Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 18:45, контрольная работа
В результате активной революционной деятельности Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, «левых» (революционно настроенных) петрашевцев, Шевченко и др., в атмосфере сочувствия передовой молодежи идеям народной революции, революционно-демократическая социалистическая мысль перестает быть достоянием узких кружков и становится важным фактором политической жизни России 19 века, течением общественной мысли не только передовой интеллигенции, но всего народа.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Истоки утопического социализма в России……………………...4
Глава 2. Утопический социализм в России………………………………………………………………………..9
2.1 «Русский социализм» Герцена и Огарева……………………………...9
2.2 Экономическое обоснование социалистического идеала
Чернышевским………………………11
2.3 Социалистическая утопия и
революционно-демократическое движение……..14
Заключение…………………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………………….23
В уповании на разрушительную
силу массовых действий, в убеждении,
что насилие может породить согласие
и социальный мир, состоял утопизм
бакунинской теории. Он сам, как и
его последователи, не учитывал того
факта, что усвоенные толпой идеи
анархизма приобретают как бы
другую жизнь, другое бытие - они становятся
идеями-страстями
Этот тезис историософских построений Герцена в его учении о социализме к концу жизни приобрел решающее значение для понимания взаимоотношения социалистического идеала с действительностью. Всякая попытка «перескочить - от нетерпенья» приведет к серьезным отклонениям от социализма и, что хуже - в конечном итоге к неминуемому поражению, уверен Герцен. Что же касается государства (главный вопрос полемики с анархистами), то и оно должно себя «изжить» само. Главным условием этого является внутреннее, духовное развитие его граждан, ибо «нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри.
Духовное завещание Герцена как бы закрывало последнюю страницу крестьянского социализма и ставило точку в эволюции русской утопической мысли. Но она не ушла в небытие, хотя у нее появился сильный и более жизнестойкий соперник в лице марксизма, его теории социализма, постепенно завоевывавший позиции в общественной мысли.
Ни одному представителю
утопического социализма не удалось, однако,
стать на материалистические позиции
в понимании истории и открыть
действительную силу социалистического
преобразования общества. Только развитие
производительных сил, делающее неизбежным
переворот в способе
Вместе с тем марксизм критически переработал и вобрал в себя все ценное в учениях утопического социализма.
После возникновения
и победы научного коммунизма в мировом
революционном движении утопический
социализм не прекратил своего существования,
ибо остались классы и социальные
слои, среди которых он находит
опору и поддержку. Однако современные
теории утопического социализма не играют
революционной роли, т.к. противостоят
научному коммунизму, вносят ложные идеи
в массовое революционное движение,
направленное против всех форм эксплуатации.
Заключение
Таким образом, утопический социализм - это этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляли видные представителями русского утопического социализма, в лице Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского.
Утопический социализм
в России в целом нашел свое
выражение в так называемом русском
общинном социализме Герцена, в основе
которого находилось идеалистическое
положение о том, что крестьянская
община с ее традиционными формами
владения землей и самоуправления является
носителем социалистических отношений
в социально-экономической
Таким образом,
в творчестве Герцена четко прослеживаются
две линии: разработка революционной
теории и ее реализация в специфических
условиях России. Особое место в
истории утопического социализма занимает
учение Чернышевского. В основе его
взглядов также общинное землевладение.
Исходя из этого, он считает, что специфические
особенности России, (традиционная
крестьянская община) уменьшают тиски
частнособственнических отношений
и облегчают переход к
Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопистов были неразрывно связаны с идеей крестьянской революции. То, что такая революция приведет к развитию буржуазных отношений, они не понимали, т.к. объективная обстановка того времени еще не позволяла им сделать подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания.
Оценивать утопии
не следует с точки зрения правильности
(или ложности) содержащихся в них
идей. Их познавательная и историческая
значимость в другом - они есть характеристика
общественной мысли с точки зрения
достигнутого ею уровня критического
осознания существующего
В целом, даже с
учетом ошибочности многих выводов
и неудач, социалисты-утописты сыграли
выдающуюся роль в развитии общественной
деятельности.
Список использованной литературы
1. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика / М.А.Бакунин - М., 1989.
2. Герцен А.И. К Старому товарищу. Собр. соч. В 30 т./ А.И.Герцен - М., 1954-1956.
3. Мирошниченко
П.Я. Возникновение
4. Новикова Л.И.
Русская философия истории:
5. Огарев Н.П. Русские вопросы. Крестьянская община. Избр. Социально полит. и филос. произв. в 2 т. / Н.П.Огарев. - М., 1952.
6. Утопический социализм. Хрестоматия Сост. А.И. Володин, Е.М. Черняк, С.Ф. Видов. - М.: Политиздат, 1985.
7. Чернышевский
Н.Г. Критика философских