Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 07:46, контрольная работа
Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, её отсталости, которая всё более унижала патриотические чувства духовной элиты. Её ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу.
Список литературы
1. "Декабристы и Сибирь", изд." Советская Россия ",1999г.;
2. Б. Иосифова, Декабристы, М., Прогресс, 1999г.;
3. М.В. Нечкина. День 14 декабря 1825 года. М., 1995г.;
4. Литвак. Реформы и революции в России. М., Просвещение, 2000г.;
5. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Щетинов Ю.А., Пособие по Истории Отечества. М., Простор, 2001г.;
6. В.А. Ляхов, Л.А. Коча. Декабристы - ярославцы. Ярославль, 1975г.;
7. А.В. Анилин. Путь Исканий. М., Политиздат, 2000г.;
8. Г.В. Чагин. Декабристы
в Москве. М., Детская литература, 1999г.
I. ПРЕДПОСЫЛКИ ДВИЖЕНИЯ
1) Объективная основа - обострение противоречий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие между мощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознание этого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологии Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательская деятельность Новикова. Со всей остротой эти проблемы были поставлены еще в книге Радищева (1790).
2) Ряд исторических событий, способствовавших осознанию необходимости преобразований.
· Французская революция: кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящие положение в революционных событиях (важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой «для народа, но без народа»).
· Война 1812 г.: пробуждение национального самосознания и общественной активности («мы дети 1812 года»). С одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, особенно болезненное восприятие крепостнического произвола по отношению к такому народу. Отечественная война 1812, участниками которой оказались почти все основатели и многие активные члены будущего движения декабристов, последующие заграничные походы 1813-14 явились для них в известной степени политической школой. Заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками, плюс как сейчас отмечают многие авторы, немалое число будущих декабристов во время похода стали масонами.
· Отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругом дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предлагал глубокое преобразование вплоть до созыва Государственной думы). После войны - новый тур либеральных начинаний, в т. ч. разработка «уставной грамоты» (проекта конституции), плюс конституция Царства Польского. Однако примерно с 1820 г. - окончательный поворот к реакции (в т. ч. 1822 - закрытие масонских лож). «Аракчеевщина» (в т. ч. особенно мрачное проявление - военные поселения с 1816 г.).
3) Важный и сложный вопрос о непосредственных организационных предпосылках, о влиянии конкретных политических традиций:
· Традиция военного, гвардейского переворота и цареубийства (еще участники событий 1762 г. называли их «революцией», мадам де Сталь: «в России самодержавие ограниченное цареубийством»).
· Сейчас
особенное внимание вопросу о влиянии
традиций тайных обществ. «Масонская проблема»
(ведущие декабристы - масоны). По всей
Европе - организации карбонариев.
II. СОЗДАНИЕ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИИ
1) 1814-1815 гг. - создание в армии первых тайных организаций. Первая централизованная конспиративная организация офицеров в 1816 г. - Союз спасения (Общество истинных и верных сынов отечества). Создатели: Сергей Трубецкой, Якушин, братья Муравьевы, всего около 30 человек. Цели - конституционная монархия и отмена крепостного права. Эти требования предполагалось предъявить при смене монархов на престоле. Обсуждался вопрос о цареубийстве. Позже в него вступили П. Пестель и др. - всего около 30 человек.
2) Работа абсолютизма и отмены крепостного права привели 1818 к закрытию «Союза спасения» и основанию более широкого общества - «Союза благоденствия» (около 200 человек). Развернулась просветительская деятельность. Новое общество считало основной целью формирования в стране «общественного мнения», которое представлялось декабристам главной революционной силой, движущей общественную жизнь. В 1820 совещание руководящего органа «Союза благоденствия» - Коренной управы - по докладу Пестеля единогласно высказалось за республику. Основной силой переворота решено было сделать армию, которой руководили бы члены тайного общества. Происшедшее на глазах декабристов выступление в Семеновском полку (1820) в Петербурге дополнительно убедило декабристов, что армия готова к движению.
3) Идейная борьба
внутри организации, углубленная работа
над программой, поиски лучшей тактики,
более эффективных организационных форм
потребовали глубокой внутренней перестройки
общества. В 1821 съезд Коренной управы «Союза
благоденствия» в Москве объявил общество
распущенным и под прикрытием этого решения,
облегчившего отсев надежных членов, стал
формировать новую организацию. В результате
в 1821 образовалось Южное общество декабристов
(на Украине, в районе расквартирования
2-й армии), а вскоре - северное общество
декабристов с центром в Петербурге. Руководителем
Южного общества стал один из выдающихся
декабристов - Пестель. Северное общество
возглавил Н. Муравьев, а в руководящее
ядро входили Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой,
Е. Оболенский.
III. ПРОГРАМНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1) Южное общество - «Русская правда» П. Пестеля (1824):
· установление республики
· ликвидация крепостного права
· уничтожение сословного строя (т.е. равенство всех граждан перед законом)
· за диктатуру Временного революционного верховного правительства
· против Учредительного собрания
· унитарное государство
· крестьяне уходили с землей, но не предусматривалась полная отмена помещичьего землевладения
2) Северное общество - «Конституция» Никиты Муравьева:
· конституционная монархия при одновременном федеральном устройстве
· против диктатуры Временного революционного верховного правительства
· за Учредительное собрание
· уничтожение сословного строя (т.е. равенство всех граждан перед законом)
· отмена крепостного права
· крестьяне
получали по 2 дес. пахотной земли на двор,
остальная земля оставалась собственностью
помещиков или государства (казенные земли)
IV. ВОССТАНИЕ
1) Непосредственные предпосылки: В ноябре внезапно умер царь Александр I. Его старший брат Константин задолго до этого отказался от престола, но отказ царская фамилия хранила в тайне. Наследовать Александру I должен был его брат Николай, которого давно ненавидели в армии, как грубого солдафона и аракчеевца. Между тем армия принесла присягу Константину. Однако вскоре распространились слухи о принесении новой присяги - императору Николаю. Армия волновалась, недовольство в стране возрастало. В то же время членам тайного общества декабристов стало известно, что шпионы обнаружили их деятельность. Ждать было нельзя.
2) План восстания: План революционного переворота, подробно разработанный на заседаниях декабристов в квартире Рылеева, предполагал воспрепятствовать присяге, поднять сочувствующие декабристам войска, привести их на Сенатскую площадь и силой оружия не допустить Сенат и Госсовет принести присягу новому императору. Депутация от декабристов должна была заставить сенаторов подписать революционный манифест к русскому народу. «Диктатором» предстоящего собрания был избран кн. С. Трубецкой, опытный военный, участник войны 1812, хорошо известный гвардии.
3) Восстание: Первый восставший полк пришел на Сенатскую площадь 14 дек. около 14 часов утра под предводительством А. Бестужева, его брата Михаила и Д. Щепина-Ростовского. Полк построился в каре около памятника Петру I. Только через 2 часа к нему присоединились лейб-гвардии Гренадерский полк и гвардейский морской экипаж. Всего на площади под знаменами восстания собралось около 3000 восставших солдат при 30 строевых начальниках - офицерах-декабристах. Собравшиеся сочувствующий народ численно значительно превосходил войска. Однако цели, поставленные декабристами, не были достигнуты. Николай I успел привести Сенат и Госсовет к присяге еще затемно, когда Сенатская площадь была пуста. «Диктатор» Трубецкой не явился на площадь. Каре восставших несколько раз отражало беглым огнем оставшейся верной Николаю гвардейской конницы. Попытка генерального губернатора Милорадовича уговорить восставших не принесла успеха. Милорадович был смертельно ранен декабристом П. Каховским. К вечеру декабристы выбрали нового руководителя - кн. Оболенского, начальника штаба восстания. Но было уже поздно. Николай, успевший стянуть на площадь верные ему войска и окружить каре восставших, боялся, чтобы «волнение не передалось черни», и скомандовал стрельбу картечью. По явно заниженным правительственным данным, на Сенатской площади было убито более 80 «мятежников». К ночи восстание было подавлено.
4) Конец декабря: восстание Черниговского полка под руководством Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина (Пестель был уже арестован). Оно началось 29 декабря 1825 в селе Трилесы (ок. 70 км на юго-запад от Киева), где была расформирована 5-я рота полка. Восставшие (всего 1164 чел.) захватили г.Васильков и двинулись оттуда на соединение с другими полками. Однако ни один полк не поддержал инициативы черниговцев, хотя войска, несомненно, были охвачены брожением. Высланный на встречу восставшим отряд правительственных войск их встретил залпами картечи. 3 января 1826 восстание декабристов на юге было разгромлено.
5) Расправа:
к следствию и суду по делу было привлечено
579 человек. Следственные и судебные процедуры
велись в глубокой тайне. Пятеро руководителей
- Пестель, С. Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин,
Каховский и Рылеев - были повешены 13 июля
1826. Сослан в Сибирь на каторгу и поселение
121 декабрист. Свыше 1000 солдат были прогнаны
сквозь строй, некоторые сосланы в Сибирь
на каторгу или поселение, свыше 2000 солдат
переведены на Кавказ, где в то время велись
военные действия. Заново сформированный
штрафной Черниговский полк, а также другой
сводный полк из активных участников восстания
также были посланы на Кавказ.
V. ОЦЕНКА (ложна и неоднозначна)
1) Негативная оценка. Официальные разъяснения: «западное влияние на незрелые умы».
2) В последующей либеральной и революционной мысли - позитивная и апологетическая оценка: основоположники российского освободительного движения, «рыцари свободы» (Герцен). Но и здесь разные варианты. Покровский в 20-е гг. негативно: выступления дворян за свои интересы; потом он: два разных течения. Южане - революционеры, северяне - реформисты. На советскую историографию наибольшее воздействие оказала концепция Ленина: первый (дворянский) этап освободительного движения (особенно разработано в трудах академика Нечкиной).
3) Скептическая оценка. Ключевский: «случайность, обросшая литературой», декабристы - «лишние люди». Бердяев и «веховцы»: декабристы - порождение «беспочвенной» российской интеллигенции: благородные стремления, чуждые реальной жизни.
Сейчас
- спорные оценки. Декабристы заложили
основу революционной традиции, но
тем самым основу трагического, многолетнего
раскола власти и интеллигенции.
Бесспорна наивысшая оценка их морального,
человеческого облика: гуманизм, бескорыстие,
культура. Героизм в борьбе и стойкое
перенесение страданий на каторге.
Декабристы были страстными просветителями.
Они боролись за передовые идеи в
педагогике, постоянно пропагандируя
идею о том, что просвещение должно
стать достоянием народа. Они отстаивали
передовые, методы обучения, приспособленные
к детской психологии. Еще до восстания
декабристы приняли активное участие
в распространении школ для народа
по ланкастерской системе
Масонство или франкмасонство (от французского franc-mason - вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в начале 18 века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах. В масонстве под знаком этического учения, провозгласившего «объединение людей на началах братства, любви и взаимопомощи», идеи буржуазного антиклерикализма переплелись с элементами религиозного мистицизма.