Великая французская революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:19, реферат

Краткое описание

Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — Свобода, равенство, братство.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Французская революция 1789 г. и падение абсолютизма 4
1.1 Этапы революции 7
1.2 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 7
Глава 2. Конституция 1791 г. 12
2.1 Первая республика во Франции 16
Глава 3. Якобинская диктатура 20
3.1 Декларация и Конституция 1793 г 21
3.2 Организация революционной власти 23
Глава 4. Главные итоги Великой французской революции…………………………………………...29
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

французская революция.docx

— 69.65 Кб (Скачать)

На содержание декларации, выдержанной  в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а  также Декларация независимости  США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали  человека как существо, от природы  наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" - ст. 1). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами  общественных бедствий и пороков  правительств".

В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой  был предусмотрен в Декларации независимости  США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в  перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: "Свобода и собственность - вот  крик природы". В концепции естественных прав, претендующих на универсальное  выражение природы человека, реализовывались  не только общедемократические устремления  народных масс, но и специфические  интересы буржуазии, закреплялись важнейшие  отношения формирующегося капиталистического общества. Так, свобода, сформулированная в ст. 4 в духе господствовавших в  то время индивидуа­листических  концепций, переводилась на юридический  язык как возможность "делать все, что не приносит вреда другому".

Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической  идеей декларации. Она не сводилась  лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое  понимание свободы человека и  гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных  убеждений и т. д. Собственность  также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным правом, которое  объявлялось в этом документе "неприкосновенным и священным". Незыблемость частной  собственности была гарантирована: "Никто не может быть лишен  ее иначе, как в случае установленной  законом несомненной общественной необходимости", причем лишь на условиях "справедливого и предварительного возмещения" (ст. 17).

Стремление защитить имущественные  интересы граждан нашло свое отражение  в статьях 13, 14, в которых запрещались  произвольные королевские поборы (в  том числе на содержание вооруженных  сил) и устанавливались общие  принципы налоговой системы (равномерное  распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан  или их представителей и т. д.). В декларации была осущест­влена своеобразная "национализация" государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на "собственном праве короля", а трактовалась как выражение национального суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации" - ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по "вверенной ему части управления" (ст. 15) [3].

Закон рассматривался как "выражение  общей воли" (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право  участвовать лично или через  своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам "сообразно их способностям" в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального  принципа закрытости госу­дарственного  аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей "ввиду их равенства перед законом". Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан ("право высказываться, писать и печатать свободно" - ст. 11; "право  выражать свои мнения, в том числе  религиозные" - ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской  власти, конституционалисты принимали  на себя обязательство построить  новый правовой порядок на "твердой  основе закона". В эпоху абсолютизма  и подавления личности право базировалось на принципе: "Только то дозволено, что  разрешается". Согласно же ст. 5 Декларации, все, "что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в  законе.

Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без  гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и  о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались  принципы новой уголовной политики: "Никто не может быть наказан  иначе, как в силу закона, надлежаще  примененного, изданного и обнародованного  до совершения правонарушения". Эти  принципы позднее были выражены в  классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания  без указания на то в законе), "закон  не имеет обратной силы".

Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы  защиты личности. Никто не мог подвергнуться  обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при  соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое  лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, "задержанный  в силу закона, должен беспрекословно повиноваться". Сопротивление властям  в таких случаях влекло за собой  ответственность.

Идея законности получила свое закрепление  и в виде общих принципов организации  государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено  разделение властей, не имеет конституции".

Декларация 1789 г. имела большое  значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку  она закрепляла основы передового для  своей эпохи общественного и  государственного строя, определяла устои  нового правопорядка. Сами ее создатели  полагали, что составили документ "для всех народов и на все  времена" [5].

При всем своем ясно выраженном политико-юридическом  содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли  быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступаю­щей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения  декларации и используя оказавшуюся  в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких  народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических  преобразований. В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное  собрание еще декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно "окончательно упраздняет феодальный порядок". Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное  право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса  феодальных повинностей, связанных  с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как  натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных  обременений, которые подлежали  выкупу крестьянами. Предвидя вероятную  неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграрной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учредительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось "наблюдать за сохранением общественного спокойствия" и "разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах".

Последовавшими за принятием декларации законодательными актами Учредительное  собрание национализировало церковное  имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые  были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и  сельской буржуазии. Французская католическая церковь, получившая новое гражданское  устройство, выводилась из подчинения Ватикану. Священники приносили присягу  на верность французскому государству  и переходили на его содержание. Церковь потеряла свое традиционное право регистрировать акты гражданского состояния. Учредительное собрание отменило сословные деления и  цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно  упразднило старые феодальные границы  и ввело во Франции единообразное  административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).

Однако конституционалисты, настроенные  на компромисс с королем Людовиком XVI и дворянством, исповедовавшие политическую умеренность и осмотрительность, не останавливались перед принятием  жестких законодательных мер, направленных против революционно настроенных масс. Так, была продолжена серия декретов против "беспорядка и анархии", а также против подстрекательства  к неповиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.). Еще в большей  степени недоверие конституционалистов  к простому народу, особенно к низам  общества, проявилось в Декрете от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось  вопреки провозглашенной идее равенства  деление французов на активных и  пассивных граждан. Только первым предоставлялось  право голоса, вторые этого права  были лишены. Согласно закону активные граждане должны были удовлетворять  следующим условиям: 1) быть французом, 2) достичь двадцатипятилетнего возраста, 3) проживать в определенном кантоне  не менее 1 года, 4) уплачивать прямой налог  в размере не меньше трехдневной  заработной платы для данной местности, 5) не быть слугой "на жалованье". Подавляющая  часть французов не удовлетворяла  этим квалификационным требованиям  и попадала в разряд пассивных  граждан [1].

Глава 2. Конституция 1791 г.

Конституция 1791 г. Самым главным  итогом первого этапа революции  и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, окончательный  текст которой был составлен  на основе многочисленных законодательных  актов, имевших конституционный  характер и принятых в 1789- 1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой  новый шаг на пути закрепления  сложившихся за два года революции  политико-правовых порядков. Конституция  открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя  не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для  французского, но и мирового конституционализма. Вместе с тем собственно конституционному тексту предшествовало краткое вступление (преамбула).

В преамбуле был конкретизирован  и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия  и дворянские титулы, ликвидировались  цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле  нашла свое новое отражение и  идея равенства: "Ни для какой  части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ  или изъятий из права, общего для  всех французов" [9].

Конституция существенно расширяла  по сравнению с Декларацией 1789 г. перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала  свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением  полицейских предписаний, свободу  обращения к государственным  властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право  выбора служителей культа. Не допускалось  лишь право на создание союзов лиц  одной профессии, запрещенных еще  законом Ле Шапелье.

В Конституции предусматривались  также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных  настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного  образования, создание специального управления "общественного призрения для  воспитания покинутых детей, для  облегчения участи неимущих убогих и  для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными".

В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального  суверенитета, который "един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем". Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых "лишь путем уполномочения", Конституция  на практике реализовывала передовую  для той эпохи идею создания системы  представительных органов власти.

Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому  союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился прежде всего  в закреплении монархической  формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в  Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции  достаточно последовательно, создавала  возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной  власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной  стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в  ходе революции преобладанием первой.

Выборная законодательная и  судебная власть находилась в руках  представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась  королю, рассматривалась дворянскими  кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен  абсолютизм и создана конституционная  монархия. Конституция подчеркивала, что король царствует "лишь в силу закона", и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу "на верность нации и закону". Более скромным стал и сам королевский  титул: "король французов" вместо бывшего "король милостью божьей". Расходы короля ограничивались цивильным  листом, утверждаемым законодательной  властью. Вместе с тем Конституция  объявляла особу короля "неприкосновенной и священной", наделяла его значительными  полномочиями.

Информация о работе Великая французская революция