Утопический социализм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

В результате активной революционной деятельности Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, «левых» (революционно настроенных) петрашевцев, Шевченко и др., в атмосфере сочувствия передовой молодежи идеям народной революции, революционно-демократическая социалистическая мысль перестает быть достоянием узких кружков и становится важным фактором политической жизни России 19 века, течением общественной мысли не только передовой интеллигенции, но всего народа.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Истоки утопического социализма в России……………………...4

Глава 2. Утопический социализм в России………………………………………………………………………..9

2.1 «Русский социализм» Герцена и Огарева……………………………...9

2.2 Экономическое обоснование социалистического идеала

Чернышевским………………………11

2.3 Социалистическая утопия и

революционно-демократическое движение……..14

Заключение…………………………………………………………………...21

Список используемой литературы………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

В уповании на разрушительную силу массовых действий, в убеждении, что насилие может породить согласие и социальный мир, состоял утопизм  бакунинской теории. Он сам, как и  его последователи, не учитывал того факта, что усвоенные толпой идеи анархизма приобретают как бы другую жизнь, другое бытие - они становятся идеями-страстями неуправляемой  толпы и приобретают сугубо разрушительный характер. Среди противников анархизма  были Г.А.Лопатин, П.Л.Лавров, но главное - Герцен, который предупреждает  об опасности анархизма, увлечение  идеями которого таит угрозу потерять в борьбе за идеал сам идеал - он «увидел» что произойдет через несколько  десятилетий. Он предостерегает также  и от попыток строить новое  общество посредством насилия. Новый  порядок должен явиться не только «мечом рубящим», но и силой «хранительной». Нанося удар старому миру, он должен спасти все, что в нем достойно спасения. Ибо насилие по природе  своей антигуманно, и в его  стихии могут безвозвратно погибнуть  достижения человеческой цивилизации, более того, - завоеванная свобода. Но главное, «подорванный порохом» старый порядок, когда уляжется дым, снова  начнет воссоздавать какой-нибудь буржуазный мир, если старый порядок не изжит  экономически.

Этот тезис  историософских построений Герцена  в его учении о социализме к  концу жизни приобрел решающее значение для понимания взаимоотношения  социалистического идеала с действительностью. Всякая попытка «перескочить - от нетерпенья»  приведет к серьезным отклонениям  от социализма и, что хуже - в конечном итоге к неминуемому поражению, уверен Герцен. Что же касается государства (главный вопрос полемики с анархистами), то и оно должно себя «изжить» само. Главным условием этого является внутреннее, духовное развитие его граждан, ибо «нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри.

Духовное завещание  Герцена как бы закрывало последнюю  страницу крестьянского социализма и ставило точку в эволюции русской утопической мысли. Но она  не ушла в небытие, хотя у нее появился сильный и более жизнестойкий соперник в лице марксизма, его теории социализма, постепенно завоевывавший  позиции в общественной мысли.

Ни одному представителю  утопического социализма не удалось, однако, стать на материалистические позиции  в понимании истории и открыть  действительную силу социалистического  преобразования общества. Только развитие производительных сил, делающее неизбежным переворот в способе производства, появление пролетариата, достаточно организованного ходом развития самого капиталистического общества, по словам Маркса, создает историческую возможность превращения социализма из утопии в науку.

Вместе с тем  марксизм критически переработал и  вобрал в себя все ценное в учениях  утопического социализма.

После возникновения  и победы научного коммунизма в мировом  революционном движении утопический  социализм не прекратил своего существования, ибо остались классы и социальные слои, среди которых он находит  опору и поддержку. Однако современные  теории утопического социализма не играют революционной роли, т.к. противостоят научному коммунизму, вносят ложные идеи в массовое революционное движение, направленное против всех форм эксплуатации. 
 

Заключение

Таким образом, утопический социализм - это этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для  всех труде и равном распределении  благ. Социальная структура российского  общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляли видные представителями  русского утопического социализма, в  лице Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского.

Утопический социализм  в России в целом нашел свое выражение в так называемом русском  общинном социализме Герцена, в основе которого находилось идеалистическое  положение о том, что крестьянская община с ее традиционными формами  владения землей и самоуправления является носителем социалистических отношений  в социально-экономической жизни  России, при этом необходимым условием является уничтожение крепостнических  отношений и самодержавия.

Таким образом, в творчестве Герцена четко прослеживаются две линии: разработка революционной  теории и ее реализация в специфических  условиях России. Особое место в  истории утопического социализма занимает учение Чернышевского. В основе его  взглядов также общинное землевладение. Исходя из этого, он считает, что специфические  особенности России, (традиционная крестьянская община) уменьшают тиски  частнособственнических отношений  и облегчают переход к социализму.

Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопистов  были неразрывно связаны с идеей  крестьянской революции. То, что такая  революция приведет к развитию буржуазных отношений, они не понимали, т.к. объективная  обстановка того времени еще не позволяла  им сделать подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания.

Оценивать утопии не следует с точки зрения правильности (или ложности) содержащихся в них  идей. Их познавательная и историческая значимость в другом - они есть характеристика общественной мысли с точки зрения достигнутого ею уровня критического осознания существующего положения  вещей и способности противопоставить ему социальный идеал, призванный «разбудить»  массы, дать им «точку социальной опоры», которой они уже не находят  в окружающей их реальности.

В целом, даже с  учетом ошибочности многих выводов  и неудач, социалисты-утописты сыграли  выдающуюся роль в развитии общественной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Бакунин М.А.  Философия. Социология. Политика / М.А.Бакунин  - М., 1989.

2. Герцен А.И.  К Старому товарищу. Собр. соч.  В 30 т./ А.И.Герцен - М., 1954-1956.

3. Мирошниченко  П.Я. Возникновение утопического  социализма в России / П.Я. Мирошниченко. - ДГУ: Издательское объединение  «Вища школа», 1976.

4. Новикова Л.И.  Русская философия истории: Курс  лекций / Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: ИЧП «Издательство Магистр». - 1997.

5. Огарев Н.П.  Русские вопросы. Крестьянская  община. Избр. Социально полит. и  филос. произв. в 2 т. / Н.П.Огарев. - М., 1952.

6. Утопический  социализм. Хрестоматия Сост. А.И.  Володин, Е.М. Черняк, С.Ф. Видов. - М.: Политиздат, 1985.

7. Чернышевский  Н.Г. Критика философских предубеждений  против общинного владения. Избр. филос. соч. / Н.Г.Чернышевский. - М., 1950.

Информация о работе Утопический социализм в России