Вопрос закрытости советского межвоенного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Рассматривая тему закрытости межвоенного советского общества, необходимо узнать историю становления советского общества, структуру общественной жизни в СССР, причины тех или иных действий граждан Советского Союза.
Общественная жизнь советских людей была наполнена трудом – «дело чести, доблести и геройства» во имя строительства социально справедливого общества и идеей «защиты социалистического отечества» как высшего общественного долга.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.90 Кб (Скачать)

Введение.

Рассматривая тему закрытости межвоенного советского общества, необходимо узнать историю становления советского общества, структуру общественной жизни  в СССР, причины тех или иных действий граждан Советского Союза.

 

Общественная жизнь советских  людей была наполнена трудом – «дело чести, доблести и геройства» во имя строительства социально справедливого общества и идеей «защиты социалистического отечества» как высшего общественного долга. Армия была детищем народа, пользовалась огромным уважением и любовью. Авторитарная система, созданная в сложных исторических условиях, позволяла оперативно управлять и мобилизовывать общество на решение важнейших государственных задач, но несла в себе серьезные, а порой и трагические общественные потери. Наиболее трагично они проявились в форме политических репрессий против старой интеллигенции, крестьянства при коллективизации, старых партийных кадров и высшего офицерского состава.

 

Тема «сталинских репрессий» стала ведущей в антисоветской  пропаганде для разрушения СССР, советского общества и социалистической идее в  мировом масштабе. Фальсификация  числа жертв, превращение репрессий  в главное содержание общественной жизни и замалчивание грандиозных  исторических свершений того времени  имели и имеют конкретные политические цели. В этом упражнялись солженицыны, медведевы, гаврилопоповы, сванидзы, раздувая цифры до десятков миллионов человек, при этом становится непонятным, кто  же тогда воевал в Великую Отечественную  войну и одержал Победу.

 

В период 20-30х годов в  места выселения в ссылку и  выселку были направлены 2128298 человек, к расстрелу приговорено 749421 человек. На 1937-1938 годы приходится 43,7% осужденных и 91% смертных приговоров. «Массовые и необоснованные аресты» были осуждены Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР 17 ноября 1938г., нарком внутренних дел снят с должности, а затем расстрелян. Массовые репрессии, искривления судебной практики и беззаконие этого времени – мрачная страница советской истории, но это страница, а не вся история «в муках рождавшегося нового общества».

 

В этом сложном историческом явлении сплелись разные процессы: борьба с политической оппозицией руководству  страны, пресечение усиленной подрывной  деятельности эмигрантских центров  против СССР, деятельности прямой агентуры иностранных государств и провокаций зарубежных спецслужб.

 

Все это явилось эхом Гражданской  войны и представляло реальную опасность, как в ходе строительства нового общества, так и в случае новой  войны. Вместе с тем были и многочисленные ложные доносы и карьерные интриги, служебное рвение карательных органов, а также прямая подрывная деятельность в ГПУ и НКВД.

 

Глава 1. Предпосылки закрытости советского общества.

1.1. Образование СССР.

29 декабря 1922 года на  конференции делегаций от съездов  Советов РСФСР, УССР, БССР и  ЗСФСР был подписан Договор  об образовании СССР. Этот документ  был утверждён 30 декабря 1922 I-м  Всесоюзным съездом Советов и  подписан главами делегаций. Эта  дата и считается датой образования  СССР, хотя Совет Народных Комиссаров  СССР (Правительство) и наркоматы  (министерства) были созданы только 6 июля 1923.

 

Быстрый распад Российской империи начался после Февральской  революции, необычайно активизировавшей национальноосвободительное движение угнетенных народов. Состояние хаоса, экономической и политической нестабильности использовали националсепаратистские течения, активно поддерживаемые военными противниками России — Германией, Австро-Венгрией, Турцией. К осени 1917 г. Россия находилась на грани распада. Победа Октябрьской  революции усилила сепаратистские настроения. За отделение от России стала повсеместно выступать  национальная буржуазия даже тех  окраин, которая раньше таких планов не строила. Стремление отделиться от России представлялось как спасение от анархии и хаоса, которые захлестнули  страну после прихода к власти большевиков. Кстати оказался программный  тезис большевистской партии о праве  наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, который они сделали  законом, подтвердив в таких документах, как «Декларация прав народов  России» (ноябрь 1917 г.), «Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) и Конституция  РСФСР (июль 1918 г.). Используя это  право, ряд народов, входивших в  состав России, заявили о создании своих независимых государств. Это  происходило на тех национальных окраинах, где не успела утвердиться  советская власть, или где в  ходе борьбы за власть верх взяли национальная буржуазия, умеренные социалисты. Способствовала этому и немецкая оккупация. С  приходом немцев советская власть была свергнута там, где она установилась. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии (декабрь 1917 г.), право на независимость Польши, отказавшись от договоров о ее разделе (август 1918 г.). После Октябрьской революции на Украине возникла ситуация, когда существовали две столицы, два правительства (советское и Центральной Рады), две армии. 22 января 1918 г. Центральная Рада приняла IV Универсал, который объявлял Украину независимой от России.

 

Конституция была официально утверждена 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов. Ее основу составляли Декларация и Договор об образовании  СССР. В Конституции определялись вопросы, которые находились в ведении  общесоюзных органов власти. К  ним относились: внешняя политика, объявление войны, заключение мира, границы  СССР и союзных республик, прием  в СССР, вооруженные силы, пути сообщения, связь, планирование народного хозяйства. В остальном республики считались  самостоятельными. Однако права союзных  республик были формальными. Все  основные решения принимались в  центре. Республиканским властям  отводилась роль исполнителей указаний центра.

 

Образование СССР, создав более  широкие возможности для индустриального  и культурного развития окраин, роста  национального самосознания народов, складывания национальных элит, вместе с тем тормозило объективный  процесс создания суверенных государств на территории бывшей Российской империи. СССР, провозглашенный как союзная  федерация, быстро стал приобретать  черты унитарного государства. Его  развитие шло не по пути расширения прав союзных республик, а по пути их автономизации. Идеи интернационализма  использовались для восстановления России как «единой и неделимой» державы, лидеры которой постепенно вернулись к геополитическим  интересам царской России, к имперской, национально-державной концепции во внешней и внутренней политике.

 

1.2. Образование  советского общества.

«Первая пятилетка стала  переломным моментом еще в одном  аспекте — окончательно сложилась  политическая и хозяйственная система. Именно тогда, в начале 30-х годов, появился тот Советский Союз, который стал известен всему миру».

 

Сразу после переворота, в 1920-е годы, доживало свой век старое общество исторической России. Обезглавленное, изуродованное… Но уж какое есть.

 

Первые пятилетки, 1930-е  годы — это время, когда сложилась  политическая система Советского Союза  и структура партийной власти. И советское общество.

 

Часть прежнего общества, целые  пласты общественной системы были уничтожены — от царской семьи до «кулаков»  — то есть самых работящих и  самостоятельных крестьян. Если даже дворяне или священники не были уничтожены, их уничтожали политически — «как класс». Это очень точное определение: даже оставшись в живых, имея детей  и внуков, эти люди не могли воспроизвести  себя как представители своего сословия и класса.

 

Кстати, священники и купцы  истреблялись гораздо свирепее, чем  дворяне. Среди дворян было много  сторонников большевиков. Такие  известные большевики, как Чичерин, Тухачевский, Дзержинский, происходили  из старых дворянских родов.

 

Кроме того, большинство  дворян имели образование, были ценными  специалистами. Многие из них были не столько дворянами, сколько интеллигентами. Владимир Вернадский, названный одним  из десяти «людей двадцатого века», тоже происходит из старой дворянской семьи.

 

В результате одни дворяне  были для советской власти страшными  врагами, другие — «своими», третьи — «болотом», представители которого полезны. Дворянские корни имеют  довольно многие жители современной  России, — в том числе и те, чьи предки вовсе не были большевиками. Самые известные из них — Никита Михалков и директор Эрмитажа Пиотровский.

Все это, конечно, не дворяне, а только потомки дворян.

 

Но потомки священников  и купцов куда более редки —  потому что для большевиков они  были ненавистны поголовно. Одни —  как носители «религиозного дурмана», другие — как владельцы собственности.

 

Истребление множества людей  было частью политики строительства  нового общества, своего рода «расчисткой  площадки».

 

Это привело к разрыву  культурной традиции, создало колоссальный психологический шок, последствия  которого сказываются до сих пор (и будут сказываться еще долго). Но если писать об этом — то отдельные  книги.

 

Для нашей темы важнее другое: в годы первых пятилеток начало возникать  совершенно другое общество. Не традиционное, как в странах Востока или  в русской деревне, но и не такое  же, как в промышленно развитых странах Европы.

 

Благодаря развитию индустрии  очень значительная часть населения  России шагнула в цивилизацию. Ведь индустрия — это основная часть  современной цивилизации. Именно вокруг нее и на ее основе выросли те самые крупные культурные достижения последних двухсот-трехсот лет, которые  ныне составляют главный опорный  стержень цивилизованности. Это —  грамотность и образованность подавляюще большей части населения. Это  — городской образ жизни. Это — создание сложной и дифференцированной социальной системы с большими правами и свободами ее члена. Это — благосостояние и здравоохранение большей части населения.

 

«До Первой мировой войны по-настоящему цивилизованными можно было назвать только небольшую группу стран Западной Европы. Их можно перечислить: Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Норвегия, Дания. С некоторыми условными натяжками в эту группу можно включить Италию и Австро-Венгрию, а также восточную часть США. К этой группе относилась единственная неевропейская страна — Япония.

Во всех же остальных странах  цивилизация проникала не дальше столицы и самых крупных городов. В России по-настоящему цивилизованными  городами можно было назвать только Петербург и, с известными натяжками, Москву. Отдельные черты цивилизованности можно было заметить и в других крупных городах.

 

Индустриализация в корне  изменила такое положение. Старое мелкокрестьянское  хозяйство было уничтожено и заменено крупным коллективным сельским хозяйством. Крестьяне массами пошли в  города и на заводы, чтобы стать  индустриальными рабочими. Усиленными темпами среди них стала распространяться грамотность и элементарные привычки городского жителя. Правда, этот процесс  раскрестьянивания шел медленно и далеко не так гладко, как хотелось бы, но, тем не менее, сегодня Россия — это определенно не крестьянская страна, какой она была в начале XX века.

 

Сколько бы ни критиковали  Советскую власть, но нельзя не признать того факта, что после трехсот  лет самодержавия в России она  впервые дала простому человеку хотя бы теоретическую возможность стать  участником управления государством. Раньше этот путь был наглухо закрыт сословными и законодательными перегородками  для подавляющего большинства населения. Революция сломала эти рамки  и перегородки, и впервые в  истории власть отражала позицию не узкого слоя общества, а большей его части.

 

В ходе индустриализации это  положение усилилось и укрепилось. Партия большевиков сильно выросла  в численности и уже сама по себе стала представлять значительную часть населения страны. Вокруг нее  группировались поддерживающие ее беспартийные граждане. Население стало сознательно  участвовать в укреплении государства  не только косвенно, через представительную власть, но и прямо — своим  трудом, который награждался хорошими по тем временам заработками, но больше всего вознаграждался прославлением  и продвижением вверх в обществе. Если сравнивать двух рабочих: русского при царе и советского при Сталине, то первый лучше был одет и лучше  питался, но зато второй обладал очень  широкими возможностями социального  роста. Русский рабочий не обладал  и десятой долей тех социальных возможностей, которые имелись у  советского рабочего времен первой пятилетки».

 

Осмелюсь уточнить сказанное  моим другом и на 90 % единомышленником Дмитрием Верхотуровым. Сложилось не просто одно из цивилизованных обществ  Земли. Сложилось общество цивилизованное — но по ряду параметров совершенно другое, чем на Западе.

Человек советского общества действительно имел огромные возможности  для вертикальной мобильности (если не происходил из «бывших» и не был  хоть в чем-то нелоялен). Но самое  главное — он имел колоссальную социальную защищенность.

 

Безработицы не стало. Совершенно. Советский человек просто не мог  нигде не работать, не получать хоть какую-то зарплату, не иметь хоть какого-то жилья. Он был беден в том смысле, что имел меньше вещей, худшие жилищные условия и более скверное питание, чем западный. Справедливости ради, он был обеспечен лучше, чем человек в любой колонии. Но при этой скромной обеспеченности советский человек имел гарантию того, что у него будет скромное — но жилье, не деликатесная, но еда, не модная и не роскошная, но одежда. Чем дальше, тем больше советский человек был уверен в своих правах и все решительнее их отстаивал: «Мне полагается!»

 

Второй особенностью стало  право на пользование благами  цивилизации: медициной и образованием. Причем образование становилось чуть ли не обязанностью советского человека.

Информация о работе Вопрос закрытости советского межвоенного общества