Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:03, реферат
Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка.
В 1995 г. А. Лукашенко
сформулировал следующие
До середины 1994 г.
механизмы разработки, принятия и
реализации решений в области
внешней политики были сосредоточены
в Верховном Совете и Совете Министров.
После введения института президента
и особенно принятия на референдуме
1996 г. новой редакции Конституции
Республики Беларусь ведущая роль в
сфере разработки и реализации основных
направлений внешней политики перешла
к президенту. Согласно Конституции
он является гарантом реализации внешнеполитических
решений, представляет Беларусь в отношениях
с иностранными государствами и международными
организациями, ведет переговоры, подписывает
международные договоры, назначает и отзывает
дипломатических представителей Республики
Беларусь в зарубежных государствах и
при международных организациях. В руках
президента сконцентрирована и вся кадровая
политика в области внешней политики.
Ведущим органом
в сфере реализации внешней политики
является Министерство иностранных
дел. За годы независимости численность
сотрудников министерства выросла
в несколько раз, достигнув к
началу 2000 г. более 200 человек. В начале
1999 г. система органов
Беларусь и СНГ.
Важным приоритетным направлением внешнеполитической
и внешнеэкономической
Республика Беларусь
подписала и ратифицировала важнейшие
уставные документы СНГ, в том
числе его Устав. Однако Содружество
в силу различных интересов
Белорусское руководство
выступает за повышение эффективности
деятельности органов СНГ, их реорганизацию
с целью оперативного принятия решений
и создания действенного механизма
по контролю за выполнением принимаемых
решений. Программа реформирования
СНГ и позиция Беларуси в отношении
этой организации были изложены президентом
Республики Беларусь А. Лукашенко в
его заявлении от 25 ноября 1997 г.
Интересы Беларуси
в рамках СНГ заключаются в
создании полноценной зоны свободной
торговли. Это будет способствовать
формированию в рамках Содружества
полноценной рыночной инфраструктуры,
развитию в будущем общего экономического
пространства, основанного на свободном
перемещении товаров, услуг, рабочей
силы и капиталов. Зона свободной
торговли будет содействовать более
плавному и равноправному вхождению
стран Содружества в мировую
систему хозяйства, вступлению во Всемирную
торговую организацию, развитию сотрудничества
с другими международными организациями.
Основные внешнеполитические и внешнеэкономические
интересы Республики Беларусь в рамках
Таможенного союза пяти государств
заключаются в создании на основе
этого союза единого
Интеграция с Россией.
Внешнеполитическим приоритетом номер
один в политике Беларуси с 1994 г. был
провозглашен курс на политическую, экономическую
и военную интеграцию с Россией.
В 1995 г. был подписан белорусско-российский
Договор о дружбе, добрососедстве
и сотрудничестве. Этот основополагающий
для отношений двух стран документ
ставил эти отношения на международно-правовую
основу и закреплял факт существования
Беларуси и России как двух независимых
и суверенных государств. В 1995 г. они
создали Таможенный союз, к которому
в 1996 г. присоединились Казахстан и
Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан. В 1999
г. пять вышеупомянутых государств подписали
Договор о Таможенном союзе и
Едином экономическом пространстве.
В 1996 г. Беларусь и Россия заключили
Договор об образовании Сообщества,
в 1997 г. трансформировали его в Союз.
В декабре 1998 г. президенты А. Лукашенко
и Б. Ельцин заявили в совместной
декларации о намерении создать
единое союзное государство и
провести в 1999 г. референдумы в двух
странах по этому вопросу.
В декабре 1999 г. президенты
Беларуси и России подписали в
Москве Договор о создании Союзного
государства, который вступил в
силу в январе 2000 г. Договор предусматривает
дальнейшие совместные шаги двух государств
по сближению и объединению их
правовых, экономических, финансовых,
таможенных и иных систем, формированию
межгосударственных властных структур,
что в итоге может привести
к созданию Союзного государства. Обе
страны делегируют ему часть своих
полномочий, заявляя одновременно о
том, что они сохраняют
По состоянию на
1 июня 1999 г. между Республикой Беларусь
и Российской Федерацией подписано
около 200 межправительственных и межгосударственных
договоров. В апреле 1999 г. во взаимных
поставках участвовали 79 субъектов
Российской Федерации (в 1996 г. их было 37)
и все регионы Беларуси.
Развивалось двустороннее
военно-политическое и военно-техническое
сотрудничество. В декабре 1997 г. были
подписаны Договор о военном
сотрудничестве, Соглашение о совместном
обеспечении региональной безопасности
в военной сфере. В январе 1998 г.
на заседании высшего Совета Союза
Беларуси и России в Москве утверждена
Концепция совместной оборонной
политики двух государств. Осуществляется
координация внешней политики Беларуси
и России.
Вместе с тем
интеграционная политика белорусского
президента разворачивалась на фоне
углубления социально-экономического
и политического кризиса в
Беларуси, периодического обострения
торговых и информационных войн между
Беларусью и Россией. Форсированное
белорусско-российское сближение подрывало
аморфное СНГ и вызывало подозрения
у соседей Беларуси. Внутри страны
оно сопровождалось нарастающей
критикой и противодействием со стороны
широких общественных кругов и национально-демократических
сил. С приходом к власти президента
В. Путина Россия стала демонстрировать
прагматический подход к интеграции
и твердое желание отстаивать
свои государственные интересы в
развитии отношений с союзной
Беларусью.
Западный вектор
внешней политики. Поворотным пунктом
в истории развития суверенной Беларуси
явился конституционный референдум,
состоявшийся в ноябре 1996 г. Он породил
затяжной конституционно-политический
кризис в стране и ухудшение отношений
с Западом. Международное сообщество,
такие влиятельные
После референдума 1996
г. Запад и международные
В начале 1998 г. в Минске
по предложению белорусского правительства
отрылось Представительство
После распада Варшавского
Договора и СССР перед Беларусью
встала проблема определения отношений
с военно-политической организацией
НАТО. В ноябре 1992 г. страну посетил
генеральный секретарь НАТО М. Вернер.
Он заявил, что Запад и НАТО с
уважением относятся к
С 1994 г. белорусский
президент выступает против расширения
НАТО на Восток и продвижения блока
к границам Беларуси. По мнению руководства
страны, такое решение явилось
бы большой исторической ошибкой
Запада. А. Лукашенко заявлял о
том, что существование НАТО после
распада Варшавского Договора не
вызвано исторической необходимостью
и предлагал альянсу
После того как в
1997 г. Россия и Украина заключили
с НАТО основополагающие документы
о сотрудничестве, Беларусь оказалась
фактически не охваченной гарантиями
безопасности со стороны альянса. Отношения
с НАТО ухудшились в 1999 г. в связи
с военной акцией блока против
Югославии. Беларусь вместе с Россией
внесла в Совет Безопасности ООН
острый проект резолюции с осуждением
интервенции. Однако он не получил широкой
поддержки. В конце 1999 г. Беларусь вслед
за Россией восстановила официальные
контакты с НАТО. Беларусь выступает
за создание системы европейской
безопасности без разделительных линий
и при усилении координирующей роли
ОБСЕ.
Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия