Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 18:45, контрольная работа
В результате активной революционной деятельности Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, «левых» (революционно настроенных) петрашевцев, Шевченко и др., в атмосфере сочувствия передовой молодежи идеям народной революции, революционно-демократическая социалистическая мысль перестает быть достоянием узких кружков и становится важным фактором политической жизни России 19 века, течением общественной мысли не только передовой интеллигенции, но всего народа.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Истоки утопического социализма в России……………………...4
Глава 2. Утопический социализм в России………………………………………………………………………..9
2.1 «Русский социализм» Герцена и Огарева……………………………...9
2.2 Экономическое обоснование социалистического идеала
Чернышевским………………………11
2.3 Социалистическая утопия и
революционно-демократическое движение……..14
Заключение…………………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………………….23
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Истоки утопического социализма в России……………………...4
Глава 2. Утопический
социализм в России………………………………
2.1 «Русский социализм»
Герцена и Огарева……………………………..
2.2 Экономическое обоснование социалистического идеала
Чернышевским………………………11
2.3 Социалистическая утопия и
революционно-
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….23
Введение
Утопический социализм
- это предшествующее научному коммунизму
теории и учения о коренном преобразовании
и справедливом устройстве общества
на социалистических началах, не опирающиеся
на знание законов общественного
развития и его движущих сил. Хотя
идеи великих социалистов-утопистов
нередко представляли собой фантастическое
описание будущего строя, тем не менее
были порождены условиями
Слово «социализм»
впервые было употреблено в 1834 году,
в книге французского писателя Пьера
Леру «Об индивидуализме и социализме».
Тогда оно обозначало совокупность
убеждений и надежд на установление
справедливого общественного
В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют это историческими условиями. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало учение раннего христианства, проповедовавшее в общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.
Социалистический идеал возникает в 19 веке, когда в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения.
Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были бы представлены всем.
Россия позднее
западноевропейских стран вступила
на путь капиталистического развития,
поэтому закат западно-
В результате активной революционной деятельности Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, «левых» (революционно настроенных) петрашевцев, Шевченко и др., в атмосфере сочувствия передовой молодежи идеям народной революции, революционно-демократическая социалистическая мысль перестает быть достоянием узких кружков и становится важным фактором политической жизни России 19 века, течением общественной мысли не только передовой интеллигенции, но всего народа.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Цель данной работы всестороннее изучение и анализ возникновения и развития утопического социализма в России.
Глава 1. Истоки утопического социализма в России
Русский утопический социализм как модель общественного развития России, концептуально оформилась лишь к 40-м годам XIX века, когда появились признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя, и надолго завладела умами значительной части русской общественности.
Корни революционных
и утопических социалистических
идей уходят в те определяющие историю
страны явления, которые можно объять
понятием «кризис крепостничества».
Этому периоду присущи
В 30-х годах в промышленных районах России уже господствовало крупное мануфактурное производство, усиливался процесс внедрения машин и сложных механических двигателей. В 1842 году началось строительство первой крупной железной дороги, на больших реках, озерах и морях возникло пароходное сообщение. Развивается внутренний рынок, в том числе и рынок наемной рабочей силы.
Растут города - центры промышленности, торговли, культуры. Страна все более втягивается в мировой капиталистический процесс. Все это обусловливало рост разночинной интеллигенции, страдавшей от крепостничества и заинтересованной в прогрессе страны. С ней иногда смыкались выходцы из просвещенного дворянства, сочувствовавшие устранению крепостнических препон. Из этих слоев и выходили деятели освободительного движения.
Бедственное положение
трудящихся, и прежде всего крестьянства,
будило освободительную мысль
Экономические процессы вызывали, с одной стороны, оживление классовой борьбы трудящихся, а с другой - усиленное противодействие крепостников и политического аппарата самодержавного государства.
Социалистические идеи появляются и развиваются «под знаком» критики капитализма - его образа жизни, принципов организации труда и распределения, а главное, форм частной собственности, как основы эксплуатации и пороков капиталистической цивилизации. Вместе с критикой капиталистического строя социалистическая идея включала требование имущественного равенства на основе коллективного владения средствами производства, справедливого распределения общего дохода, защиту гуманизма как общественного принципа и связанный с ним нравственный идеал.
Разнообразные
различия, характеризовавшие
В России социалистическая мысль появляется как результат критического осмысления итогов Французской революции. К этому времени русской общественности были известны идеи К.Сен-Симона (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1873), Р.Оуэна (1771-1858), что, несомненно, стимулировало развитие передовой русской мысли в направлении ее политической радикализации и демократизации.
Первым ее шагом
в этом направлении можно считать
«Русскую Правду» П.И.Пестеля (1793-1826),
одного из идеологов декабризма. Размышляя
о ходе развития Запада после происшедших
там буржуазных революций, Пестель
пришел к выводу о нерешенности ими
социальных задач и ограниченности
утвердившегося там общественного
строя: феодальная аристократия сменилась
аристократией богатства. С последней
Пестель связывал еще большую
«порчу нравов». В своем Проекте
он предложил частичное
Утопизм «Русской
Правды» очевиден. Как проект социальных
преобразований он, во-первых, не выражал
адекватно существовавшего
С виду Россия продолжала «стоять на месте» и даже как будто шла назад, но в сущности, как отмечал Герцен, все принимало новый облик. Росло недовольство, и новые молодые силы заявляли о себе: пробуждался интерес к немецкой философии, особенно Шеллингу, Фихте, Гегелю; появились многочисленные студенческие кружки, в которых обсуждались не только философские проблемы, но и политическая ситуация в Европе, положение в России, зрело убеждение, что хотя новых путей борьбы не видно, но и прежние вряд ли возможны. Идеи утопического социализма, и прежде всего, Оуэна и Сен-Симона, уже получили широкий резонанс.
Сенсимонизм был одной из самых известных в России социалистических доктрин. Его отличие от других, современных ему социалистических утопий, состояло, прежде всего, в неприятии «бунтарских средств». «Ни больших усилий ума, ни многих трудов не требуется для того, чтобы изобрести бунтарское средство, но вопрос представляет гораздо больше трудностей, когда ищут законного средства. Мы усердно занимаемся именно этим вопросом», - писал Сен-Симон3. Законное средство предлагалось искать, с одной стороны, на пути соединения социалистического идеала с политической экономией, а с другой стороны, на пути доводов разума. Сен-Симон не раз и по разным поводам писал, что единственным средством, дозволенным нам для достижения нашей цели, является убеждение. Другая, не менее важная, черта сенсимонизма состояла в том, что его теоретическим основанием было учение об объективности исторического процесса, покоящееся на признании идеи прогресса. Это вносило в обоснование социалистической идеи принцип историзма и обращало к философии истории - и именно это позже привлекло к его идеям Герцена и Огарева.
С начала 30-х
годов начинается новый этап русского
просвещения. К его идеям вновь
обращаются, но на этот раз представители
буквально всех направлений общественной
мысли, а сам термин приобретает
огромную популярность, становится ключевым
понятием в философских осмыслениях
прошлого и будущего страны. Ориентация
на просвещение вполне понятна: если
на Западе прогремели уже буржуазные
революции, и Европа стояла на пороге
первых пролетарских восстаний, то Россия
лишь делала первые шаги по пути буржуазной
цивилизации, при этом во многом сохраняя
феодальные (крепостнические) структуры.
Поэтому передовая общественная
мысль сохраняла черты
Глава 2. Утопический социализм в России
2.1 «Русский социализм» Герцена и Огарева
В 30-х годах
об утопическом социализме в России
говорили много и увлеченно, но перенос
европейского социализма на российскую
почву был осуществлен А.И.
Первоначально
представления о грядущем социальном
переустройстве были у основоположников
«русского социализма» весьма неопределенны
и не лишены религиозной окраски.
Но уже в начале 40-х годов их
социалистические воззрения оформляются
концептуально и из писем и
дневников переходят в
Формирование
концепции «русского