Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:14, реферат
История российских реформ 60—70 годов XIX века представляет особый интерес как для современников этих «великих» преобразований, так и для нынешних исследователей. Отмена крепостного права в России в 1861 году и последовавшие за этим реформы местного самоуправления (земская и городская): судебная, военная, народного просвещения, цензуры и другие — крупнейшее событие, «поворотный пункт» истории Российской империи . Эти реформы дали новый отсчет истории Российского государства и определили путь его исторического развития, сущность аграрного вопроса, чреватого позже революционной развязкой.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Подготовка и проведение крестьянской реформы в украинских землях.
2. Земская реформа.
3. Городская и финансовая реформы.
4. Судебная реформа.
5. Военная реформа.
6. Реформы в области образования и цензуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы.
Образовательная реформа положила начало высшему женскому образованию. Хотя женщинам не разрешали учиться в университетах, для них ввели частные высшие женские курсы. Так в Киеве были открыты высшие женские курсы по естественным (1870 г.), физико-математическим и историко-филологическим (1878 г.) наукам.
Преобразования в области среднего образования заключались в реорганизации гимназий. Право учиться в них предоставлялось представителям всех сословий, но высокий размер оплаты за обучение делал невозможным получение среднего образования детьми простых людей. Гимназии разделялись на реальные и классические, с отдельным обучением юношей и девушек. Окончание классической гимназии давало возможность поступления в университет, реальной – в высшую техническую школу.
Согласно реформе вводилась единая система начального образования. Учреждать школы могли частные лица, земства, другие общественные учреждения, но с разрешения властей. Начальная школа должна воспитывать у детей дух верноподданичества империи, поэтому содержание обучения во всех видах школ контролировалось губернским училищным советом. Обучение в начальных школах (кроме частных) было бесплатным.
Имперское правительство видело большую опасность в распространении свободолюбивых идей печатным словом. Был издан ряд законов, которые усиливали средства административного воздействия на органы печати. Учрежденная имперская и церковная цензуры в Приднепровской Украине получили широкие полномочия для борьбы против любых попыток печатных органов способствовать пробуждению национального сознания. Редакторам газет и журналов под угрозой закрытия запрещалось касаться острых политических вопросов. Нарушение этих требований влекло временное закрытие издания или даже его запрещение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Реформы 60—70 годов XIX века оцениваются историками неоднозначно. Современники называли 60-е годы XIX века эпохой «великих реформ». В наше время, когда происходит переоценка ценностей, ряд историков, экономистов, популярных прозаиков по-новому оценивают суть политических изменений 1861 года. Б. Васильев говорит об Александре II как о «революционере на троне», а Н.Я. Эйдельман квалифицирует реформы 60-х годов как «революцию сверху» . Б.В. Литвак уточняет, что реформа совершенствует общественную структуру; а революция, в том числе и сверху,— ее меняет. Поэтому преобразования 60-х годов были только реформами, то есть в политическом плане они оставили страну такой же самодержавной монархией, какой она была до них. Остались сословные привилегии дворян и ограничения в гражданских и имущественных правах крестьян.
Самодержавие, подчиняя реформы целям сохранения политической системы, отвергло предложения о всесословном представительстве, то есть о постепенном превращении неограниченной монархии в конституционную, что и привело к контрреформам.
Хотя эти «великие реформы» и не революционизировали условия жизни украинского и других подданных Российской империи народов, они, однако, привели к важным изменениям. Западные ученые часто подчеркивают, что реформы принесли крепостным личную свободу, способствовали развитию земской системы местного управления и повышению роли закона и права. Историки считают, что реформы открыли для России эпоху перехода от феодализма к буржуазному, капиталистическому обществу. Разумеется, реформы имели серьезные недостатки, но существует общее мнение, что без них дальнейшая социально-экономическая модернизация империи была бы невозможной. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.
На Украине, где крепостные составляли около 42% всего населения в сравнении с 35% в среднем по империи, освобождение крестьян имело еще большие последствия. Совершенствование системы образования, распространение юридической защиты, укрепление и углубление местного самоуправления - все это приумножало возможности выражения национальных особенностей и местных интересов. Конечно, отныне различные идейные течения включая идеологию украинской национальной идентичности, легче могли найти путь к широкой общественности.
Изменения и реформы, которые внедрялись в Австро-Венгерской и Российской империях соответственно в 1848 г. и 1860-х годах, имели важные общие черты: вынужденность - в обеих империях, особенно Австрийской, эти реформы проводили «сверху» режимы, которые продолжали удерживать политическую власть. Глубокие, хотя и не революционные по своей сути, они оставили нетронутыми старые основы. Однако, реформы явно ускорили приближение новой эры, когда народ и его представители будут оказывать ощутимое влияние на политическую, социально-экономическую и культурную жизнь. Поэтому и в Австрийской, и в Российской империях изменения середины XIX в. были гигантским шагом на пути к современной цивилизации.
Список используемой литературы.
Электронные ресурсы.
1. Субтельный Орест.
История Украины.[Электронный ресурс]
– режим доступа: http://orbook.ru/index-5112.
2. Агарев А.Ф. История
для неисторических факультетов. [Электронный
ресурс] – режим доступа: http://singularity.rsu.edu.ru/