Раскол общества на классы и возникновение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда — низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свои усилия и труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну. Основной ячейкой первобытного общества был род.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document (3).docx

— 169.84 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Теория государства  и права.

Тема: Раскол общества на классы и  возникновение государства.

 

 

                                                                                                                   

                                                                                                              

 

 

 

 

                                                                                                                                    Студентки ТФ <<МАЭП>>

Юридического  факультета

Группы ЮД-1-12

Василакий Диана

Понятие общества и его  признаки    

 Термин «общество»  используется в различных словосочетаниях:  «общество нумизматов», «социалистическое  общество», «российское общество».     

Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены их совместными усилиями.    

 Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда — низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свои усилия и труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну. Основной ячейкой первобытного общества был род.    

 Род — это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный, прежде всего, на кровном родстве, а не на общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.    

 Управление родом носило  общественный характер, все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специальных органов, которые занимались бы только управлением общественными делами не было.    

 Отношения между членами  первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями.     

 Обычай — это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общины и закрепляли их равенство между собой.    

 Обычаи были одновременно  нормами организации общественной жизни, нормами первобытной морали и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм. Понятие мононормы разрабатывалось историками первобытного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормой понимают синкретизм социальных норм, т. е. нерасчлененное единство моральных, религиозных, правовых и т. п. норм.    

Причины появления государства      

 Долгое время причиной  возникновения государства считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской методологии. Согласно ей, производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого увеличения производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечивать себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные Ценности, что влекло за собой имущественное неравенство. Так возникла частная собственность: общество раскололось на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить его. Старая родоплеменная организация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была: иная организация власти, которая смогла бы, во-первых, сохранить и поддержать господство одного класса над другим, во-вторых, обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало государство, обладавшее мощной силой, обособленной от общества. 

 

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Однако первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства.      

 Типичным был путь  возникновения государства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.    

 Важнейшей закономерностью  процесса возникновения государства является неравномерность развития государственности у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для сравнительно быстрого роста общественного производства (Ближний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальнейшем распространяя свое влияние на сопредельные их территории и общества. Таким образом, решающее значение для времени и места появления первых государств имел географический фактор.     

Основными причинами появления  государства были следующие:  

1. необходимость единого  централизованного руководства  массами и совершенствования  управления обществом, связанная  с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано  с развитием производства, появлением  новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего   на  определенной  территории  и  т.п. Старый   аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;  

2. необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявлялось  в тех регионах,  где  основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;  

3. необходимость  подавления  сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства,  а  вместе  с  тем —  к  появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;  

4. необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества,  его стабильность,  в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;   

5. необходимость  ведения  войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств  приводило  к тому,  что  стало  выгодным  жить за  счет грабежа соседей,  захватывая ценности,  скот,  рабов,  облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения воин государство обладает значительно большими возможностями,  чем  первобытное общество.  Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.     

 В большинстве случаев  указанные выше причины действовали  совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. 

 

    Публичная власть как атрибут государства

Понятие власти    

 Власть можно охарактеризовать  как воздействие на кого-либо  или на что-либо. Это воздействие  есть влияние (на мнение, поведение,  состояние и т.п.), но не всякое  влияние есть власть. Сам факт  воздействия, например, в форме  приказа, еще не является достаточным  основанием для признания какого-либо  влияния властью.    

 Представители разных  наук определяют власть по-разному:   

= юристы и политологи  говорят о политической и государственной  власти,  

= естествоиспытатели - о  власти физических законов, о  власти (в определенных границах) человека над природой,  

= философы - о власти объективных законов общества,  

= социологи - о власти  общественного мнения,  

= экономисты - о власти  хозяйственной,  

 = психологи - о власти человека над самим собой (под последней подразумевается самообладание, способность контролировать свои поступки) и т. п.    

 В сфере научного  определения этого понятия можно  выделить шесть направлений:  

 ≈ бихевиористские (оценивающие власть как особый тип поведения, изменяющий поведение других);  

 ≈ телеологические (характеризующие власть как достижение определенных целей);   

 ≈ инструменталистские (рассматривающие власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия);   

 ≈ структуралистские (считающие власть отношением особого рода между управляющими и управляемыми);  

 ≈ конфликтные (сводящие власть к возможностям принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях);  

 ≈ определяющие власть как влияние на других.    

 Для того чтобы влияние  стало властью требуется убежденностьотдающего приказ в том, что он имеет на это право и подчинение воле, выраженной в приказе того, кому он адресуется. В этом суть отношения власти.    

 Природа  властных отношений в обществе имеет двойственный характер:    

во-первых, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов,   

 во-вторых, организацию совместной деятельности людей для достижения общих целей.    

 Понятие «власть» применимо  только к отношениям между  людьми, в качестве объекта и  субъекта власти может выступать  лишь человеческая личность, социальные  группы или организации людей,  обладающие волей и сознанием.      

 Признаки отношений власти:  

- наличие не менее двух  партнеров для отношения власти;   

- приказ, который является  выражением воли отдающего его  по отношению к тому, кем этот  приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;  

- общественные нормы,  устанавливающие, что отдающий  приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;  

- подчинение воле, выраженной  в приказе.     

 Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (источников власти).    

 В основе власти  могут быть разные источники (ресурсы): право, авторитет, убеждения, традиции, насилие, манипуляции и др.

Публичная власть в обществе     

 Всякое общество нуждается  во власти, которая является необходимым  условием функционирования общества как социальной системы и возникает вместе с ним.    

 Государственную власть, а точнее, аппарат власти и  управления вместе с особыми  отрядами вооруженных людей в  литературе нередко называют  публичной властью.    

 В науке нет одинакового  понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства.     

 Наличие публичной  власти имеет принципиальный  характер для любой государственной  организации, отличающей ее от  догосударственной, первобытнообщинной организации.    

 В условиях первобытного  строя власть имела общественный  характер. Она целиком и полностью  совпадала непосредственно с  населением. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.     

 Властные функции осуществлялись  как через систему органов  самоуправления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода.  Не в пример государственным чиновникам,  за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.  

 

    

 Современные научные  знания новую форму происхождения  государственной власти - так называемое  вождество или чифдом (от англ. chiefdom – вождество, главенство). В связи с этим раннеклассовое государство некоторые ученые называют предгосударством или государство–чифдом.    

Информация о работе Раскол общества на классы и возникновение государства