Утевский живописец

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя теперь становится известным в Самарской области и в России. Мастер от рождения не имел ни рук не ног, но при этом создавал свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.[1]
Цель:
Исследовать биографию Григория Николаевича Журавлева.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Истоки необычного таланта живописца….………………………………....4
2. Дело всей жизни……………………………………………………………....6
3. Первооткрыватели исторического наследия……………………………….9
Заключение………………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………….Презентация
Список источников и литературы……………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Журавлев!!!.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

 Трудно это  было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и Гриша начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше ему это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея.

Через пять лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлевых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей. 
В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлева появились ученики – Михаил Хмелев и Василий Попов.

В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни  калеки-живописца, с просьбой представить  написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию».

К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утёвке начали строить собор в честь Святой Живоначальной Троицы. Его строительство напрямую связано с именем Григория Журавлёва. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили художнику исправить недочёты. Она получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто крепко державшаяся за землю. И десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело... От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Несколько лет Григорий Журавлев расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека.

Журавлев ещё  расписывал Кафедральный собор, и в  Кафедральном соборе находится икона, которую губернатор А. Свербеев поручил  Григорию Журавлеву, икона свт.Алексия(свт. Алексий считается покровителем Самары), выразив, таким образом, признание таланта иконописца.

Вскоре слух о необычном мастере дошел  и до Царствующего Дома. Император  Николай Александрович пригласил  его во дворец и заказал ему  групповой портрет Царской Семьи. Как рассказывают, Государь остался доволен работой безрукого и безногого мастера. Через год Г.Н. Журавлев отбыл на родину с назначенной Царем пожизненной пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу «иноходца с зимним и летним выездом», на котором впоследствии земляки возили калеку-художника на рыбалку.

Больше половины выполненных Григорием икон были на золоте и многие – собственноручно  подписаны им на тыльной стороне  так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий. Года «год», «число»».

На людей  Григорий не производил впечатления  человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой  духа, все его уважали и любили. 

Последней работой Григория был Богородичный образ «Благоуханный цвет». Рассказывали, что в ночь перед смертью он беспокойно метался по постели и просил, чтобы пришел Ангел Божий и дописал икону. Умер он утром 15 февраля 1916 года. Когда пришел заказчик за иконой, она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону - осталось загадкой. Возможно, это сделал брат Афанасий. Похоронили Григория Журавлева в церковной ограде расписанного им Троицкого храма. На могиле, как он и просил, поставили простой крест и написали на нем: «Се, Человек».  
Иконы работы Григория Журавлева разошлись по России, да и по всему миру. Есть они в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в Пюхтицком монастыре в Эстонии. Образ святых Кирилла и Мефодия, найденный в Боснии, вернулся на родину автора и находится в Самарском церковно-историческом музее. А вот уникальная роспись утёвского храма не сохранилась.  
После революции Свято-Троицкую церковь в Утёвке превратили, как было тогда принято, в склад. Росписи Журавлева начали осыпаться и большей частью погибли совсем. К счастью, часть ликов спасли жители Утёвки - разобрали по домам и хранили до лучших времен. Могилу Григория сравняли с землей, и долгие годы никто даже и не вспоминал о художнике самоучке, поразившем своим талантом царя.

Но в 1963 году в Югославии искусствовед Здравко  Кайманович обнаружил в селении  Пурачиц удивительную икону первоучителей  словенских Кирилла и Мефодия. На обратной стороне которой было написано: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевки Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885, 2 июля». Лишь после весточки из-за границы на родине вспомнили талантливого художника. И только в последние годы, когда верующие возродили закрытую в 1934 году Троицкую церковь, вспомнили в селе и об утевском подвижнике. Недавно был водружен крест на его могиле.

В церковь несут  отовсюду сельчане старинные образа, многие из которых писаны кистью этого  замечательного мастера. Уже сейчас собрана довольно большая коллекция  икон. жители вернули в храм иконы письма Журавлева "Господь Саваоф", "Жены-Мироносицы", "Спаситель Благословляющий", "Царь Давид", "Крещение Господне", "Воскресение Христово". Из Казахстана привезли икону "Святые Кирилл и Мефодий". Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлева "Святой Лев – папа римский" находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Еще одну журавлевскую икону недавно обнаружили на Урале.

 В храме  проведена реставрация, заново побелены и расписаны стены. Но в тех местах, где это было возможно, бережно сохранены фрески Г.Н.Журавлева. А прихожане действующего Троицкого храма уверены, что на их земле жил настоящий святой человек Григорий Журавлёв.

Одно из самых полных, построенных на документально-поисковой основе исследований этого феноменального явления, как работы художника-самоучки из Утевки сделал А.Малиновский, бывший руководитель крупнейшего в нашей области химического предприятия, писатель, академик, поэт, человек изучающий историю своей малой родины. Он сделал самое главное – обобщил все материалы, касающиеся Журавлева. Более того, издал документальную повесть «Радостная встреча».

Писатель рассказывает о том, как в сентябре 1989 года на его малой родине, в Утевке, открывался храм Святой Троицы, построенный по эскизам местного «богомаза» Журавлева. Все настенные росписи в нем также были сделаны Григорием Николаевичем, и уникальность его работ заключалась не только в замечательных картинах из Ветхого и Нового завета, сколько в необычном способе их исполнения.

Свою повесть А.С. Малиновский, скорее всего, не случайно начал с храма. Несколько раз он возвращался к этой теме, сообщая, что закрыли его в 1934 году и долгое время стены святой обители использовались для сельскохозяйственных нужд.

В своих поисках  Александр Станиславович у кого и где только не побывал. В областном  музее краеведения отыскались две  драгоценные находки: икона «Млекопитательница»  и фотография двух неразлучных братьев  Журавлевых – Григория и Афанасия. Одна находка-открытие – недавняя. Друзья Малиновского отыскали в Самаре женщину, у которой хранился мужской портрет – подлинник картины Журавлева. И сделали подарок. А тот в свою очередь подарил работу иконописца нашему Детскому музею.

 

Еще многие люди, знающие о талантливом живописце посвящали и писали про него свои стихи и песни. Вот например стих Светланы Копыловой, написанный про Журавлева:

 

Он не имел не рук, не ног, 
Он сам не есть, не пить не мог. 
Он человека был кусок, 
Таким его уж создал Бог. 
Но у него была душа 
Большая, как воздушный шар. 
Он всей душой любил Того, 
Кто сотворил таким его. 
Он все лежал или сидел, 
Казалось, был он не удел. 
Он только песни петь умел 
И в небо синее смотрел. 
Но иногда отца просил, 
Чтоб в церковь он его сносил. 
И в церкви пел он про Того,  
Кто сотворил таким его. 

На жизнь  свою он не роптал, 
Глядел в окно, псалмы читал. 
А кто калеку обижал, 
За тех молился и прощал. 
Еще мечтал он рисовать, 
Ведь мог он кисть во рту держать. 
И рисовать он стал Того,  
Кто сотворил таким его. 
Он не имел не рук, не ног, 
Он сам не есть, не пить не мог, 
Но приукрасил церковь он, 
Взирал Господь с его икон. 
Но а потом его душа 
Летела как воздушный шар,  
Прочь от земли, под кров Того, 
Кто сотворил таким его. 


 


Информация о работе Утевский живописец