Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 18:45, контрольная работа
В результате активной революционной деятельности Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, «левых» (революционно настроенных) петрашевцев, Шевченко и др., в атмосфере сочувствия передовой молодежи идеям народной революции, революционно-демократическая социалистическая мысль перестает быть достоянием узких кружков и становится важным фактором политической жизни России 19 века, течением общественной мысли не только передовой интеллигенции, но всего народа.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Истоки утопического социализма в России……………………...4
Глава 2. Утопический социализм в России………………………………………………………………………..9
2.1 «Русский социализм» Герцена и Огарева……………………………...9
2.2 Экономическое обоснование социалистического идеала
Чернышевским………………………11
2.3 Социалистическая утопия и
революционно-демократическое движение……..14
Заключение…………………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………………….23
Историософское обоснование идея «перескока» нашла в герценовской философии случайности: будущее за Россией, но сама возможность вырваться вперед связана с тем, что ход истории не так предопределен, как обычно думают, ибо существует много изменяемых начал и, соответственно, возможностей случая, в силу чего она склонна «к импровизации». Социализм в экономически отсталой стране вполне может быть результатом такой импровизации. На этом тезисе - о роли случая и склонности истории к импровизации - основана идея о социализме вообще, и о достижении его в России, в частности. Эта «основа» определила наиболее существенные отличия «русского социализма» как от западных социалистических утопий, так и от других социалистических моделей, получивших распространение в русской общественной мысли позже.
«Русский социализм»,
с одной стороны, был бесспорно
«навеян» национальными и остро
развитыми патриотическими
Герцен за два года до смерти дал следующее определение «русского социализма»: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука». 4
2.2 Экономическое обоснование социалистического идеала Чернышевским
В конце 50-х годов идеи социализма развивал Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Его взгляды на общину и на вопрос о судьбах социализма на Западе не во всем совпадали с герценовской концепцией. Модель Чернышевского называют «крестьянским, общинным социализмом». Главным в его теории было экономическое обоснование социалистического идеала. Но еще раньше, в конце 40-х годов о значимости экономических вопросов для социалистической теории много писал В.А.Милютин (1826-1855). Ставя вопрос о преодолении утопизма социалистических теорий, он подчеркивал, что последние, если хотят быть на уровне науки, должны решать, прежде всего, экономические вопросы.
Чернышевский
высоко ценил труды Милютина. Опираясь
в своих исследованиях на таких
классиков, как Сен-Симон, Фурье, Оуэн,
используя идеи Годвина и некоторые
построения Луи Блана, Чернышевский
приходит к выводу: социализм есть
неизбежный результат социально-
Свой идеал собственности он связывал с государственной собственностью и общинным владением землей, которые, по его мнению, «гораздо лучше частной собственности упрочивают национальное богатство»5. Но главное, им соответствует освобождение личности, ибо основа последнего - соединение работника и хозяина в одном лице.
За свои идеи
и за десять лет активной пропагандистской
деятельности Чернышевский поплатился
19-ю годами каторги. Заключенный
до вынесения приговора в
Таким образом,
двигаясь в русле утопического социализма,
Чернышевский сделал по сравнению со
своими предшественниками огромный
шаг вперед. Во-первых, в предсказании
будущего вышел за границы отвлеченных
догматов и рассуждений. Обращение
к политической экономии, исследование
законов истории дало ему некоторые
преимущества в «прорисовке» будущего
общества, в частности его социально-
2.3
Социалистическая
утопия и революционно-
Когда русские
социалисты-утописты стали революционными
демократами и в чем именно
выразился их переход на эту позицию?
Когда и как возникло направление
революционно-демократической
На эти вопросы
основоположники утопического социализма
в России отвечали, в сущности, почти
так же, как и народные вольнодумцы:
государство и народ. «Кто-нибудь
должен проснуться,- записывал Герцен
в дневнике,- или правительство, или
народ». Наиболее заметные взлеты в
духовном развитии народа Герцен связывал
с периодами революционных
Оживление крестьянского
протеста во второй половине 40-х годов
укрепляло надежды на народ основоположников
революционно-демократической
Великие утописты
Запада доказывали необходимость коренных
преобразований капиталистического общества,
но, даже признавая полезность революций
в прошлом, они категорически
отвергали насильственный способ борьбы
за свои идеалы. Маркс и Энгельс
научно доказывали необходимость и
неизбежность пролетарской революции,
но в отсталой России, не имевшей
своего рабочего класса, именно эти
мысли об особой исторической миссии
пролетариата понять было трудно. Поэтому
ориентация на народную революцию возникла
в России не столько под влиянием
современной утопической
Понимание революции как народного движения было важным достижением мысли первых социалистов. Они видели в революциях важные вехи истории человечества, события, в которых выражаются результаты общественного развития и заложен дальнейший прогресс. Герцен записал в дневнике: «начиная с Реформации, человечество развивается через ряд эмансипационных переворотов; английская революция заключила реформацию. Особенно велико значение Великой французской революции - ею завершалась подготовительная эра для перехода в новый мир». Первые русские социалисты-утописты целью революции считали сокрушение самодержавия и крепостничества в интересах создания в конечном итоге социалистической республики.
В 60-70-е годы XIX
века внутри русского социализма и
революционного движения возникли различные
течения, вступающие подчас в непримиримые
отношения друг с другом. Но господствующим
направлением и освободительного движения,
и социалистической мысли было «действенное
народничество», социальной базой которого
стало новое поколение
Для русских
народников не было важнее и одновременно
проблематичнее вопроса о путях
обретения народом свободы и
коренной перестройки старого мира
от фундамента до возвышающихся над
ним построек. Лозунг «В народ!» стал
всеопределяющим. Зачем и для
чего? Чтобы учить его, чтобы учиться
у него, чтобы узнать на месте
его нужды и потребности, чтобы
на самом себе испытать его страдания,
приобрести его доверие, чтобы «довести
его до сознания лучшего, справедливейшего
социального строя и
Народовольцы
указывали в программных
По-новому стали пониматься и решаться проблемы конституционного устройства России в центре и на местах, а также вопросы борьбы за политическое и экономическое освобождение отдельных сословий и классов в их связи с народной свободой и социализмом как важнейшими целями социальной революции.
Продолжая традиции 40-60-х годов, народники заговорили о социализме другим языком, сумев внушить молодому поколению, что борьба за его осуществление есть «личная задача индивида», которую он должен осознать в качестве своего внутреннего долга. Новое поколение сумело сформулировать идею социализма как политический и нравственный принцип, как формулу непосредственного действования Отличие народников 70-х годов от их предшественников связано было не только и не столько с толкованием теоретических проблем, сколько с тем, что «крестьянский социализм» Чернышевского превращался в фактор революционной борьбы.
В это время в социалистическом движении все острее проявляются разногласия, которые возникают по вопросам тактики и форм революционной борьбы: чему отдать предпочтение - усилению пропаганды социалистических идей в народе, призывам к бунту против самодержавия, массовому террору в отношении представителей властных структур? Возникает такое явление как «нечаевщина», которая сфокусировала в себе все отрицательные черты леворадикального крыла.
В этих условиях
широкое распространение
Именно такая
форма государственной