Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:03, реферат
Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка.
Внешняя политика Республики
Беларусь: первые итоги первого десятилетия
Внешней политике Республики
Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая
и дипломатическая активность Белорусской
Народной Республики и Белорусской
Советской Социалистической Республики.
Эти государственные
Дипломатия БНР
Белорусская Народная
Республика после провозглашения своей
независимости 25 марта 1918 г. сконцентрировала
дипломатическую деятельность на международном
признании БНР, защите ее суверенных
прав, борьбе за независимость и
территориальную целостность
Однако неблагоприятные
внешнеполитические условия, оккупация
Беларуси более сильными государствами
(Германией, Польшей, Советской Россией)
не позволили реализовать идею белорусской
государственности в форме
Внешнеполитическая
деятельность БССР
На первом этапе
существования БССР (1919—1922) ее внешнеполитическая
деятельность осуществлялась в рамках
дипломатического союза советских
республик, объединенных вокруг РСФСР.
Правительство БССР предоставило РСФСР
право вести переговоры от его имени с
Польшей и определять границы Беларуси.
В соответствии с заключенным в 1921 г. Рижским
мирным договором Западная Беларусь передавалась
Польше. Несмотря на предложения к иностранным
государствам о признании и установлении
дипломатических отношений, БССР была
признана только РСФСР и другими советскими
республиками, а также Польшей и Германией.
Отношения де-факто она поддерживала с
Латвией, Литвой, Эстонией, Австрией, Чехословакией,
Турцией, Италией, Англией.
После вступления БССР
в состав СССР ее внешнеполитические
полномочия были фактически прекращены,
а внешнеполитическое ведомство
ликвидировано. Это было зафиксировано
в Конституциях БССР 1927 и 1937 гг. Накануне
и в годы Второй мировой войны
Беларусь вновь стала объектом разделов
и великодержавной имперской
политики. Этнические белорусские земли
(Виленская и Белостокская области
и другие территории) без согласия
высших органов государственной
власти БССР были переданы сталинским
руководством Литве и Польше.
В феврале 1944 г. советское
руководство вернуло союзным
республикам внешнеполитические полномочия,
преследуя цель получить в их лице
"множественное
Белорусская дипломатия
не проводила в ООН и других
международных организациях в период
существования СССР самостоятельной
внешнеполитической линии. Она следовала
тенью за делегацией СССР, реализуя
тактические установки Кремля. Республика
не имела дипломатических
В 1988 г. БССР являлась
участником 156 международных договоров
и соглашений. Ее представители участвовали
в работе более чем 60 межправительственных
организаций и их органов, входивших
в систему ООН. Подавляющее большинство
подписанных ею в рамках системы
ООН международных договоров
носило многосторонний характер. Их выполнение,
особенно в области прав человека,
было ограничено советской официальной
доктриной "абсолютного государственного
суверенитета". Белорусская ССР,
как член советского унитарного государства
имперского типа, не признавалась международным
сообществом как равноправный субъект
международного права, как независимое
и суверенное государство.
Внешняя политика Республики
Беларусь
После провозглашения
независимости в 1991 г. начался новый
период внешнеполитической деятельности
Беларуси. Международная политика страны
в 1990-е гг. четко подразделяется на
два этапа в зависимости от
типа политического режима. Первый
охватывает 1990—1994 гг., когда в стране
существовала парламентская республика.
Второй период начался в июле 1994
г. с избрания первым президентом
Республики Беларусь А. Лукашенко.
В соответствии с
Декларацией о государственном
суверенитете, актами о ликвидации
СССР и создании Содружества Независимых
Государств Верховный Совет и
правительство Республики Беларусь
заявили о строительстве
Международное признание.
С последних чисел декабря 1991
г. начался процесс международного
признания Республики Беларусь. Первыми
государствами мира, признавшими
независимость Беларуси и установившими
с ней дипломатические
Республика Беларусь
значительно расширила свое участие
в международных универсальных
и региональных организациях. Она
вступила в Международный валютный
фонд и группу Всемирного банка, Международную
организацию гражданской
Беларусь в 1992 г. была
принята в Организацию по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
и Совет Североатлантического сотрудничества
(с 1997 г. называется Советом Евроатлантического
партнерства), получила статус специально
приглашенной страны в Совете Европы,
а в 1993 г. подала заявку на прием в
эту организацию. В 1995 г. страна заключила
Договор о партнерстве и
После провозглашения
независимости значительно
Вклад в укрепление
международной безопасности. В начале
1990-х гг. приоритетными направлениями
внешней политики Беларуси являлись:
укрепление реального суверенитета
и независимости, сотрудничество с
государствами СНГ в "организации"
постсоветского пространства, налаживание
добрососедских отношений с соседними
странами, превращение Беларуси в
безъядерное и нейтральное
К середине 90-х гг.
по всем из этих направлений были достигнуты
заметные, а то и впечатляющие результаты.
Особенно следует отметить вклад
Беларуси в укрепление международной
безопасности в области ядерного
разоружения и контроля над вооружениями.
Республика получила в наследство от
СССР самую высокую в мире концентрацию
военнослужащих: 1 военный на 43 гражданских
лица. Потребовалось много сил
и средств для сокращения армии
со 160 тыс. до 80 тыс. чел. По Договору об
ограничении вооруженных сил
и вооружений в Европе, к которому
страна присоединилась в 1992 г., были значительно
сокращены количество танков, самолетов,
орудий и другой военной техники.
К концу 1996 г. Беларусь выполнила
условия договора, что потребовало
от нее значительных финансовых средств.
В связи с этим в 1995 г. реализация
ДОВСЕ была временно приостановлена.
В 1992 г. за границы
республики было выведено тактическое
ядерное оружие. В 1993 г. белорусский
парламент ратифицировал
В 1990 г. Беларусь выдвинула
инициативу о создании в Центральной
и Восточной Европе безъядерной
зоны. В 1996 г. это предложение было
модифицировано президентом А. Лукашенко
в связи с расширением НАТО
на Восток. Но за исключением России
и Украины остальные
Успешно развивались
двусторонние отношения Республики
Беларусь с соседними странами и
великими державами. Несмотря на то что
белорусские земли оказались
в результате неоднократных разделов
периода 1918—1945 гг. в составе соседних
государств, правительство Республики
Беларусь заявило об отсутствии территориальных
претензий к ним. С Россией, Украиной,
Польшей, Латвией и Литвой подписаны
политические договоры и договоры о
государственной границе, которые
закрепляют территориальное статус-кво.
В июле 1993 г. и январе 1994 г. председатель
Верховного Совета Республики Беларусь
С. Шушкевич и президент США У.
Клинтон обменялись взаимными визитами
в Вашингтон и Минск. В апреле
1994 г. Беларусь с трехдневным визитом
посетил Генеральный секретарь
ООН Б. Бутрос Гали.
Внешнеполитические
приоритеты президента. После избрания
в июле 1994 г. президентом страны А.
Лукашенко начался новый этап
в истории суверенной Беларуси и
ее внешней политики. Существенные
изменения претерпели внешнеполитическая
доктрина и механизм разработки и
реализации внешней политики белорусского
государства. Следует отметить, что
Верховный Совет 12-го и 13-го созывов
так и не смог принять концепцию
внешней политики, хотя проект документа
об основных направлениях внешнеполитической
и внешнеэкономической
Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия