Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:59, реферат
Рассматривая тему закрытости межвоенного советского общества, необходимо узнать историю становления советского общества, структуру общественной жизни в СССР, причины тех или иных действий граждан Советского Союза.
Общественная жизнь советских людей была наполнена трудом – «дело чести, доблести и геройства» во имя строительства социально справедливого общества и идеей «защиты социалистического отечества» как высшего общественного долга.
Самое ценное, что имеет в наше время рядовой человек, — это квалификация, здоровье и жилье. Так обстоит дело в Российской Федерации, так обстоит дело и «во всех цивилизованных странах». В начале 1990-х годов англичанка Карен Хьюит пыталась рассказать россиянам, как работает рыночная экономика. В частности, она писала, что британцы «работают всю жизнь, чтобы просто иметь крышу над головой». Что они очень боятся серьезно заболеть и что хотят получить и дать детям как можно лучшее образование.
Так вот — все эти вещи человек в СССР не покупал, а получал даром. Доступ к этим ценностям был разный, в зависимости от места проживания, принадлежности к какой-то группе населения, образования, но только очень частично — дохода.
Вводилось обязательное начальное и среднее образование 4-классное в селах, 7-летнее в городах. К 1940 году техникумы подготовили около 2 млн. специалистов. Были освоены многие новые технологии. Сложилась и советская система высшего технического образования. До 1980-х 90 % вузов в СССР были технические. Но развивалась и система образования в целом.
По уровню обеспеченности врачами и медикаментами СССР уже в 1940 году приближался к уровню западных государств. Во время советско-нацистской войны 1941–1945 годов процент раненых, вернувшихся в строй, в СССР был даже выше, чем в нацистской Германии. Пленных нацистов поражал высокий уровень советской медицины и то, что большинство врачей были женщины.
К 1970-м годам по обеспеченности врачами СССР занимал первое место в мире: число врачей приблизилось к девятистам тысячам, а вся армия работников медицины составляет шесть миллионов. На 10 тысяч населения число врачей колебалось от 29 до 54 человек.
Третьей особенностью советского
общества стала колоссальная несвобода
его членов. С 1930 года свободный переход
рабочего с предприятия на предприятие
был запрещен. Переходить можно —
но если начальство разрешит. Были введены
уголовные наказания за нарушения
трудовой дисциплины и халатность.
С 1931-го рабочие стали нести
В 1932-м стало можно переводить рабочего с предприятия на предприятие без его согласия. Колхозный строй часто трактуют как «второе издание крепостничества». Но и рабочий в городе вовсе не во всем располагал собой. В том же году за кражу госимущества была введена смертная казнь.
27 декабря 1932 г. был
восстановлен внутренний
30 марта 1930 г. и 15 февраля
1931 г. ЦИК СССР принял, под руководством
Калинина, «определения» преступлений
против порядка управления. По
ним к контрреволюционным
7 апреля 1935 года Центральным
Исполнительным Комитетом под
руководством Михаила Калинина
и Советом Народных Комиссаров
был разработан и издан закон
«О мерах борьбы с
Постановление УК и ВЦИК от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной (социалистической) собственности (СЗ СССР 1932 г. № 62, ст. 360). Так называемый «Закон о колосках». За горсть колосков, собранных после уборки на колхозном поле, получали до 10 лет лагерей.
2 октября 1937 г. постановлением
«О лишении свободы по делам
шпионажа, вредительства и диверсионных
актов» решением ЦИК СССР под
руководством Калинина
В 1940-м был признан
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. — так называемый «Закон о прогулах»: «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».
Фактически возрождена крепостная система, установлен прямой запрет на переход из одного предприятия или учреждения в другое. За опоздание свыше 20 минут вводилось уголовное наказание.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г.: «Закон о фзушниках». Крепостничество для подростков-учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО. Заключение полагалось даже за нарушение школьной дисциплины.
О колоссальном ГУЛАГе, где одновременно находилось до 8 % мужского населения страны, не писал только ленивый. При колоссальной несвободе вообще ГУЛАГ сделался своего рода «карцером» в колоссальном лагере под названием СССР. Не свободны были, без преувеличения, все. Вплоть до министров и академиков.
Активное использование
труда заключенных или «
Глава 2. Причины «закрытости» советского межвоенного общества.
Как нам известно, советское общество 1930-1950-х гг. часто называют «закрытым». Объяснением этому, является то, что все действия власти и её политика были направлены на полную изоляцию зарубежных стран от явлений, происходящих в Советском Союзе.
Однако СССР в те годы поддерживал дипломатические, торговые, культурные отношения со многими странами. Более того, идеология, существовавшая в СССР, была рассчитана на всеобщее распространение. Впрочем, и накануне Второй мировой войны в официальной пропаганде подчеркивалась перспектива превращения СССР в «мировую республику». Даже многие мыслители зарубежных стран считали СССР «новой цивилизацией». Данные факты ставят под сомнение «закрытость» советского общества.
Но отрицать данное явление в обществе тех годов мы не можем. Оно проявлялось в стремлении контролировать и ограничивать как получение достоверной информации о жизни за рубежом, так и всевозможные личные контакты советских граждан с иностранцами. Впрочем, в этой связи можно отметить определенную преемственность с правительственной практикой дореформенной России.
В советском укладе жизни начинает действовать жёсткая цензура на информацию внутри страны. Не составляла исключения и информация о внешнем мире. Однако, не смотря на это было возможным получение информации о западной культуре, в том числе о музеях, библиотеках, была разрешена некоторая литература.
Ещё одним источником информации о зарубежных странах являлись система образования и средства массовой коммуникации, но они находились под жестким политико-идеологическим контролем.
«Самоизоляция СССР всегда была весьма относительной. Благодаря книгам, фильмам заинтересованные советские граждане могли ознакомиться с бытом других народов», – пишет Голубев А. В. - российский исследователь.
Жесткая цензура касалась и искусства, а в частности живописи. Подтверждение этому мы можем увидеть в записях историков тех времён. «Мы не видели современного искусства Европы и Америки вот уже сорок лет», – записал в дневнике 1956 г. историк С. С. Дмитриев.
Большинство советских граждан, не владело иностранными языками и, следовательно, не могло использовать иностранную прессу или сообщения радио. Однако иностранную прессу заменяла эмигрантская печать, издающаяся на русском языке. Эти газеты выписывали также ЦК и ЦКК РКП(б), крупнейшие обкомы (Ленинградский, Кубано-Черноморский). Однако подобные издания предназначались лишь для относительно узкого круга, прежде всего партийной элиты. В библиотеках даже создавались отделы специального хранения для иностранной литературы и прессы. Туда попадали даже произведения А. С. Пушкина или Ф. Энгельса, написанные за границей. С середины 20-х годов круг людей, имевших доступ к иностранной прессе и другим альтернативным источникам информации, постепенно сокращается.
После гражданской войны
для советских граждан
Более полный доступ к иностранным
изданиям имела советская
С конца 20-х годов сокращаются
бюджетные средства, выделяемые научным
учреждениям на закупку иностранной
периодики и научной
В июне 1922 г. декретом СНК
РСФСР было образовано Главное управление
по делам литературы и издательств
Наркомпроса РСФСР (Главлит), ставшее
главным органом советской
с 1828 по 1917 гг. все иностранные издания, ввозимые в Россию, делились на четыре категории:
а) разрешенные к свободному распространению;
б) запрещенные совершенно;
в) запрещенные для широкой публики;
г) разрешенные с изъятиями (т.е. из них вырезались или замазывались фрагменты).
Причины для изъятия могли быть следующие:
1. Пренебрежение к русскому и другим царствующим домам.
2. Сопротивление существующему социальному порядку.
3. Изображение русских как варваров.
4. Идеи, оскорбляющие религию и нравственность.
В советские времена ситуация практически осталось прежней, только ещё больше усугубилась. Вместе с тем цензура была гораздо более размытой, закрытой, распространенной, дополнялась самоцензурой, что, в частности, дало М. Т. Чолдин повод ввести новый термин – «всецензура».
В «Положении о Главном
управлении по делам литературы и
издательства (Главлит)», принятом в
июне 1922 г., определялись следующие
критерии для запрещения издания
и распространения
Предполагалось еще более расширить функции Главлита в проекте, подготовленном руководством управления в 1938 г. В функции Главного управления цензуры по этому проекту должны были войти изъятие и конфискация соответствующих произведений и общий контроль за выполнением решений партии и правительства о печати, зрелищах, радиовещании и т.д.
Однако данные проекты не были воплощены в жизнь. Но, исходя из их основных положений, можно сделать вывод о господствующих тенденциях в цензурной политике тех лет.
О масштабах деятельности Главлита свидетельствует тот факт, что по цензурным соображениям уничтожалось до 10% всей печатной продукции, выписываемой из-за рубежа. Это обходилось государству в 250000 золотых рублей в год.
Процветание цензуры прослеживалось не только в области литературы, печатных изданий, искусства, но и в непосредственном контакте советских граждан с лицами других государств. В июне 1927 г. вступила в действие статья УК РСФСР 58-3, где речь шла о «сношениях в контрреволюционных целях с иностранным государством или с отдельными его представителями».
Тщательно отслеживались все поездки за границу, существовал даже определённый порядок выезда и въезда для артистов. В мае 1921 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) поступило следующее предложение наркома просвещения А. В. Луначарского: «установить для всех желающих выехать заграницу артистов очередь при Главном художественном комитете, отпускать их по 3 или 5 человек, с заявлением, что вновь отпускаться будут только лица после возвращения ранее уехавших.
Выезд за границу для учёных с мировым именем, означал обращение к высшему руководству страны. Но даже это не всегда гарантировало успех.
Информация о работе Вопрос закрытости советского межвоенного общества