Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:03, реферат

Краткое описание

Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Республики Беларусь первые итоги первого десятилетия.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

В 1995 г. А. Лукашенко  сформулировал следующие внешнеполитические приоритеты Беларуси: укрепление суверенитета страны; усиление многостороннего и  двустороннего сотрудничества с  государствами СНГ при углублении отношений с Россией; развитие отношений  со странами Запада, в том числе  Центральной и Восточной Европы; создание благоприятных условий  для сотрудничества с международными организациями. Однако главным вектором внешней политики стала Россия. В  конце 90-х гг. перекос восточного вектора в ущерб западному  оказался настолько сильным, что  белорусский президент провозгласил курс на многовекторную внешнюю политику. В определенной степени это проявилось в активизации связей со странами Азии, Африки и Латинской Америки  и вступлении страны в 1998 г. в Движение неприсоединения. В 1999 г. была также  выдвинута концепция создания "пояса  добрососедства" вокруг Беларуси. Однако улучшить отношения с Польшей  и странами Балтии, как и нормализовать  отношения с государствами Евросоюза, с США и Западом в целом  не удалось.  

До середины 1994 г. механизмы разработки, принятия и  реализации решений в области  внешней политики были сосредоточены  в Верховном Совете и Совете Министров. После введения института президента и особенно принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции  Республики Беларусь ведущая роль в  сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики перешла  к президенту. Согласно Конституции  он является гарантом реализации внешнеполитических решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в зарубежных государствах и при международных организациях. В руках президента сконцентрирована и вся кадровая политика в области внешней политики. 

Ведущим органом  в сфере реализации внешней политики является Министерство иностранных  дел. За годы независимости численность  сотрудников министерства выросла  в несколько раз, достигнув к  началу 2000 г. более 200 человек. В начале 1999 г. система органов государственного управления, отвечающих за внешнеполитическую и внешнеэкономическую сферу, была реорганизована. На основе Министерства иностранных дел, Министерства внешнеэкономических  связей и аппарата Министра по делам  СНГ было создано единое Министерство иностранных дел. Главной задачей  реорганизованного МИД стала  координация внешнеполитической и  внешнеэкономической деятельности страны, а также развитие торгово-экономических  связей Беларуси с зарубежными государствами. Большинство структурных подразделений  МИД преобразовано таким образом, чтобы они были способны оказывать  комплексное политико-экономическое  содействие белорусским государственным  органам, общественным организациям и  предприятиям всех форм собственности, белорусским гражданам в их контактах  с зарубежными организациями, фирмами, гражданами иностранных государств. 

Беларусь и СНГ. Важным приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является укрепление двустороннего и многостороннего  сотрудничества со странами СНГ. Она  выступает за превращение Содружества  в региональную организацию с  высоким уровнем экономической  и политической интеграции. Белорусские  представители активно участвуют  во встречах руководителей государств и правительств, работе координационных  органов СНГ (Межпарламентской Ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Межгосударственного  экономического комитета и др.). Столица  республики город Минск является местом нахождения исполнительных и  координационных органов СНГ.  

Республика Беларусь подписала и ратифицировала важнейшие  уставные документы СНГ, в том  числе его Устав. Однако Содружество  в силу различных интересов государств-членов и центробежных процессов на постсоветском  пространстве не смогло стать эффективным  инструментом согласования интересов  и создания сплоченного политико-экономического сообщества. В рамках СНГ возникли региональные группы государств по интересам (Союз Беларуси и России, Центрально-Азиатский  союз, ГУУАМ—Союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы). В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности стран  СНГ, заключенного в 1992 г. в Ташкенте, вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. На новый срок Ташкентский договор  продлили Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россия и Таджикистан. Украина  отказывается участвовать в политических и военных интеграционных мероприятиях Содружества. Учитывая существенные расхождения  между государствами-членами относительно дальнейших перспектив развития Содружества, Совет глав государств узаконил концепцию  разноскоростной интеграции на просторах СНГ. Признано, что экономическое направление является на сегодняшний день наиболее перспективным в развитии СНГ. 

Белорусское руководство  выступает за повышение эффективности  деятельности органов СНГ, их реорганизацию  с целью оперативного принятия решений  и создания действенного механизма  по контролю за выполнением принимаемых  решений. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении  этой организации были изложены президентом  Республики Беларусь А. Лукашенко в  его заявлении от 25 ноября 1997 г.  

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в  создании полноценной зоны свободной  торговли. Это будет способствовать формированию в рамках Содружества  полноценной рыночной инфраструктуры, развитию в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном  перемещении товаров, услуг, рабочей  силы и капиталов. Зона свободной  торговли будет содействовать более  плавному и равноправному вхождению  стран Содружества в мировую  систему хозяйства, вступлению во Всемирную  торговую организацию, развитию сотрудничества с другими международными организациями. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические  интересы Республики Беларусь в рамках Таможенного союза пяти государств заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства. 

Интеграция с Россией. Внешнеполитическим приоритетом номер  один в политике Беларуси с 1994 г. был  провозглашен курс на политическую, экономическую  и военную интеграцию с Россией. В 1995 г. был подписан белорусско-российский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Этот основополагающий для отношений двух стран документ ставил эти отношения на международно-правовую основу и закреплял факт существования  Беларуси и России как двух независимых  и суверенных государств. В 1995 г. они  создали Таможенный союз, к которому в 1996 г. присоединились Казахстан и  Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан. В 1999 г. пять вышеупомянутых государств подписали  Договор о Таможенном союзе и  Едином экономическом пространстве. В 1996 г. Беларусь и Россия заключили  Договор об образовании Сообщества, в 1997 г. трансформировали его в Союз. В декабре 1998 г. президенты А. Лукашенко  и Б. Ельцин заявили в совместной декларации о намерении создать  единое союзное государство и  провести в 1999 г. референдумы в двух странах по этому вопросу.  

В декабре 1999 г. президенты Беларуси и России подписали в  Москве Договор о создании Союзного государства, который вступил в  силу в январе 2000 г. Договор предусматривает  дальнейшие совместные шаги двух государств по сближению и объединению их правовых, экономических, финансовых, таможенных и иных систем, формированию межгосударственных властных структур, что в итоге может привести к созданию Союзного государства. Обе  страны делегируют ему часть своих  полномочий, заявляя одновременно о  том, что они сохраняют независимость  и государственный суверенитет. Составной частью Договора является Программа мероприятий по развитию Союза Беларуси и России до 2005 г. Принята также Программа экономического сотрудничества двух стран на 1999—2008 гг. 

По состоянию на 1 июня 1999 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией подписано  около 200 межправительственных и межгосударственных договоров. В апреле 1999 г. во взаимных поставках участвовали 79 субъектов  Российской Федерации (в 1996 г. их было 37) и все регионы Беларуси.  

Развивалось двустороннее военно-политическое и военно-техническое  сотрудничество. В декабре 1997 г. были подписаны Договор о военном  сотрудничестве, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере. В январе 1998 г. на заседании высшего Совета Союза  Беларуси и России в Москве утверждена Концепция совместной оборонной  политики двух государств. Осуществляется координация внешней политики Беларуси и России. 

Вместе с тем  интеграционная политика белорусского президента разворачивалась на фоне углубления социально-экономического и политического кризиса в  Беларуси, периодического обострения торговых и информационных войн между  Беларусью и Россией. Форсированное  белорусско-российское сближение подрывало  аморфное СНГ и вызывало подозрения у соседей Беларуси. Внутри страны оно сопровождалось нарастающей  критикой и противодействием со стороны  широких общественных кругов и национально-демократических  сил. С приходом к власти президента В. Путина Россия стала демонстрировать  прагматический подход к интеграции и твердое желание отстаивать свои государственные интересы в  развитии отношений с союзной  Беларусью. 

Западный вектор внешней политики. Поворотным пунктом  в истории развития суверенной Беларуси явился конституционный референдум, состоявшийся в ноябре 1996 г. Он породил  затяжной конституционно-политический кризис в стране и ухудшение отношений  с Западом. Международное сообщество, такие влиятельные международные  организации, как ОБСЕ, Совет Европы, Европейский союз, не признали в  качестве законных результаты ноябрьского 1996 г. референдума, приведшие к установлению режима неограниченной президентской  власти. Они заявили о непризнании  новых государственных органов, созданных после референдума, в  том числе Национального собрания. Государства Запада и международные  организации признают Верховный  Совет 13-го созыва как единственный легитимный законодательный орган  власти. 

После референдума 1996 г. Запад и международные организации  ввели ограничительные меры в  отношении Республики Беларусь. Совет  Европы приостановил ее статус специально приглашенной страны, а Евросоюз —  действие рамочных соглашений 1995 г. США  объявили политику "избирательного участия", предусматривающую прекращение  контактов с белорусским руководством и поддержку институтов гражданского общества в Беларуси. Вместе с тем  Запад заявил, что его целью  является не изоляция Беларуси, а возвращение  ее в семью цивилизованных европейских  стран, на путь демократии и рыночных реформ. 

В начале 1998 г. в Минске по предложению белорусского правительства  отрылось Представительство Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ. Основные усилия КНГ  направлены на проведение свободных  и демократических парламентских  выборов и обеспечение свободы  средств массовой информации. С целью  нормализации внутриполитической обстановки миссия ОБСЕ пыталась наладить конструктивные переговоры между белорусскими властями и политической оппозицией. Однако эти попытки не принесли желаемого  результата, а деятельность КНГ подверглась  критике с обеих сторон.  

После распада Варшавского  Договора и СССР перед Беларусью  встала проблема определения отношений  с военно-политической организацией НАТО. В ноябре 1992 г. страну посетил  генеральный секретарь НАТО М. Вернер. Он заявил, что Запад и НАТО с  уважением относятся к стремлению Беларуси стать нейтральной и  безъядерной страной и отметил  их заинтересованность в добрых отношениях с Беларусью и ее соседями. В 1993 г. во время визита в Минск государственного секретаря США У. Кристофера Беларуси было предложено присоединиться к Программе  НАТО "Партнерство ради мира", на что позитивно отреагировало  тогдашнее белорусское руководство. Однако на деле страна присоединилась к этой Программе в январе 1995 г., сделав это одним из последних  европейских государств. В 1997 г. штаб-квартирой  НАТО в Брюсселе одобрена Индивидуальная программа партнерства Республики Беларусь с НАТО на 1997—1999 гг., которая  предусматривает ограниченное сотрудничество с альянсом. В апреле 1998 г. открыто  постоянное представительство Беларуси при НАТО. 

С 1994 г. белорусский  президент выступает против расширения НАТО на Восток и продвижения блока  к границам Беларуси. По мнению руководства  страны, такое решение явилось  бы большой исторической ошибкой  Запада. А. Лукашенко заявлял о  том, что существование НАТО после  распада Варшавского Договора не вызвано исторической необходимостью и предлагал альянсу самораспуститься. Учитывая неготовность и нежелание  этой организации к самоликвидации, он предлагал серьезно реформировать  НАТО. Белорусский президент также  выдвигает планы создания антинатовского и антиамериканского блока в  составе Беларуси, России, Югославии, Китая, Индии, Ирана, арабских государств. Он высказывал сожаление о выводе ядерных ракет с территории Беларуси, поскольку это не позволяет сегодня  эффективно "сдерживать" НАТО. 

После того как в 1997 г. Россия и Украина заключили  с НАТО основополагающие документы  о сотрудничестве, Беларусь оказалась  фактически не охваченной гарантиями безопасности со стороны альянса. Отношения  с НАТО ухудшились в 1999 г. в связи  с военной акцией блока против Югославии. Беларусь вместе с Россией  внесла в Совет Безопасности ООН  острый проект резолюции с осуждением интервенции. Однако он не получил широкой  поддержки. В конце 1999 г. Беларусь вслед  за Россией восстановила официальные  контакты с НАТО. Беларусь выступает  за создание системы европейской  безопасности без разделительных линий  и при усилении координирующей роли ОБСЕ.  

Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия