Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:30, реферат
Данная работа посвящена восточному аспекту внешней политики Советского
Союза 1985-1991 гг. В первой главе поставлена цель сказать несколько
слов о новом Генеральном секретаре ЦК КПСС СССР, пришедшего к власти в
марте 1985 г., показать международное положение СССР в середине 80-х гг. и
показать основные предпосылки резкого изменения внешнеполитического курса
нового советского руководства. Далее, во второй главе работы, речь пойдет о
генезисе новой восточной политики Союза, будут приведены основные
документы, в которых содержалась концепция советского восточной политики.
Остальная же часть реферата --- это попытка на конкретных примерах
показать практическое применение нового политического мышления в восточной
политики страны. Для это выбраны решение, на взгляд автора, самых сложных
внешнеполитических проблем того времени: разрешение афганской проблемы, как
продолжение--- нормализация советско-китайских отношений, и преодоление
отставания в советско-японских отношений.
1. ВОСТОК --- ДЕЛО ТОНКОЕ (вместо
введения).
стр. 3-4
2. Глава I. ИМПУЛЬСЫ К ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
ГОРБАЧЕВА.стр. 5-6
3. Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ СССР.стр. 7-9
4.Глава III. УРЕГУЛИРОВАНИЕ АФГАНСКОЙ
ПРОБЛЕМЫ.стр. 10-12
5. Глава IV. НОРМАЛИЗАЦИЯ СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ
ОТНОШЕНИЙ.стр. 13-15
6. Глава V. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТСТАВАНИЯ В СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ стр.16-18
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.19
8. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.стр. 20-22
Афганистану, с тем чтобы позволить СССР уйти из этой страны без потери
лица.
Во второй половине января 1987 г. первый заместитель министра
иностранных дел СССР А.Г. Ковалев посетил Пакистан в качестве личного
представителя Горбачева. В беседах с пакистанским президентом была изложена
позиция Советского Союза, выступившего в поддержку программы национального
примирения в ДРА. Была достигнута договоренность о том, что контакты в
целях скорейшего достижения урегулирования вокруг Афганистана политическими
средствами будут продолжены.
Вскоре, в феврале 1987 г., дважды (в начале месяца и в конце)
состоялись переговоры министра иностранных дел Э.А. Шеварнадзе с министром
иностранных дел Пакистана М. Якуб-ханом. Шеварнадзе подтвердил позицию
Советской стороны о скорейшем выводе советских войск, как только будет
достигнуто урегулирование. Стороны выразили поддержку усилиям личного
представителя генерального секретаря ООН Д. Кордоаеса, через которого
велись афгано-пакистанские переговоры в Женеве, и отметили их важность.
Большое значение имело обсуждение обстановки вокруг Афганистана во
время визита в Москву в Середине февраля 1987 г. министра иностранных дел
Исламской Республики Иран А.А. Велаяти. Председатель Президиума
Верховного Совета СССР А.А. Громыко обратил внимание иранского министра
на то, что с территории Ирана осуществляется засылка отряда оппозиции,
ведущих вооруженную борьбу против афганского народа. “Иранское руководство
сделало бы доброе дело, --- отметил А.А. Громыко, --- если бы оно
содействовало решению вопроса об обстановке вокруг Афганистана
политическими средствами и использовало свое влияние для того, чтобы
донести до афганцев, находящихся на территории Ирана, правду о решении
правительства ДАР по вопросу о национальном примирении”.****
После долгих дебатов в Политбюро между сторонниками различных путей
решения афганской проблемы, 8 февраля 1988 г. Горбачев выступил с
заявлением, которое гласило, что правительства СССР и Республики Афганистан
договорились установить конкретную дату начала вывода советских войск ---
15 мая 1988 г.
14 апреля 1988 г. в Женеве были подписаны пять основополагающих
документов по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана.
Данные документы не касались внутренних проблем Афганистана, которые были
вправе решать лишь сам афганский народ.
Значение женевских соглашений заключается а том, что они поставили
преграду внешнему вмешательству в дела Афганистана, дали шанс самим
афганцам установить мир и согласие в своей стране. Вступив в силу 15 мая
1988 г., эти соглашения
регламентировали процесс
декларировали международные гарантии о невмешательстве, обязательства по
которым приняли на себя СССР и США. 15 февраля 1989 г., как
предусматривалось женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены
последние советские войска.
Таким образом, была подведена черта под этой затяжной войной, хотя
следует отметить, что и после вывода войск афганская тема не сходила с
повестки дня внешней политики СССР, т.к. решался вопрос о том, что делать с
этой страной после вывода от туда войск Советского Союза.
После вывода советских войск из Афганистана было устранено одно из
самых важных препятствий
на пути нормализации советско-афганских
отношений.
Глава IV. НОРМАЛИЗАЦИЯ
СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Поворот к переоценке позиции Советского Союза к КНР произошел еще до
перестройки Горбачева. Весной 1982 г. в свой речи в Ташкенте Л.И. Брежнев
признал Китай социалистической страной и заявил, что СССР не претендует на
территорию Китая, не стремится к агрессии. Кроме вышесказанного в этой речи
прозвучали слова, что СССР рассматривает Тайвань исключительно частью КНР.
Китайская сторона отреагировала на эту речь внешне сдержанно.
Существовал ряд проблем, которые стояли на пути нормализации советско-
китайских отношений: наличие советских войск в Афганистане и Камбоджии,
сокращение военного присутствия на советско-китайской границе и в Монголии.
Уже сразу после прихода к власти новый
Генеральный секретарь КПСС, М.С. Горбачева, заявил о том, что СССР
целеустремленно и настойчиво будет укреплять взаимосвязи и развивать
сотрудничество с другими социалистическими странами, в том числе и с
Китайской Народной Республикой”.*
После ХХVII съезда на закрытом совещании ответственных работников МИД
СССР, которое проводилось в мае 1986 г., Горбачев заявил, что
добрососедские отношения с КНР для нас не менее важны, чем с США и др.
странами. Китай --- ядерная держава, которая быстро развивается сейчас. От
советско-китайских отношений все более зависит внешнеполитическая
обстановка”.**
Позиция СССР по советско-китайским отношениям развивалась и уже в
своем выступлении во Владивостоке (28 июля 1986 г.) Горбачев сообщил, что
в настоящее время с руководством МНР рассматривается вопрос о “выводе
значительной части советских войск из Монголии”.*** Горбачев так подытожил
советскую позицию в отношении КНР в своем владивостокском выступлении:
Советский Союз готов в любое время , на любом уровне самым серьезным
образом обсудить с Китаем вопросы о дополнительных мерах по созданию
обстановки добрососедства”.***
Но тогда еще были войска в Афганистане, была не решена кампучийская
проблема, которые, несомненно, сдерживали китайскую сторону пойти на полное
урегулирование отношений с Советским Союзом, хотя уже тогда начали
проходить консультации на уровне заместителей министров иностранных дел,
т.е. как говорится “процесс пошел”.
До объявления новых предложений советской стороны в Красноярске в
сентябре 1988 г., произошел заметный сдвиг на пути разрешения кампучийской
проблемы.
Конфликт в Кампучии препятствовал стабильности в Индокитае и создавал
серьезные преграды в советско - китайских отношениях. К середине 80-х гг. в
Кампучии сохранялась сложная, конфликтная ситуация. Продолжалось
политическое и военное противоборство между правительством Кампучии во
главе с Хенг Самрином, поддерживаемым Вьетнамом, красными кхмерами,
проводившими прокитайскую линию, и группировкой Сон Сана, которому помогали
западные державы. Немалую роль играл и бывший глава Кампучийского
государства Нородом Сианук, поддерживавший отношения и с Западом, и с
китайцами.
Советский Союз не был непосредственно втянут в кампучийский конфликт,
но все же с учетом его позиций в Индокитае, связей с Вьетнамом не мог не
чувствовать своей ответственности за его разрешение. Немаловажное значение
имела для Союза и экономическая сторона дела, ибо вьетнамцы, ссылаясь на
ситуацию в Кампучии, систематически обращались с просьбами все новых и
новых поставок вооружений и военного имущества для своей армии.
Вот почему в рамках новой восточной политики и нового политического
мышления горбачевское руководство взяло курс на достижение политического
урегулирования кампучийского конфликта. Эта позиция нашла свое отражение
во Владивостокской декларации 1986 г.
Опыт показал, что военными методами кампучийскую проблему не решить, а
просто вывод вьетнамских войск из этой страны означил бы вновь ввергнуть
страну в руки Пол Пота. Надо было искать возможности компромисса. Советская
сторона считала, что урегулирование ситуации в Кампучии возможно лишь через
изменение в общем
контексте политического
улучшения китайско-вьетнамских отношений, а в более широком плане --- и
китайско-советских, и советско-американских отношений. Однако китайцы
придавали первоочередное значение сначала разрешению кампучийского узла, а
потом уже считали целесообразным идти на нормализацию китайско-советских
отношений. Советский же Союз считал, что первоочередная задача --- это
установление добрососедских отношений с Китаем, а потом уже всем вместе
разрешать конфликт в Кампучии.
Активный поиск путей урегулирования кампучийской проблемы начался в
1986-1987 гг. Работа в этом направлении велась и в МИД, и в международных
отделах ЦК в тесном контакте между Шеварнадзе, Добрыниным и Медведевым.
Кампучийская проблема стала неотделима от вьетнамской и китайской
проблематики.
Для начала необходимо было, чтобы вьетнамцы осознали всю важность
политического урегулирования кампучийской проблемы. Подвижки в понимании
этого вопроса появляются у вьетнамских руководителей после VI съезда
Коммунистической партии Вьетнама, состоявшегося в декабре 1986 г. И это
нашло свое отражение на встрече Генерального секретаря Компартии Вьетнама
Нгуен Ван Линя с Горбачевым в мае 1987 г. А вскоре состоялась встреча
Горбачева и с
председателем Народно-
Самрином. Согласно информации, которая поступала тогда из Пномпеня, не
оставалось сомнений в том, что кампучийские власти очень слабы. Все
находилось под контролем вьетнамцев. Горбачев на встрече с кампучийским
лидером подчеркнул важность укрепления народной власти в стране, чтобы она
могла самостоятельно и эффективно управлять страной и настойчиво проводить
политику примирения. Правда, какой-либо реакции на эту речь Хенг Самрин не
проявил. И вообще надо сказать, что у советских лидеров создалось
впечатление о главе НДПК, как о слабом политическом лидере.
Примерно в то же время начались регулярные встречи Шеварнадзе и
Медведева с председателем правительства Кампучии Хун Сеном. Он оказался
более здравым политиком и стоял на позиции, что кампучийскую проблему можно
решить только политическим путем в соответствии с принципами,
провозглашенными во Владивостоке. Кроме этого Хун Сен готов был сесть за
Информация о работе Восточное направление внешней политики М.С. Горбачева