Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-ые - 40-ые г.г.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной
международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на
Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй
мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно
свидетельствовали о том, что международная ситуация активно и быстро
приближалась к военному конфликту.

Оглавление

1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.
2. Участие СССР в международных событиях, предшествовавших второй мировой
войне.
3. Борьба СССР за предотвращение войны. Развитие отношений с ведущими
капиталистическими странами.
4. Борьба за предотвращение войны 1933 - 1939 г.г.
5. Проведение переговоров и развитие отношений с США, Англией, Францией и
Германией 1939 - 1941 г.г.
6. Отношения с прибалтийскими государствами. Вхождение Прибалтики в состав
СССР.
7. Политика СССР в отношениях с "малыми странами".
8. Отражение агрессии японских милитаристов.
9. Война с Финляндией.
10. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.
11. Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Rabota_Nikitinoy_E_a__30-40_Gg.docx

— 152.15 Кб (Скачать)

своих  действий  против  СССР  три  страны  создали  антисоветский   военно-

политический союз "Балтийская Антанта".

      В  этой  связи  руководство  СССР  потребовало  отставки  правительств

Латвии, Литвы, Эстонии и  сформирования новых, способных,  как  говорилось  в

заявлениях, "обеспечить честное  проведение в жизнь" пактов  о  взаимопомощи,

а также допуска на  территорию  трех  стран  дополнительных  крупных  частей

Красной  Армии.  В  случае   отказа   выполнить   эти   требования   Молотов

предупредил,   что   Правительством   Советского   Союза    будут    приняты

соответствующие меры. На ответ  Литовскому  правительству  было  дано  десять

часов ночного, а эстонскому и латвийскому - десять часов  дневного  времени.

Одновременно дипломатическим  представителям трех стран было заявлено, что  в

формировании новых правительств примут участие советские представители.

      Почему  вдруг  СССР  предъявил  эти   ультиматумы?  Никаких  враждебных

Советскому государству  планов  у  руководства  этих  стран  не  было.  Когда

Молотов готовил эти  ультиматумы,  у  него  не  было  никаких  доказательств

существования подобных планов. Не были они обнаружены и позже, когда  в  руки

советской стороны попали все архивы прибалтийских правительств.

      На наш  взгляд, все дело в том, что  уже к концу мая стал понятен  скорый

исход боевых действий в Западной  Европе:  Франция  будет  разгромлена  ,  а

Великобритания загнана  на свой остров.  Все  эти  прогнозы  осуществились  в

начале  июня.  Из  этой  кампании  Германия  вышла  еще  более   сильной   в

экономическом и военном  отношениях, еще более уверенной  в  себе,  а  значит,

еще  более   агрессивной.   После   разгрома   Франции   Германия   потеряла

стратегический интерес  к сохранению "дружбы" с СССР. Именно  в  этот  период

советским правительством было решено  довести  до  конца  "территориально  -

политическое  переустройство"  прибалтийских  стран,  "права"   на   которое

Советский Союз получил по секретным протоколам 1939г.

      А что  прибалтийские  правительства?  Они  знали,  что  если  откажутся

удовлетворить советские  требования, вопрос будет решен силовыми  средствами.

В такой ситуации им мог  помочь  только  протест  Германии  против  подобных

действий СССР в Прибалтике.  Германское  правительство  сочло  эти  действия

"отходом  Москвы  от   своих   категорических   заявлений",   однако   нашла

нецелесообразным раньше времени  ссориться  с  Советским  Союзом  и  поэтому

твердо придерживалась политики невмешательства.

      В этих  условиях прибалтам ничего не оставалось, как принять советский

ультиматум. Старые правительства  ушли в отставку, в Латвию, Литву  и  Эстонию

были введены значительные силы Красной Армии, в  несколько  раз  превышающие

по численности национальные армии этих государств.  Для  формирования  новых

правительств и последующего руководства  их  деятельностью  в  Литву  прибыл

замнаркома  иностранных  дел  В.  Деканозов,  в Латвию  -   зампредседателя

Совнаркома А. Вышинский, в Эстонию секретарь ЦК  ВКП(б)  А.  Жданов.  Кризис

завершился создание просоветских правительств,  действовавших  в  отпущенное

им историей время на основе директив Москвы и ее представителей  на  местах,

и подписанием в июле 1940 г. со стороны  прибалтийских  стран  деклараций  с

просьбой о принятии их в состав СССР.

      Оценивая  итоги  политики  Советского  Союза  в  отношении  Прибалтики

необходимо отметить, что  присоединение ее к СССР сыграло  положительную  роль

в  деле  обеспечении  безопасности  западных  границ  и   дало   возможность

отодвинуть предполагаемый рубеж первоначальной обороны  от  центров  страны,

однако те методы, которыми велась эта политика, заслуживают  самого  жесткого

осуждения и противоречат всем международным и советским  правовым нормам.

 

3. Оценка внешней политики  СССР 30 - 40 г.г.

 

      Подводя  итог вышесказанному необходимо  отметить основные итоги внешней

политики Советского Союза  предвоенного десятилетия.  В  результате  действий

СССР  на  внешней  арене  им   были   достигнуты   следующие   положительные

результаты:

      - пакт о  ненападении, при всех своих  отрицательных  чертах,  несколько

отсрочил вступление Советского Союза в войну;

      - была обеспечена  относительная  безопасность  Ленинграда,  Мурманска,

баз Балтийского флота, границы  удалены от Минска, Киева и  некоторых  других

центров;

      -  удалось   внести  раскол  в  капиталистический   лагерь  и   избежать

объединения крупнейших держав в борьбе  с  СССР,  а  также  дезориентировать

союзников по "антикоминтерновскому пакту" и избежать войны на два  фронта.

      Однако,  внешняя  политика  СССР  этого   периода  имела  и   множество

отрицательных последствий  и в целом задача предотвращения войны  и  создания

системы коллективной безопасности была не выполнена.

      Какую же  оценку внешней политики Советского  Союза можно  дать,  исходя

из вышесказанного?

      Как  известно,  Съезд  народных  депутатов   образовал   комиссию   по

политической и правовой оценке договора о ненападении, заключенного  СССР  и

Германией 23 августа 1939 г., которую  возглавлял член  Политбюро,  секретарь

ЦК КПСС А.Н. Яковлев.  Эта  комиссия  была  призвана  оценить  правомерность

заключения договоров 1939 г. и итоги внешней  политики  СССР  перед  Великой

Отечественной войной в целом. Комиссия  сделала  следующие  выводы,  которые

можно,  на  наш  взгляд,  считать  наиболее  верными  и  компромиссными  для

сегодняшнего состояния  советской исторической науки.

      В отличие  от бытовавшей до сих пор  официальной точки зрения,  комиссия

Съезда,  основываясь  на  тщательном  анализе  документов  того  времени   и

свидетельствах еще живых  очевидцев, пришла к однозначному заключению о  том,

что пакт от 23 августа 1939 г., договор  о дружбе и границе  от  28  сентября

1939 г. и  другие  акты  и  договоры  с  Германией,  в  которых  нашли  свое

выражение внешнеполитические устремления сталинского руководства,  находятся

в глубоком противоречии с  ленинскими принципами  международных  отношений  и

нормам  права,  не  отражали  волю  советского  народа  и  народ  не   несет

ответственности за  тайные  преступные  сделки  своего  руководства,  а  вся

тайная  внешняя   политика   противоречит   идеям   мира   и   безопасности,

провозглашавшимся СССР на внешней арене. Кроме того, "политика малых войн",

в которую включился и  Советский Союз, не  может  не  вызывать  осуждения  со

стороны мирового сообщества и последующих поколений. Несмотря на то,  что  в

предвоенные  годы  Советским  Союзом  были  сделаны  значительные   шаги   в

предотвращении угрозы войны,  сталинская  внутренняя  политика  геноцида  по

отношению   к   собственному   народу   получила   свое   отражение   и    в

империалистических  наклонностях,  проявлявшихся  при   реализации   внешней

политики  СССР,  что  свело  все  мирные  инициативы  нашего  государства  к

нулевому результату.

      Советская  внешняя политика предвоенного  времени носила  противоречивый

характер.  Эта  противоречивость  объясняется   своеобразием   международной

обстановки того времени  и особенностями сложившейся  в  СССР  бюрократической

системы   партийно-государственного   руководства,   которая    пренебрегала

нравственными  критериями  и  критериями  международного   права   в   своей

деятельности, в том числе  внешнеполитической.

 

 

                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Якушевский. "Противоречивый  договор". "Аргументы и факты". 1989, N32.

2. Хильгер. "Мы и Кремль". ФРГ, 1964.

3. Бережков. "Просчет Сталина”. “Неделя". 1989, N 31.

4. Яковлев. "События 1939 г. - взгляд с полувековой дистанции". "Правда".

  1989, N 230.

5. Сообщение Комиссии Съезда  народных депутатов. "Правда". 1989, N 230.

6. Донгаров. "Прибалтика. Пятьдесят лет назад". "Аргументы и факты". 1989,

  N 36.


Информация о работе Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-ые - 40-ые г.г.)