Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:19, реферат
Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — Свобода, равенство, братство.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Французская революция 1789 г. и падение абсолютизма 4
1.1 Этапы революции 7
1.2 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 7
Глава 2. Конституция 1791 г. 12
2.1 Первая республика во Франции 16
Глава 3. Якобинская диктатура 20
3.1 Декларация и Конституция 1793 г 21
3.2 Организация революционной власти 23
Глава 4. Главные итоги Великой французской революции…………………………………………...29
Заключение 30
Список литературы 31
В своих конституционных
Республика по жирондистскому проекту должна была основываться на принципе единства власти, на закреплении центрального места за представительным органом, выступающим в виде однопалатного законодательного собрания. Представительную форму правления жирондисты пытались дополнить и непосредственной демократией.
Конституционный проект жирондистов
дебатировался в Конвенте вплоть
до 2 июня 1793 г., т. е. до падения их власти,
но он так и не был утвержден. Нарастающая
напряженность в обществе, рост политической
активности масс, усиление противостояния
жирондистов и якобинцев в
Конвенте и за его стенами, а также
нерешительность лидеров
В результате непоследовательной и
центристской политики жирондистского
Конвента, тогдашние вожди которого
к весне 1793 г. все более теряли
революционную инициативу, республика
оказалась на грани гибели. Внутри
страны усиливались роялистские
мятежи, извне грозило новое
Якобинская диктатура. Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.
За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс [1].
На якобинском этапе революции
участие различных слоев
Историческая особенность
Наиболее показательным
Важное значение имел Декрет от 17 июля 1793 г. "Об окончательном упразднении феодальных прав", где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, "отменяются без всякого вознаграждения". Феодальные документы, подтверждающие сеньориальные права на землю, подлежали сожжению. Бывшие сеньоры, а также должностные лица, утаивающие такие документы или сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения. Хотя якобинцы, выступающие в принципе за сохранение существующих отношений собственности, не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, об уравнительном и бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента для своего времени отличалось большой смелостью и радикализмом. Оно имело далеко идущие социально-политические последствия, стало правовой основой для превращения крестьянства в массу мелких собственников, свободных от пут феодализма. Для закрепления принципов нового гражданского общества Конвент Декретом от 7 сентября 1793 г. постановил, что "ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства"[1].
Характерно, что тесная связь якобинцев с городскими низами, когда этого требовали чрезвычайные обстоятельства (продовольственные трудности, рост дороговизны и т. п.), неоднократно вынуждала их отступать от принципа свободы торговли и неприкосновенности частной собственности. В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие.
Принятые в конце февраля - начале
марта 1794 г. так называемые вантозские
декреты Конвента предполагали бесплатное
распределение среди неимущих патриотов
собственности, конфискованной у врагов
революции. Однако вантозские декреты,
с энтузиазмом встреченные
Декларация и Конституция 1793 г. Политическая решительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците (Конституция I года республики). Эти документы, составленные с использованием конституционных проектов жирондистов, испытали на себе сильное влияние взглядов Ж. Ж. Руссо. Так, целью общества объявлялось "общее счастье". Основной задачей правительства (государства) являлось обеспечение пользования человеком "его естественными и неотъемлемыми правами". К числу этих прав были отнесены равенство, свобода, безопасность, собственность.
Равенству якобинцы в силу своих
эгалитаристских убеждений
В трактовке права собственности
якобинцы пошли на уступку сформировавшимся
за годы революции новым буржуазным
кругам и отказались от выдвигавшейся
ими ранее в полемике с жирондистами
идеи прогрессивного налогообложения
и необходимости
Декларация 1793 г. в ст. 16 определяла
право собственности в
По ст. 122 Конституции каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и другие права человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с "соблюдением спокойствия", право свободного отправления религиозных обрядов.
В якобинской декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государственных властей. Согласно ст. 9, "закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих". Всякое лицо, против которого совершался незаконный, т. е. произвольный и тиранический акт, имело право оказывать сопротивление силой (ст. 11).
Поскольку сопротивление угнетению
рассматривалось как следствие,
вытекающее из прочих прав человека, Декларация
1793 г. делала революционный вывод
о том, что в случаях нарушения
правительством права народа "восстание
для народа и для каждой его
части есть его священное право
и неотложнейшая обязанность"
(ст. 35). Таким образом, в отличие
от Декларации 1789 г., где говорилось
о национальном суверенитете, якобинцы
в своих конституционных
Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое и, казалось бы, демократическое по тем временам устройство государства. В противовес проявившимся в годы революции планам регионализации Франции в ст. 1 подчеркивалось, что "французская республика едина и неделима".
Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж. Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь предлагать законы [1].
Принятый Национальным собранием
законопроект приобретал силу закона
лишь в том случае, если 40 дней спустя
после его рассылки в департаменты
в большинстве из них одна десятая
часть первичных собраний не отклоняла
данный законопроект. Такая процедура
была попыткой воплотить в жизнь
идею народного суверенитета, проявляющегося
в данном случае в том, что только
"народ обсуждает и
Исполнительный совет являлся высшим правительственным органом республики. Он должен был состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. На Исполнительный совет было возложено "руководство общим управлением и наблюдением за ним" (ст. 65). Совет нес ответственность перед Национальным собранием "в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях" (ст. 72).
Но предусмотренная якобинской
Конституцией система государственных
органов на практике не была создана.
В связи с трудными внутренними
и международными условиями Конвент
был вынужден отсрочить вступление
конституции в силу. Будучи убежденными,
фанатичными и
Основы организации
Конвент был тесно связан с Парижской коммуной, народными обществами, т. е. был признанным центром революционных сил того времени, к тому же постоянно действовавшим органом, который оперативно реагировал на быстро меняющуюся политическую ситуацию, рассматривал большое количество вопросов и за сравнительно короткий срок принял огромную массу законов (декретов).
Правительственную власть в системе
революционной диктатуры
Согласно декрету Конвента от 10 октября 1793 г., Комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры, генералы. Ему же вменялось в обязанность сначала ежедневно, а с декабря 1793 г. ежемесячно представлять отчеты о своей работе в Национальный конвент.
Для связи Конвента и правительственных учреждений с местами в департаменты и в армию посылались комиссары из числа депутатов Конвента, которые наделялись широкими полномочиями. Они осуществляли контроль за применением декретов революционного правительства и в случае необходимости могли отстранять должностных лиц в департаментах и генералов в армии. Сложная политическая ситуация (контрреволюционные мятежи, измены в армии) вынуждала комиссаров Конвента брать на себя иногда и непосредственные административные и организационные функции - издавать обязательные распоряжения, командовать воинскими частями и т. д.