Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:03, реферат

Краткое описание

Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Республики Беларусь первые итоги первого десятилетия.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия 
 

Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской  Народной Республики и Белорусской  Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования  предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения  на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка. Однако их исторический опыт внешнеполитической деятельности не утратил своего значения в наши дни, являясь для современных  белорусских дипломатов и ученых источником теоретического обогащения и дипломатического мастерства.  

Дипломатия БНР 

Белорусская Народная Республика после провозглашения своей  независимости 25 марта 1918 г. сконцентрировала дипломатическую деятельность на международном  признании БНР, защите ее суверенных прав, борьбе за независимость и  территориальную целостность Беларуси. Наиболее активно дипломатия БНР  действовала в 1918—1925 гг. БНР де-юре  была признана Украинской Народной Республикой, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Чехословакией, поддерживала отношения  де-факто с Германией, Советской  Россией, Польшей, Болгарией, Турцией. В этих государствах работали белорусские  дипломатические представительства  и миссии. Делегации БНР участвовали  в Парижской мирной (1919—1920) и Генуэзской (1922) конференциях, стремясь добиться международного признания и получения Беларусью  послевоенных репараций. Рада и правительство  БНР осуждали Брестский и Рижский  мирные договоры, заключенные Советской  Россией с Германией и Польшей, которые привели к разделу  белорусских земель. 

Однако неблагоприятные  внешнеполитические условия, оккупация  Беларуси более сильными государствами (Германией, Польшей, Советской Россией) не позволили реализовать идею белорусской  государственности в форме демократической  парламентской республики. БНР не смогла получить широкое международное  признание, а ее верховные органы были вынуждены эмигрировать в конце 1919 г. Однако факт провозглашения белорусской  независимости сыграл решающую роль в политике большевистского руководства  по созданию Белорусской ССР. 

Внешнеполитическая  деятельность БССР 

На первом этапе  существования БССР (1919—1922) ее внешнеполитическая деятельность осуществлялась в рамках дипломатического союза советских  республик, объединенных вокруг РСФСР. Правительство БССР предоставило РСФСР право вести переговоры от его имени с Польшей и определять границы Беларуси. В соответствии с заключенным в 1921 г. Рижским мирным договором Западная Беларусь передавалась Польше. Несмотря на предложения к иностранным государствам о признании и установлении дипломатических отношений, БССР была признана только РСФСР и другими советскими республиками, а также Польшей и Германией. Отношения де-факто она поддерживала с Латвией, Литвой, Эстонией, Австрией, Чехословакией, Турцией, Италией, Англией. 

После вступления БССР в состав СССР ее внешнеполитические полномочия были фактически прекращены, а внешнеполитическое ведомство  ликвидировано. Это было зафиксировано  в Конституциях БССР 1927 и 1937 гг. Накануне и в годы Второй мировой войны  Беларусь вновь стала объектом разделов и великодержавной имперской  политики. Этнические белорусские земли (Виленская и Белостокская области  и другие территории) без согласия высших органов государственной  власти БССР были переданы сталинским руководством Литве и Польше.  

В феврале 1944 г. советское  руководство вернуло союзным  республикам внешнеполитические полномочия, преследуя цель получить в их лице "множественное представительство" СССР на международной арене. Однако включить в состав учредителей ООН  удалось только Беларусь и Украину. Президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр  Великобритании У. Черчилль поддержали просьбу И. Сталина, руководствуясь преимущественно моральными соображениями. Они считали, что два дополнительных голоса для СССР в Генеральной  Ассамблее ООН не будут иметь  никакого значения. Так, несколько неожиданно, БССР и УССР оказались в составе  ООН.  

Белорусская дипломатия не проводила в ООН и других международных организациях в период существования СССР самостоятельной  внешнеполитической линии. Она следовала  тенью за делегацией СССР, реализуя тактические установки Кремля. Республика не имела дипломатических отношений  ни с одним государством мира, хотя предложения об обмене дипломатическими представительствами поступали  в конце 1940—начале 1950-х гг. от Великобритании и США. Однако Советское правительство  было против. Взамен республика ограничивалась своими представительствами при  ООН в Нью-Йорке, при международных  организациях в Вене, Париже и Женеве, а также генеральными консульствами  Польши, ГДР и Болгарии в Минске.  

В 1988 г. БССР являлась участником 156 международных договоров  и соглашений. Ее представители участвовали  в работе более чем 60 межправительственных организаций и их органов, входивших  в систему ООН. Подавляющее большинство  подписанных ею в рамках системы  ООН международных договоров  носило многосторонний характер. Их выполнение, особенно в области прав человека, было ограничено советской официальной  доктриной "абсолютного государственного суверенитета". Белорусская ССР, как член советского унитарного государства  имперского типа, не признавалась международным  сообществом как равноправный субъект  международного права, как независимое  и суверенное государство.  

Внешняя политика Республики Беларусь 

После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый  период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом  Республики Беларусь А. Лукашенко. 

В соответствии с  Декларацией о государственном  суверенитете, актами о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых  Государств Верховный Совет и  правительство Республики Беларусь заявили о строительстве независимого государства и проведении самостоятельной  внутренней и внешней политики. Принятая в 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства  исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права, которые были объявлены приоритетными над  национальным законодательством. Конституционную  силу приобрели положения о превращении  Беларуси в безъядерную зону и  нейтральное государство.  

Международное признание. С последних чисел декабря 1991 г. начался процесс международного признания Республики Беларусь. Первыми  государствами мира, признавшими  независимость Беларуси и установившими  с ней дипломатические отношения, были Украина и США. Они сделали  это 27 и 28 декабря 1991 г. соответственно. В течение 1992 г. произошло полное международное признание Республики Беларусь. По состоянию на начало 2000 г. она признана 140 государствами, из которых со 125 установлены дипломатические  отношения. В Минске действуют 29 посольств, 2 генеральных консульства, 8 консульств и 9 представительств международных  организаций, Исполнительный комитет  и Экономический суд СНГ. Беларусь открыла 41 посольство, 5 консульств в  зарубежных государствах, 1 постоянное представительство при международных  организациях, 1 торговое представительство. 

Республика Беларусь значительно расширила свое участие  в международных универсальных  и региональных организациях. Она  вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, Международную  организацию гражданской авиации, возобновила активное членство во Всемирной  организации здравоохранения, получила статус наблюдателя во Всемирной  торговой организации. В сентябре 1992 г. Республика Беларусь первой из стран  СНГ, за исключением России, открыла  в Минске Представительство ООН/ПРООН. Она является членом 12 специализированных учреждений ООН.  

Беларусь в 1992 г. была принята в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совет Североатлантического сотрудничества (с 1997 г. называется Советом Евроатлантического партнерства), получила статус специально приглашенной страны в Совете Европы, а в 1993 г. подала заявку на прием в  эту организацию. В 1995 г. страна заключила  Договор о партнерстве и сотрудничестве и Временное соглашение по вопросам торговли с Европейским союзом, присоединилась к Программе НАТО "Партнерство ради мира", в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую инициативу. На сегодняшний день Республика Беларусь — полноправный член более 60 международных межправительственных организаций, еще в 10 она имеет статус наблюдателя.  

После провозглашения независимости значительно расширилась  договорно-правовая база международных  отношений Республики Беларусь. На 1 сентября 1998 г. ее составляли около 1790 межгосударственных и межправительственных международных документов, в том  числе 1020 многосторонних (из них около 740 в рамках СНГ) и 720 двусторонних (с 55 государствами и 18 международными организациями). 

Вклад в укрепление международной безопасности. В начале 1990-х гг. приоритетными направлениями  внешней политики Беларуси являлись: укрепление реального суверенитета и независимости, сотрудничество с  государствами СНГ в "организации" постсоветского пространства, налаживание  добрососедских отношений с соседними  странами, превращение Беларуси в  безъядерное и нейтральное государство, "возвращение в Европу" и  развитие связей с государствами  Запада, международная помощь в ликвидации результатов чернобыльской катастрофы. 

К середине 90-х гг. по всем из этих направлений были достигнуты заметные, а то и впечатляющие результаты. Особенно следует отметить вклад  Беларуси в укрепление международной  безопасности в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями. Республика получила в наследство от СССР самую высокую в мире концентрацию военнослужащих: 1 военный на 43 гражданских  лица. Потребовалось много сил  и средств для сокращения армии  со 160 тыс. до 80 тыс. чел. По Договору об ограничении вооруженных сил  и вооружений в Европе, к которому страна присоединилась в 1992 г., были значительно  сокращены количество танков, самолетов, орудий и другой военной техники. К концу 1996 г. Беларусь выполнила  условия договора, что потребовало  от нее значительных финансовых средств. В связи с этим в 1995 г. реализация ДОВСЕ была временно приостановлена.  

В 1992 г. за границы  республики было выведено тактическое  ядерное оружие. В 1993 г. белорусский  парламент ратифицировал Договор  о стратегических наступательных вооружениях (СТАРТ-1) и Лиссабонский протокол 1992 г., предусматривающий присоединение  Республики Беларусь к Договору о  нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы. В 1993 г. Беларусь подписала Конвенцию  о запрещении химического оружия, в 1996 г. — Договор о всеобъемлющем  запрещении испытаний ядерного оружия. В ноябре 1996 г. из страны было выведено стратегическое ядерное оружие и  она де-факто стала безъядерным  государством. Последовательная политика Беларуси в области ядерного разоружения  получила высокое международное  признание. 

В 1990 г. Беларусь выдвинула  инициативу о создании в Центральной  и Восточной Европе безъядерной  зоны. В 1996 г. это предложение было модифицировано президентом А. Лукашенко  в связи с расширением НАТО на Восток. Но за исключением России и Украины остальные заинтересованные страны (Польша, государства Балтии и др.) не поддержали белорусскую  инициативу, не желая тем самым  закрывать для себя двери в  НАТО. 

Успешно развивались  двусторонние отношения Республики Беларусь с соседними странами и  великими державами. Несмотря на то что  белорусские земли оказались  в результате неоднократных разделов периода 1918—1945 гг. в составе соседних государств, правительство Республики Беларусь заявило об отсутствии территориальных  претензий к ним. С Россией, Украиной, Польшей, Латвией и Литвой подписаны  политические договоры и договоры о  государственной границе, которые  закрепляют территориальное статус-кво. В июле 1993 г. и январе 1994 г. председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевич и президент США У. Клинтон обменялись взаимными визитами в Вашингтон и Минск. В апреле 1994 г. Беларусь с трехдневным визитом  посетил Генеральный секретарь  ООН Б. Бутрос Гали.  

Внешнеполитические  приоритеты президента. После избрания в июле 1994 г. президентом страны А. Лукашенко начался новый этап в истории суверенной Беларуси и  ее внешней политики. Существенные изменения претерпели внешнеполитическая доктрина и механизм разработки и  реализации внешней политики белорусского государства. Следует отметить, что  Верховный Совет 12-го и 13-го созывов  так и не смог принять концепцию  внешней политики, хотя проект документа  об основных направлениях внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь был подготовлен  и представлен на рассмотрение парламента. 

Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия