Воспитание в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:11, реферат

Краткое описание

Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.

Файлы: 1 файл

Воспитание в древней Греции.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

Весьма интересно  то, что сложившаяся разница между  двумя полисами прекрасно осознавалась уже современниками. Для иллюстрации  мы позволим себе процитировать отрывок  из приведенной у Фукидида речи коринфского  посла, побуждавшего спартанцев начать военные действия против афинян: "Вы, по-видимому, вовсе не приняли в  расчет, что представляют собой те афиняне, с которыми предстоит вам  борьба, до какой степени они во всем отличаются от вас. Афиняне любят  всякие новшества, отличаются быстротой  в замыслах и в осуществлении  раз принятых решений; вы же, напротив, стремитесь к тому, как бы сохранить  существующее, не признаете ничего нового... Афиняне решительны - вы медлительны; они ходят в чужие земли - вы приросли к своему месту; удаляясь от родины, они рассчитывают приобрести себе что-либо, вы же опасаетесь, как  бы, выйдя из пределов своей страны, не нанести ущерба тому, чем вы владеете" 4

Здесь, на наш взгляд, подмечена общая разница между  полисами, которые были расположены  на побережье и вдали от моря: многие античные утописты приходили  к выводу, что вся порча нравов происходит из-за мореплавания и связанных  с ним оживленной торговли, контактов  с иноземцами и внешней экспансии /

Еще одна цитата из Фукидида - знаменитая речь Перикла, в  которой он восхвалял демократический  строй Афин,- показывает, что некоторые  афиняне прекрасно осознавали отличие  их полиса от спартанского: "Мы живем  свободной политической жизнью в  государстве и не страдаем подозрительностью  во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто  делает что-либо в свое удовольствие.... Свободные от всякого принуждения  в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов... и  повинуемся лицам, облеченным властью  в данное время.... Государство наше мы предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать  наш город...."5. Обе приведенные цитаты, впрочем, носят резко полемический характер, поскольку относятся к периоду ожесточенной конфронтации двух полисов. Но были и такие исторические эпизоды, когда они совместно выступали против общего врага - персидских "варваров", пытавшихся перенести свою деспотию и свое "азиатское рабство" в свободную Элладу. В таких случаях Спарта и Афины на какое-то время "закрывали глаза" на существовавшую между ними разницу.

3.Древнегреческий  театр и изобразительное искусство , их роль в воспитании граждан.

Происхождение древнегреческой  драмы и театра. Появлению драмы  в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а  затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы «Иллиада» и «Одиссея»,дидактический (поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э. Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми,которые посвящались богам-покровителям земледелия:Деметре,ее дочери Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например,в городе Элевсине во время мистерий (таинств,на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры,во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;позднее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза.Его час-то изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных  Дионису, распевали не только торжественные,но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые,составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия,комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия- карнавально-сатирическую.Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса:сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия,по свидетельсьву Аристотеля,брала начало от запевал дифирамба, комедия- от запевал фаллических песен,т.е. песен,в которых прославлялись плодоносящие силы природы.К диалогу,который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры,и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении  греческой драмы могут сказать  сами слова трагедия и комедия.Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос-«козел» и одэ-«песнь», т.е. «песнь козлов».Этоназвание вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса,козлоногимсуществам,прославлявшим подвиги и страдания бога.Слово комедияпроисходит от слов комос и одэ.»Комос»- это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками,на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно,слово комедия обозначает «песнь комоса».

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии,которая хорошо была известна каждому греку.Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, на трактовке мифа автором,на той общественной и нравственой проблематике,которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этичские, философские,религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в обществен-нополитическом и этическом Воспитании граждан была огромна. Уже во второй половине VI в.до н.э. трагедия достигла значительного развития.

Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно  филантропическая направленность. В  лучших произведениях проводились  передовые идеи эллинистической  философии. Несмотря на отсутствие политической тематики,в новой комедии получали отражения такие важные проблемы,как методы воспитания, отношение к женщине,к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие,более гуманные отношения между людьми. Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальный сюжет или привычная маска:пружиной действия стала ловко устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.Театральные представления считались школой Воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги.

В период расцвета греческой  культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие  трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом  трагедии за его бессмертные произведения («Прикованный Прометей», «Персы»); Софокл, создавший трагедии «Царь Эдип», «Электра», и др.; Еврипд - автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении в Авлиде». Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: «Мир», «Женщины в народном собрании», «Всадники» и др.

Древнегреческое изобразительное  искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его  элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным  сооружением является храм. Самые  знаменитые образцы греческой архитектуры - сохранившиеся до нашего времени  в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и  даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они  почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие  чернофигурные и краснофигурные вазы.

Эллинизм (эллинистическая  эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать  прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями греческой культуры и культуры стран Ближнего и Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое оформление и глубокие местные традиции. В этот период получил широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык - койне, ставший средством межнационального общения. Греки - воины, чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов. В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение - космополитизм (от греческого слова «космополитес» - «гражданин мира»).

Знания, накопленные  в Греции и на древнем Востоке, в сочетании с успехами и практическим освоением обширных пространств  способствовали быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась  дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии - Аристарх; в создание географии - Эрастофен. Сочетание греческой медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе. Её основатель Герофил создал описательную анатомию человека. Из всех эллинистических обществ наиболее известна история Египта благодаря сохранившимся на египетской почве папирусам. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека (до 700 тыс. папирусных свитков). При дворе царей Египта Птоломеев был организован Мусейон - научное учреждение с общежитием для учёных, которых Птоломеи приглашали сюда со всего эллинистического мира. Здесь им были созданы условия для занятий наукой, философией, литературой.

Призванным главой александрийских поэтов был Каллимах, большой популярностью пользовался Феокрит. Александрийские учёные прославились также достижениями в области математики, естественных и технических наук. Но Александрия была не единственным центром науки и искусства. В Афинах продолжались традиции греческой философии. В период эллинизма возникли и развивались две новые философские системы - стоиков и эпикурейцев. Традиции Аристофана продолжил автор множества комедий Менандр. Крупнейшим греческим государством и центром эллинистической культуры были Сиракузы на острове Сицилия.

Введение.1.Афинское общество и система воспитания 2.Общество Спарты , Спартанское Воспитание.3.Древнегреческий театр и изобразительное искусство их роль в воспитании граждан. Введение.1.Афинское общество и система воспитания 2.Общество Спарты , Спартанское Воспитание.3.Древнегреческий театр и изобразительное искусство их роль в воспитании граждан.4. Античная культура и её воспитательная роль в жизни древних греков

Top of Form 1

Hе выдавайте гоpода pодного 

И алтаpей заступников-богов! 

Hе допустите,чтоб забвенья мглою 

Их почести  покpылись! И детей 

Hе выдавайте,и милейшей сеpдцу 

Из всех коpмилиц — матеpи-Земли! 

Вы некогда  на лоне благодатной 

Младенцами  игpали; и она 

Всю пpиняла обузу воспитанья,

Чтоб  щитоносцев-жителей взpостить, 

Чтоб  веpную в годину бедствий службу 

Вы сослужили  матеpи своей.

Bottom of Form 1

. Каждая эпоха  получала от античности то, на  что она только была способна, и каждая эпоха увидела в  ней правильную сторону, хотя  и неправильно игнорировала другие  стороны. После всего вышесказанного  нам теперь нет нужды заниматься  систематическим конструированием  глубинно-интуитивного основания  античности. Достаточно будет в  кратчайшем виде формулировать  то, что по частям мы находим  у изложенных выше авторов.  Это последнее лоно и исток  всей античной культуры, откуда  ведут свое происхождение отдельные  ее сферы,- религия, философия,  искусство, Воспитание и т.  д., может быть представлено в  следующем виде.

В вещах есть отвлеченный  смысл и фактически-телесное его  осуществление, и в вещах есть начало идеальное и реальное. Есть, стало быть, сфера идеального и  реального, и есть цели идеальные  и реальные. Античная культура вырастает  на реальной почве, из реального источника. Она - синтез идеального и реального в реальном. Поэтому, она по преимуществу телесна. В телесности тоже ведь есть свой смысл и своя идея. В телесности тоже ведь есть своя бесконечность. И вот, античная культура есть актуальная бесконечность тела. Это апофеоз биологически-прекрасного, идеально-божественного тела.

Поскольку тело это  есть не просто обычное человеческое тело, с его слабостью, болезнями  и смертью, оно необходимо есть идеальное тело. Это - такое тело, в котором нет ничего, кроме духа. И это такой дух, в котором нет ничего, кроме тела. Это - полная взаимопронизанность духа и тела, абсолютное равновесие духовного и телесного. Отсюда, античное тело с диалектической необходимостью оказывается человеческим телом, а основная интуиция античности с диалектической необходимостью оказывается скульптурной интуицией. Античная интуиция есть узрение тела с резкими и точеными формами, вырастающего на темном фоне и отчетливо вырисовывающегося на нем. На темном фоне, в результате игры и борьбы света и тени, вырастает бесцветное, безглазое, холодное, мраморное и божественно-прекрасное, гордое и величавое тело - статуя. И мир есть такая статуя, и божества суть такие статуи; и города-государства, и герои, и мифы, и идеи - все таит под собой эту первичную скульптурную интуицию.

Религия. Если мы достаточно глубоко вчувствуемся в эти античные интуиции и приучим свою мысль к оперированию с такими интуитивными построениями, то вопрос о происхождении любой сферы античной культуры будет для нас уже принципиально разрешен. Нами будет найдена руководящая идея; и уже позитивное исследование должно показать, как зарождалась и развивалась, как завершалась и процветала и как вырождалась и гибла та или иная культурная сфера на лоне так понимаемой античной идеи. Это - задача эмпирического исследования. Мы же теперь обратим только внимание на то, что отдельные культурные области античного мира действительно зависят от обрисованной нами идеи и незримо управляются ею на протяжении всего своего существования. Несколько примеров будут нелишними.

Информация о работе Воспитание в Древней Греции