Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:03, реферат
Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка.
Отношения со странами
Востока. Во второй половине 1990-х гг.
активизировались отношения Беларуси
со странами Азии и Арабского Востока.
В ходе визитов А. Лукашенко в
Китай, Индию, Вьетнам, Сирию, Египет и
другие страны Азиатско-Тихоокеанского
региона рассматривались вопросы укрепления
двусторонних политических, торгово-экономических
и военных связей.
По мнению белорусского
руководства, наиболее продуктивно
из этой группы стран сотрудничество
развивается с Китаем, Индией, Вьетнамом.
Контакты на различных уровнях между
руководством Беларуси и указанных
государств приобрели стабильный характер,
отличаются доброжелательностью и
откровенностью. Беларусь неоднократно
получала поддержку этих стран в
международных организациях при
обсуждении таких деликатных для
нее вопросов, как права человека
или принятие в Межпарламентский
союз делегации Национального
Белорусская активность
в ООН. После провозглашения независимости
существенно изменился статус Беларуси
в ООН. Вместо прежней роли "дополнительного
голоса" для делегации СССР Республика
Беларусь стала действовать на форуме
наций, исходя из собственных национально-
В 1997 г. по инициативе
правительств Беларуси, России и Украины
ООН разработала программу
Изменение статуса
Беларуси в ООН потребовало по-новому
решать вопрос об уплате взносов в
регулярный бюджет Организации и
бюджет операций по поддержанию мира.
В 1995 г. в результате настойчивых
усилий белорусской дипломатии, поддержанных
другими европейскими странами, было
принято решение о постепенном
снижении доли взносов Беларуси с
учетом сложного социально-экономического
положения и необходимости
Белорусские делегации
на самом высоком уровне участвовали
в таких важных всемирных конференциях,
проводимых под эгидой ООН, как: конференция
по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992),
конференция по правам человека (Вена,
1993), конференция по народонаселению
(Каир, 1994), конференция по социальному
развитию (1995) и др. В октябре 1995 г.
на юбилейной, 50-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН с докладом выступил
президент Республики Беларусь А. Лукашенко,
заявив о готовности Беларуси развивать
всестороннее сотрудничество с этой
ведущей международной
В 1995 г. Беларусь выступила
за бессрочное продление Договора о
нераспространении ядерного оружия.
В 1998 г. на 53-й сессии Генеральной
Ассамблеи по инициативе белорусской
делегации принята резолюция "Региональное
разоружение", в которой содержится
одобрение известного предложения
о создании в Центральной и
Восточной Европе пространства, свободного
от ядерного оружия.
Республика Беларусь
вносит значительный вклад в решение
еще одной важной проблемы разоружения:
запрещения новых видов оружия массового
уничтожения. Начиная с 1970-х гг. она
выступает инициатором принятия
резолюции Генеральной
Беларусь считает
необходимым реформирование системы
ООН и ее основных органов с
целью повышения эффективности
организации, что включает в себя
увеличение количества постоянных членов
Совета Безопасности и выделение
дополнительного места
Белорусская дипломатия
выступает в ООН за принятие резолюций
в целях интеграции стран с
переходной экономикой в мировую
систему хозяйства, развития предпринимательства
и приватизации в интересах устойчивого
развития, оказания помощи странам, освободившимся
от тоталитарных режимов.
Внешнеэкономические
связи. За годы независимости значительно
расширились торгово-
Основными партнерами
Беларуси в области экспорта в 1998
г. были: Россия — 64,9 %, Украина — 5,5 %,
Германия — 2,8 %, Польша — 2,6 %, Латвия —
2,4 %, Литва — 2,2 %. В области импорта
ведущими партнерами являлись: Россия
— 54,3 %, Германия — 8,9 %, Украина — 8,7
%, Польша — 3,3 %, Литва — 2,4 %, Италия —
2,1 %. Во второй половине 1990-х гг. увеличился
экспорт белорусской продукции
в страны Ближнего и Среднего Востока,
Южной Азии, Северной Африки. Главным
экономическим партнером
Одной из серьезных
проблем внешнеэкономической
Белорусское руководство
заинтересовано в наращивании активности
на европейском направлении, стремясь
использовать объективную экономическую
заинтересованность стран ЕС в сотрудничестве
с Беларусью. В настоящее время
компании из стран ЕС являются основными
инвесторами на территории Беларуси.
Количество предприятий с иностранными
инвестициями, созданных с участием
фирм этой группы стран, достигло к
началу 2000 г. 625, или 42 % от общего числа
таких предприятий. Доля западноевропейских
инвесторов в их уставном фонде составляла
137 млн дол. США, или 61,4 % от общего объема
иностранных инвестиций. Среди государств
— членов ЕС, инвестировавших капиталы
в экономику страны, лидировали Германия
(56,4 млн. дол., или 41,2 %) и Нидерланды (52,9
млн дол., или 38,6 %). Влияние предприятий
с иностранными инвестициями на торговый
баланс страны и в целом на ее
экономику постепенно возрастает. С
1996 по 1999 г. доля их годового экспорта в
общем объеме увеличилась с 2,3 до
7,1 %, импорта — с 3,1 до 9 %.
Заключение
Итоги внешнеполитической
деятельности Республики Беларусь представляют
собой сочетание успехов и
неудач, достижений и просчетов. С
одной стороны, страна добилась всеобщего
международного признания, доказала способность
к независимому существованию в
сообществе суверенных государств, урегулировала
отношения с соседними
С другой стороны, во
второй половине десятилетия накапливались
трудности и проблемы, вызванные
причинами субъективного
Опыт развития Республики
Беларусь второй половины 1990-х гг. доказывает
неразрывность внутренней и внешней
политики белорусского государства, внутренних
и внешних факторов его функционирования.
Это дает основания предполагать,
что демократизация внутриполитической
жизни будет вести к ослаблению
внешнеполитической изоляции. С другой
стороны, воздействие соседних государств
и международного сообщества на правящий
режим может и должно влиять на
достижение национального согласия
между оппозиционными силами и правительством.
Важнейшим фактором
развития Беларуси была и остается
Россия. От того, как будут развиваться
отношения с восточной
Однако решающей
и определяющей силой развития Беларуси
как государства и
Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия