Раскол общества на классы и возникновение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда — низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свои усилия и труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну. Основной ячейкой первобытного общества был род.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document (3).docx

— 169.84 Кб (Скачать)

 Власть вождя, предводителя  общины формируется путем выборности, особенно в период военных  действий (военных походов, защиты  от нападений и т.д.). Выбрать  вождя могла вся община или  военная дружина, которая формируется  и сплачивается вокруг военного  предводителя.    

 В этих условиях  могло происходить отчуждение  власти от общины, рода, племени  дружины, ее узурпация ограниченным  числом лиц или одним лицом.  Происходит изменение военно-демократических  форм организации власти в  военно-иерархические структуры,  в вождество. Власть вождя перерастает впоследствии в государственную власть, если процесс формирования военно-иерархических структур идет параллельно с формированием раннеклассового государства (расслоением общества на классы, новые производственные формы деятельности, появление чиновников-управленцев, разных видов собственности, становление храмов как центров религиозной жизни и т.д.). Таково, например, наблюдалось в государстве Древней Спарты.    

 Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в  условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на политический по своему характеру аппарат насилия и принуждения.    

 Любое общество, являясь  всеобъемлющим коллективом в  государственных границах, имеет  свою внутреннюю структуру с  определенными целями. Оно объединяет разные социальные группы (рабочие, интеллигенция и т.п.), национальные общности (этнические группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.), множество экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и др.). Несмотря на то, что все эти разнообразные силы имеют цели, выражающие интересы определенных слоев общества и групп населения, они не могут обеспечить целевую, заранее заданную направленность деятельности в интересах всего общества. Разнообразие составляющих общество субъектов приводит к асимметричности общества. Каждая из составляющих предполагает свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия и конфликты. Для сохранения единства общества и его нормального функционирования как целостного организма такие противоречия необходимо разрешать.     

 Для разрешения конфликтов, совершенствования и развития  общества в нем появляются  определенные структуры, которые  и занимаются этими вопросами.  В связи с этим, в обществе  предполагается наличие субъекта  и объекта управления и существование  между ними прямой (отдание распоряжений, команд) и обратной связи (информирование  о степени выполнения приказа).       

 В отличие от других  существующих форм управления  государственная власть носит  публичный характер. Особенность  публичной власти состоит в  том, что она возникает не  в любом коллективе людей, как-то  семья, а в публичном коллективе, члены которого связаны общественными  отношениями. Публичная власть  непосредственно связана с асимметрией  общества и с общими интересами, на определенном этапе приобретающими  общественный характер. Поэтому  публичная власть и возникает  в государстве и имеет особенности:  по территории воздействия, по  полномочиям, по количеству людей,  от имени которых они действуют.  Эти различия находят свое  отражение в формах управления.     

 Если посмотреть на  окружающую нас действительность  можно заметить, что власть вмешивается  во все стороны жизни общества, иногда устанавливая обязательную  идеологию (СССР, Иран, Куба) или регулируя  и интимные стороны человеческих  отношений (запрет брака с иноверцами, ограничение рождаемости детей  в семье – КНР).    

 Публичная власть выполняет  следующие функции:  

 ≈ Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;  

 ≈ Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;  

 ≈ Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;  

 ≈ Сбор и обработка информации;   

 ≈ Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;  

 ≈ Контроль и учет.     

 Государственная власть  занимает особое место в силу  только ему присущих свойств:  

 ♦ Исключительность субъекта управления, которым является государство, его  властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.  

 ♦ Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.  

 ♦ Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.  

 ♦ Системный характер государственного управления, без которого его не будет.


Информация о работе Раскол общества на классы и возникновение государства