Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:19, реферат
Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — Свобода, равенство, братство.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Французская революция 1789 г. и падение абсолютизма 4
1.1 Этапы революции 7
1.2 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 7
Глава 2. Конституция 1791 г. 12
2.1 Первая республика во Франции 16
Глава 3. Якобинская диктатура 20
3.1 Декларация и Конституция 1793 г 21
3.2 Организация революционной власти 23
Глава 4. Главные итоги Великой французской революции…………………………………………...29
Заключение 30
Список литературы 31
На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" - ст. 1). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами общественных бедствий и пороков правительств".
В число естественных прав, перечень
которых отличался от того, какой
был предусмотрен в Декларации независимости
США, включались свобода, собственность,
безопасность, сопротивление угнетению
(ст. 2). Поставив на первое место в
перечне естественных прав человека
свободу и собственность, декларация
воплотила известную мысль
Идея свободы была, несомненно,
центральной и самой
Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осуществлена своеобразная "национализация" государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на "собственном праве короля", а трактовалась как выражение национального суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации" - ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по "вверенной ему части управления" (ст. 15) [3].
Закон рассматривался как "выражение
общей воли" (ст. 6), причем подчеркивалось,
что все граждане имеют право
участвовать лично или через
своих представителей в его образовании.
Здесь же провозглашалось, что всем
гражданам "сообразно их способностям"
в равной мере открыт доступ ко всем
государственным должностям. По существу
это означало отказ от феодального
принципа закрытости государственного
аппарата для представителей третьего
сословия и обоснование одинаковой
доступности государственных
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на "твердой основе закона". В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: "Только то дозволено, что разрешается". Согласно же ст. 5 Декларации, все, "что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.
Депутаты Учредительного собрания
ясно представляли себе, что без
гарантий неприкосновенности личности
не могло быть и речи о безопасности,
объявленной одним из естественных
прав человека, а тем самым и
о свободном пользовании
Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, "задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться". Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".
Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ "для всех народов и на все времена" [5].
При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований. В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно "окончательно упраздняет феодальный порядок". Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами. Предвидя вероятную неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграрной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учредительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось "наблюдать за сохранением общественного спокойствия" и "разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах".
Последовавшими за принятием декларации
законодательными актами Учредительное
собрание национализировало церковное
имущество и земли духовенства
(Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые
были пущены в распродажу и попали
в руки крупной городской и
сельской буржуазии. Французская католическая
церковь, получившая новое гражданское
устройство, выводилась из подчинения
Ватикану. Священники приносили присягу
на верность французскому государству
и переходили на его содержание.
Церковь потеряла свое традиционное
право регистрировать акты гражданского
состояния. Учредительное собрание
отменило сословные деления и
цеховой строй, а также феодальную
систему наследования (майорат). Оно
упразднило старые феодальные границы
и ввело во Франции единообразное
административно-
Однако конституционалисты, настроенные
на компромисс с королем Людовиком
XVI и дворянством, исповедовавшие политическую
умеренность и
Конституция 1791 г. Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, окончательный текст которой был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789- 1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.
Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков. Конституция открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для французского, но и мирового конституционализма. Вместе с тем собственно конституционному тексту предшествовало краткое вступление (преамбула).
В преамбуле был конкретизирован и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле нашла свое новое отражение и идея равенства: "Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов" [9].
Конституция существенно расширяла
по сравнению с Декларацией 1789 г.
перечень личных и политических прав
и свобод, в частности предусматривала
свободу передвижения, свободу собраний,
но без оружия и с соблюдением
полицейских предписаний, свободу
обращения к государственным
властям с индивидуальными
В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления "общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными".
В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который "един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем". Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых "лишь путем уполномочения", Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.
Компромиссный характер Конституции,
отразившей тенденцию к политическому
союзу новых буржуазных и старых
феодальных сил, выразился прежде всего
в закреплении монархической
формы правления. Доктрина разделения
властей, провозглашенная еще в
Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции
достаточно последовательно, создавала
возможность организационно разграничить
участие в осуществлении
Выборная законодательная и
судебная власть находилась в руках
представителей победившего третьего
сословия, тогда как власть исполнительная,
которая по Конституции вверялась
королю, рассматривалась дворянскими
кругами в качестве своего оплота.
Тем самым был окончательно сломлен
абсолютизм и создана конституционная
монархия. Конституция подчеркивала,
что король царствует "лишь в силу
закона", и в связи с этим
предусмотрела королевскую