Утевский живописец

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя теперь становится известным в Самарской области и в России. Мастер от рождения не имел ни рук не ног, но при этом создавал свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.[1]
Цель:
Исследовать биографию Григория Николаевича Журавлева.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Истоки необычного таланта живописца….………………………………....4
2. Дело всей жизни……………………………………………………………....6
3. Первооткрыватели исторического наследия……………………………….9
Заключение………………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………….Презентация
Список источников и литературы……………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Журавлев!!!.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

 

 М и н и  ст е р с т в о о б  р а з о в а н и я  и н а у к и Р о с  с и й с к о й Ф е  д е р а ц и и

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии, политологии и истории Отечества.

 

 

 

Доклад.

 

УТЕВСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнили: студенты 1-ИТ-4

                                                                                                            Васильев Алексей

                                                                   Котлахметов Радик.

                                                                         Научный руководитель:

                                                                                  кандидат исторических наук,

                                                                                          доцент Бирюкова Анна Борисовна

 

Самара 2012.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Истоки необычного  таланта живописца….………………………………....4

2. Дело всей жизни……………………………………………………………....6

3. Первооткрыватели  исторического наследия……………………………….9

Заключение………………………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………….Презентация

Список источников и литературы……………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя теперь становится известным в Самарской области и в России. Мастер от рождения не имел ни рук не ног, но при этом создавал свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.[1]

Цель:

Исследовать биографию  Григория Николаевича Журавлева.

 

Задачи:

1)Изучить биографию  Утевского живописца Григория  Николаевича Журавлева.

2)Провести исследование понятия: «нерукотворные иконы Журавлева».

3)Исследовать работы первооткрывателей исторического наследия Журавлева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1]Цит.по: Ирина Гордеева. Благовестъ православная газета. Повесть о Григории Журавлеве

// http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=12340

 

Истоки необычного таланта живописца.

Григорий Журавлев родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что ребенок – калека. У него не было ручек и ножек. «Бог призрел на раба Своего» — такое суждение высказали жители Утевки. Но поначалу не так думали в семье Журавлёвых. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед — Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери»[1]. Он сказал, что Гришу будет растить сам. Время шло, а мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. Ребенок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно. 
Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом. Своим детским умом Гриша проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания ребенок видел многое такое, чего другие не видели. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. Учитель местной сельской школы, познакомившись с мальчиком, был очень удивлен его смышлености и недетской серьезности. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребенком на дому занимался учитель земской школы Троицкий. Мальчик учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием) Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий. После смерти матери, он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл. Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат.

У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался, согласно газете "Самарские ведомости" в 1880 году: атрофированы были от кисти до плеча руки и от ступни до колена – ноги, но все же на коленях он ходить мог. Так его либо носили, либо он потихоньку перемещался сам[2]. И то, о чём некоторые пишут сегодня, например, что Григорий ложился на траву и перекатывался – не до конца достоверно.

 

 

 

 

 


 

[1] «Духовный вестник», Брест. УТЕВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЁВ //www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm

[2] Ирина Гордеева. Благовестъ православная газета. Повесть о Григории Журавлеве

// http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=12340

  Вернувшись домой, Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы. В 1885 году газета "Самарские губернские ведомости" писала: "Журавлев задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками "настоящие образа"[1]. И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приемами живописи. Этого для Журавлева было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи".

 Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и Гриша начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше ему это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея.

Через пять лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлевых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей[2]
  В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлева появились ученики – Михаил Хмелев и Василий Попов.

В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни  калеки-живописца, с просьбой представить  написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию»[3].


 

[1] Ирина Гордеева. Благовестъ православная газета. Повесть о Григории Журавлеве// http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=12340

[2] В. Н. Лялин «Утеевский иконописец Григорий Журавлёв».// archiv.kiev1.org/page-1369.html

[3]Олег Бедула.АиФ Самара .Свет Журавлёвских икон// http://gazeta.aif.ru/_/online/samara/835/01_08

 

Дело всей жизни.

К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утёвке начали строить собор в честь Святой Живоначальной Троицы[1]. Его строительство напрямую связано с именем Григория Журавлёва. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили художнику исправить недочёты.

По усовершенствованным им чертежам и была сооружена Утеевская церковь. Она получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто крепко державшаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на самого Григория. И десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело... От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Несколько лет Григорий Журавлев расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году[2]. При ней была школа и небольшая библиотека.

Судя по фотографиям и  воспоминаниям свидетелей, был он великолепен, в архитектуре собора царила гармония, и весь его облик, многочисленные купола, уходящие в  небо, настраивал на высокий лад. По размерам ему не было равных в России.

Журавлев ещё расписывал Кафедральный собор.Самарская городская Дума даже издала книгу по истории создания кафедрального собора. Есть в ней строки и о тех, кто писал иконы для храма Христа Спасителя: "… Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона свт. Алексия, митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего губернатора А.Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевка, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишённым от рождения рук и ног, пишущим иконы, держа кисть в зубах. Словом, с Божию помощью …" Святитель Алексий считался покровителем Самары. Написать икону небесного покровителя губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву, выразив, таким образом, признание таланта иконописца.[2]

 

 

 

 

 


[1] В. Лялин. "Последняя надежда". /Из-во "Сатисъ", С.-Петербург. 2000. 

 

[2]«Духовный вестник», Брест. УТЕВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЁВ// www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm

 

Вскоре слух о необычном мастере дошел  и до Царствующего Дома. Император  Николай Александрович пригласил  его во дворец и заказал ему  групповой портрет Царской Семьи. Как рассказывают, Государь остался доволен работой безрукого и безногого мастера. Через год Г.Н. Журавлев отбыл на родину с назначенной Царем пожизненной пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу «иноходца с зимним и летним выездом», на котором впоследствии земляки возили калеку-художника на рыбалку[1].

Больше половины выполненных Григорием икон были на золоте и многие – собственноручно  подписаны им на тыльной стороне  так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий. Года «год», «число»»[2].

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать  краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далеких окраин России.

В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал  их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

Последней работой  Григория был Богородичный образ  «Благоуханный цвет». Рассказывали, что в ночь перед смертью он беспокойно метался по постели и просил, чтобы пришел Ангел Божий и дописал икону. Умер он утром 15 февраля 1916 года. Когда пришел заказчик за иконой, она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону - осталось загадкой. Возможно, это сделал брат Афанасий. Похоронили Григория Журавлева в церковной ограде расписанного им Троицкого храма. На могиле, как он и просил, поставили простой крест и написали на нем: «Се, Человек»[3] 
Иконы работы Григория Журавлева разошлись по России, да и по всему миру. Есть они в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в Пюхтицком монастыре в Эстонии. Образ святых Кирилла и Мефодия, найденный в Боснии, вернулся на родину автора и находится в Самарском церковно-историческом музее. А вот уникальная роспись утёвского храма не сохранилась.

 

 

Информация о работе Утевский живописец