных и импозантных, но зато более удобных, деревянных домов. 

В русских городах были и каменные здания. Развитие городской жизни приводило к тому, что горожане стремились обзавестись каменными приходскими храмами. Кроме церковного назначения большинство городских церквей, в особенности каменные церкви, служили во время пожаров, междоусобий и волнений местом хранения товаров и имущества. Горожане, привыкшие жить в деревянных домах, охотно затрачивали большие суммы на построение каменных церквей, служивших надёжным убежищем от огня и грабежа. Каменные церкви и соборы служили не только церковным и декоративным целям; как мы видели - они были одновременно надёжными складочными местами для хранения товаров и казны, а также библиотеками. Наконец, они имели определённое оборонное значение.

 

4. Список использованной литературы.

Ключевский В.О. "Курс русской истории".

Тихомиров М.Н. "Древнерусские города".

 


Информация о работе Возникновение древнерусских городов