Восточное направление внешней политики М.С. Горбачева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена восточному аспекту внешней политики Советского

Союза 1985-1991 гг. В первой главе поставлена цель сказать несколько

слов о новом Генеральном секретаре ЦК КПСС СССР, пришедшего к власти в

марте 1985 г., показать международное положение СССР в середине 80-х гг. и

показать основные предпосылки резкого изменения внешнеполитического курса

нового советского руководства. Далее, во второй главе работы, речь пойдет о

генезисе новой восточной политики Союза, будут приведены основные

документы, в которых содержалась концепция советского восточной политики.

Остальная же часть реферата --- это попытка на конкретных примерах

показать практическое применение нового политического мышления в восточной

политики страны. Для это выбраны решение, на взгляд автора, самых сложных

внешнеполитических проблем того времени: разрешение афганской проблемы, как

продолжение--- нормализация советско-китайских отношений, и преодоление

отставания в советско-японских отношений.

Оглавление

1. ВОСТОК --- ДЕЛО ТОНКОЕ (вместо

введения).

стр. 3-4

2. Глава I. ИМПУЛЬСЫ К ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

ГОРБАЧЕВА.стр. 5-6

3. Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ СССР.стр. 7-9

4.Глава III. УРЕГУЛИРОВАНИЕ АФГАНСКОЙ

ПРОБЛЕМЫ.стр. 10-12

5. Глава IV. НОРМАЛИЗАЦИЯ СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ

ОТНОШЕНИЙ.стр. 13-15

6. Глава V. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТСТАВАНИЯ В СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ стр.16-18

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.19

8. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.стр. 20-22

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

стол переговоров  с представителями всех политических сил в стране.

20 июля 1988 г. состоялась  еще одна встреча Горбачева  с Нгуен Ван

Линем. Вьетнамец  проинформировал советского лидера о решении, принятом

вьетнамским руководством, постепенно вывести войска из Кампучии к концу

1989 --- началу 1990 г.

Таким образом, благодаря  усилиям вьетнамцев, кампучийцев, при  активной

поддержке СССР обстановка на Индокитайском полуострове и  во всей Юго-

Восточной Азии начала, хоть медленно, но заметно меняться.

В конце июля 1988 г. в Багоре состоялась коктельная встреча четырех

кампучийских сторон с участием представителей Вьетнама, Лаоса и стран

АСЕАН. Впервые за стол переговоров сели все противостоящие друг другу

кхмерские стороны  и государства Юго-Восточной Азии. Эта встреча еще больше

продвинула начавшийся процесс урегулирования ситуации в  Кампучии и сделала

подвижки в отношениях СССР с КНР.

Итак, возвращаясь  к Красноярскому выступлению  Горбачева, можно

сказать, что оно  явилось еще одним доказательством  углубления и развития

нового политического  мышления Советского Союза.

Мирным инициативам  СССР в АТР и решение проблем, стоявших на пути

установления добрососедских отношений между Советским Союзом и Китаем

создали все необходимые  предпосылки для нормализации советско-китайских

отношений.

В ходе состоявшихся в начале декабря 1988 г. переговоров  между

министром иностранных  дел СССР Э.А. Шеварнадзе и министром иностранных дел

КНР Цянь Цинчэнем была достигнута принципиальная договоренность о том, что

в первой половине 1989 г. состоится встреча на высшем уровне. Это означало,

что на повестку дня  встала полная нормализация советско-китайских  отношений

и начинается принципиально  новый этап в отношениях между  двумя крупнейшими

социалистическими странами мира.

В начале февраля  состоялся визит Э.А. Шеварнадзе в Китай. Итоги визита

позволили конкретизировать многие важные аспекты предстоящих советско-

китайских переговоров  на высшем уровне.

Во-первых, определилась дата визита М.С. Горбачева в Китай --- 15 --

18 мая 1989 г.

Во-вторых, стороны  достигли значительного прогресса  на пути к

взаимопониманию по кампучийской проблеме, отражением чего явилось

соответствующее совместное заявление. Таким образом, сделан важный шаг в

сфере урегулирования вопроса, который китайская сторона  считала основным

препятствием к  полной нормализации отношений (советские  войска из

Афганистана и  Монголии к тому времени уже были выведены).

В-третьих, принципиально  важным явилась достижение договоренности о

начале переговоров между группами военных и дипломатических экспертов о

сокращении уровня военного противостояния в сопредельных районах; стороны

также выразили намерение  и далее в конструктивном духе вести переговоры по

пограничной проблеме. 

Одна древняя  китайская мудрость гласит, что ветер  истории

перелистывает книгу  истории как он захочет. После майского визита

Генерального секретаря  КПСС СССР М.С. Горбачева открылась  новая страница в

советско-китайских  отношениях.

Советско-китайская  встреча на высшем уровне была по существу

логическим продолжением целеустремленных усилий двух стран, направленных на

оздоровление международно-политического  климата и тесно взаимодействующих

с программами  перестройки в СССР и модернизации в Китая, ставших в свою

очередь важным внутренним стимулом для обновления внешней  политики двух

соседних стран.

Во время своего пребывания в Китае Горбачев встретился с рядом

высших должностных  лиц этой страны. Так, 16 мая в здании Всекитайского

собрания народных представителей состоялась беседа М.С. Горбачева с

Председателем Военного совета ЦК КПК и Центрального военного совета КНР Дэн

Сяопином.

Обращаясь со словами  приветствия, Дэн Сяопин сказал: “Я давно хотел

встретится с  Вами. Особенно подтолкнула меня к  этому Ваша речь во

Владивостоке. В ней проявилось новое содержание внешней политики СССР ---

то, что получило название нового политического мышления. Я просил передать

Вам о моем желании провести китайско-советскую встречу на высшем уровне.

Сегодня мы можем  заявить, что отношения между  нашими государствами и

партиями нормализованы”.* Вот в такой устной форме и было закрыто прошлое

и открыт путь в  будущее.

Во время этой встречи в верхах на страницах  западной печати

проскальзывали  опасения относительно того, что поездка  М.С. Горбачева в КНР

может нарушить сложившийся  баланс в “треугольнике” США - СССР - Китай,

нанести ущерб  военно-стратегическим интересам Соединенных  Штатов. Но

подобные опасения были безосновательны. Советско-китайская  нормализация не

была направлена против третьих стран. Более того, с этой встречей

повысилась значимость для СССР, США и КНР мер взаимного  доверия,

осуществление которых стало возможным как вследствие снижения уровня

международной напряженности (акции СССР-США по линии разоружения), так и

благодаря пересмотру в Советском Союзе и в Китае  приоритетов в сфере

экономики и политики.

О значении визита Горбачева в КНР можно говорить долго, но совершенно

очевидно, что эта  встреча оказала воздействие  на оздоровление обстановки в

АТР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава V. ПРЕОДОЛЕНИЕ  ОТСТАВАНИЯ В СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 

Отношения СССР с  Японией всегда отличались большой  сложностью. К

середине 80-х гг. накопилось большое количество проблем, которые мешали

развитию как  отношений между двумя государствами, так и разрядке в АТР.

Главными среди  них можно считать территориальные  претензии Японии, японские

заключенные в  Сибире, о которых японской стороне ничего не было известно,

вывод советских  войск с северных территорий и  заключение мирного договора

решением территориальных  проблем.

С приходом к власти в Советском Союзе М.С. Горбачева  создались

благоприятные условия  и для разблокирования сложной  ситуации между двумя

государствами.

Внешнюю политику Японии вырабатывает МИД. В МИД Японии отношение к

Советскому Союзу  было консервативным, оно не доверяло СССР, поэтому

горбачевскому руководству  стоило многих усилий, чтобы изменить отношение

японской стороны  к советскому государству и его  новой внешней политике.

Уже в 1985 г. новое  советсое руководство стало последовательно

проводить политику направленную на улучшение советско-японских отношений.

Так, по приглашению  ЦК КПСС СССР с 14 по 21 сентября 1985 г. в

Советском Союзе находилась делигация Социалистической партии Японии.

Делегации обеих  стран обсудили вопросы улучшения  советско-японских

отношений. Они  согласились, что улучшение отношений  между двумя странами на

основе принципов  равенства, взаимной выгоды и невмешательства  во внутренние

дела и установление дружбы и добрососедства выгодно  для обоих государств и

благоприятно отразится  на обстановке в Азии.

Затем 27 ноября 1985 г. в докладе Горбачева на 4 сессии ВС СССР 11

созыва прозвучали такие слова в отношении Японии: “Мы за улучшение

отношений с Японией, уверены, что такая возможность реальна. Она уже

вытекает из того, что наши страны --- непосредственные соседи”.*

Но нужно было еще время, чтобы Япония поняла, что  с новым советским

руководством можно  иметь дело, можно решать двусторонние проблемы, а

горбачевскому руководству  надо было время подумать над своей  позицией по

отношению вопросов, которые стояли между двумя сторонами. В Партаппарате

Горбачева считали, что японской территориальной проблемы нет. Все помнили

знаменитые слова  А.А. Громыко: “Страна у нас большая, но свободной земли у

нас нет.” С такой безапеллиционной позицией решать проблему налаживания

отношений было невозмозно. С течением времени в результате активной

восточной политики СССР, некоторые японские политики уловили сигналы

Горбачева и поняли, что с ним можно иметь дело.

22 июля 1988 г. М.С.  Горбачев принял бывшего премьер-министра  Японии

Я. Накасонэ. Накасоне поставил вопрос о том, что японцев надо

заинтересовать  иметь дело с СССР. Прежде всего это касается Дальнего

Востока, где желательны были бы самые различные связи --- экономические,

спортивные, туристические, культурные. Горбачев со своей стороны рассказал

об общественной программе связанной с развитием  Дальнего Востока. Эта

программа предусматривала  более быстрое развитие Сибири и  Дальнего Востока

по сравнению  с другими регионами страны.

Но это были скорее слова, нежеле реальная программа. Во-первых, у

Советского Союза  не было денег развивать два таких  огромных района как

Сибирь и Дальний  Восток. Во-вторых, Дальний Восток оставался  территорие с

большой концентрацией  военных объектов страны и поэтому об открытие

Владивостока, а  тем более о развитии туристических связей и речи быть не

могло.

Тем не менее оба лидера в конце встречи пришли к выводу, что вывод из

тупика советско-японских отношений отвечает интересам обеих  стран.

Во время своего визита Ясухиро Накасонэ выступил в ИМЭМО АН СССР с

лекцией. На ней  он заявил, что в сегодняшней реальности приоритетной

задачей следует  считать ликвидацию тех нерешенных проблем, которые служат

причиной политической напряженности в регионе. Прежде всего, и это касается

Японии и СССР, должен быть решен вопрос северных территорий, а отсутствие

мирного договора, который бы заложил бы основу взаимного  доверия, служит

самой главной  причиной такого положения.

Да, вопрос о северных территориях прочно вошел в повестку дня всех

встреч между  двумя странами. В самой Японии он принял огромную

популярность. Доходило до того, что по улицам Токио разъезжали автобусы,

увешанные плакатами типа: “Осуществить немедленное возвращение северных

Информация о работе Восточное направление внешней политики М.С. Горбачева