Утевский живописец

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя теперь становится известным в Самарской области и в России. Мастер от рождения не имел ни рук не ног, но при этом создавал свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.[1]
Цель:
Исследовать биографию Григория Николаевича Журавлева.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Истоки необычного таланта живописца….………………………………....4
2. Дело всей жизни……………………………………………………………....6
3. Первооткрыватели исторического наследия……………………………….9
Заключение………………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………….Презентация
Список источников и литературы……………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Журавлев!!!.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

 

 


[1] «Духовный вестник», Брест. УТЕВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЁВ //www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm

[2] Ирина Гордеева. Благовестъ православная газета. Повесть о Григории Журавлеве// http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=12340

[3] Екатерина Шевелева. Свидетельство о чуде// http://www.dislife.ru/flow/theme/10486/

 

После революции  Свято-Троицкую церковь в Утёвке превратили, как было тогда принято, в склад. Росписи Журавлева начали осыпаться и большей частью погибли  совсем. К счастью, часть ликов спасли жители Утёвки - разобрали по домам и хранили до лучших времен. Могилу Григория сравняли с землей, и долгие годы никто даже и не вспоминал о художнике самоучке, поразившем своим талантом царя.

Но в 1963 году в Югославии искусствовед Здравко Кайманович обнаружил в селении Пурачиц удивительную икону первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. На обратной стороне которой было написано: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевки Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885, 2 июля».[1] Вероятно доска попала за границу после революции вместе с первой волной иммиграции. Но не это поразило исследователя. Лики были написаны очень искусно, и ученый не мог поверить, что калека был способен на это. Закралось подозрение о возможной мистификации. Дабы разобраться, в Россию был направлен запрос. Государственный архив подтвердил, что был такой иконописец. Лишь после весточки из-за границы на родине вспомнили талантливого художника. И только в последние годы, когда верующие возродили закрытую в 1934 году Троицкую церковь, вспомнили в селе и об утевском подвижнике. Недавно был водружен крест на его могиле.[1]

В церковь несут  отовсюду сельчане старинные образа, многие из которых писаны кистью этого  замечательного мастера. Уже сейчас собрана довольно большая коллекция икон. жители вернули в храм иконы письма Журавлева "Господь Саваоф", "Жены-Мироносицы", "Спаситель Благословляющий", "Царь Давид", "Крещение Господне", "Воскресение Христово". Из Казахстана привезли икону "Святые Кирилл и Мефодий". Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлева "Святой Лев – папа римский" находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Еще одну журавлевскую икону недавно обнаружили на Урале.

 В храме  проведена реставрация, заново  побелены и расписаны стены.  Но в тех местах, где это  было возможно, бережно сохранены фрески Г.Н.Журавлева: на куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках – апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. 

 А прихожане  действующего Троицкого храма  уверены, что на их земле  жил настоящий святой человек  Григорий Журавлёв.[1]

 

 

 

 

 

 


[1] «Духовный вестник», Брест. УТЕВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЁВ //www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm

 

Первооткрыватели  исторического наследия.

Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. Неоценим вклад людей, ставших поистине библиографами Григория Журавлева, отдавших силы и время на поиск его картин и икон.

Одно из самых полных, построенных на документально-поисковой основе исследований этого феноменального явления, как работы художника-самоучки из Утевки сделал А.Малиновский, бывший руководитель крупнейшего в нашей области химического предприятия, писатель, академик, поэт, человек изучающий историю своей малой родины. Он сделал самое главное – обобщил все материалы, касающиеся Журавлева. Более того, издал документальную повесть «Радостная встреча».

Писатель рассказывает о  том, как в сентябре 1989 года на его  малой родине, в Утевке, открывался храм Святой Троицы, построенный по эскизам местного «богомаза» Журавлева. Все настенные росписи в нем также были сделаны Григорием Николаевичем, и уникальность его работ заключалась не только в замечательных картинах из Ветхого и Нового завета, сколько в необычном способе их исполнения. Сам художник некоторые свои картины подписывал так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии безрукий и безногий».

  Об уникальном даре своего земляка Малиновский узнал в начале 60-х годов. Подготовил очерк в областную газету, сопроводив его единственной фотографией художника. Материал не был напечатан. Пропал и снимок. До поры, до времени история эта как бы затаилась в ожидании более  мощного толчка, может быть, какого-то особого явления. … В далекой Боснии историк-реставратор Здравко Каймакович обнаружил икону Журавлева и обратится в Госархив СССР за справкой об ее авторе. По материалам брошюры Утевский учитель и краевед Кузьма Емельянович Данилов начинает переписку,  затем публикует в районной газете несколько интересных исследований жизни и творчества своего земляка. Много позднее в школьном музее появится экспозиция по творческому наследию знаменитого Журавлева. 

Свою повесть  А.С. Малиновский, скорее всего, не случайно начал с храма. Несколько раз  он возвращался к этой теме, сообщая, что закрыли его в 1934 году и долгое время стены святой обители использовались для сельскохозяйственных нужд. Глава района Сергей Николаевич Афанасьев, вспоминая детство, как-то рассказал о том, что  в одно время здесь хранили зерно. И сельские мальчишки забирались на самую верхотуру купола, проникая внутрь через кое-как заделанные окна. Наигравшись, ребята ложились на вороха пшеницы и рассматривали изображенных на внутренней стороне купола «боженек». Глаза у святых апостолов были выписаны так, что они как бы следили за юными пришельцами неотрывно, как бы молча вопрошая о том, что они забыли в святой обители и как допустили люди такое надругательство над храмом. В своих поисках Александр Станиславович у кого и где только не побывал. В областном музее краеведения отыскались две драгоценные находки: икона «Млекопитательница» и фотография двух неразлучных братьев Журавлевых – Григория и Афанасия. Далее попытки отыскать следы журавлевских работ в школьном музее принесли автору и разочарования, и обнадеживающие перспективы дальнейших поисков. Активистам музея кое-что удалось сохранить из собранного о Журавлеве, да еще о сельском историке-летописце Кузьме Емельяновиче Данилове, который мечтал открыть музей своего знаменитого земляка в одной из половин бывшего дома Журавлевых. Но не успел. Годы его тогда были уже преклонные…

Упорно и  безуспешно пытался Малиновский  отыскать совершенно уникальную по замыслу работу Григория Николаевича – «Утевскую мадонну». Свои же, деревенские люди, не позволили даже сфотографировать ее. Через полгода, когда Малиновский снова вернулся в родное село с той же просьбой, узнал, что люди эти умерли и наследованные иконы забрали родственники из Самары.

Но зато обрадовал  поисковика протоиерей, помощник ректора  Московской духовной академии и семинарии  Николай Резухин, который к тому времени уже был наслышан о  книгах Малиновского и любезно пригласил  его в гости, чтобы показать икону кисти Журавлева, хранящуюся в церковно-археологическом кабинете Сергиева Посада. Изображен на ней Святой Лев – папа римский.

Потом были еще  находки – странно-завораживающие, таинственно-загадочные… Например, отыскалась небольшая брошюра, посвященная  истории строительства в Самаре одного из крупнейших в России кафедральных соборов. Оказалось, что одна из икон для иконостаса, а именно икона Святого Алексия, митрополита Московского, была написана крестьянином из Утевки Бузулукского уезда Самарской губернии. И еще одна находка-открытие – недавняя. Друзья Малиновского отыскали в Самаре женщину, у которой хранился мужской портрет – подлинник картины Журавлева. И сделали подарок. А тот в свою очередь подарил работу иконописца нашему Детскому музею.

Еще многие люди, знающие о талантливом живописце посвящали и писали про него свои стихи и песни. Вот например стих Светланы Копыловой, написанный про Журавлева[1]:

Он не имел не рук, не ног, 
Он сам не есть, не пить не мог. 
Он человека был кусок, 
Таким его уж создал Бог. 
Но у него была душа 
Большая, как воздушный шар. 
Он всей душой любил Того, 
Кто сотворил таким его. 
Он все лежал или сидел, 
Казалось, был он не удел. 
Он только песни петь умел 
И в небо синее смотрел. 
Но иногда отца просил, 
Чтоб в церковь он его сносил

И в церкви пел он про Того,  
Кто сотворил таким его.

На жизнь свою он не роптал, 
Глядел в окно, псалмы читал. 
А кто калеку обижал, 
За тех молился и прощал. 
Еще мечтал он рисовать, 
Ведь мог он кисть во рту держать. 
И рисовать он стал Того,  
Кто сотворил таким его. 
Он не имел не рук, не ног, 
Он сам не есть, не пить не мог, 
Но преукрасил церковь он, 
Взирал Господь с его икон. 
Но а потом его душа 
Летела как воздушный шар,  
Прочь от земли, под кров Того, 
Кто сотворил таким его. 


 

[1]Светлана Копылова.Православная социальная сеть «Pravznak»// http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=96&grouptopic_id=4923 

Заключение.

Я думаю что каждому человеку в жизни предначертана своя судьба.У Григория Журавлева она была очень загадочная, интересная и непростая. Родился он калекой, мать его плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед спас им обоим жизнь. Григорий был веселым и никогда на жизнь свою не роптал. А его иконы поистине можно считать загадочными. Их можно было назвать «нерукотворными», потому что рука Григория к ним не прикасалась, а писались иконы держа кисть в зубах. Григорий был целеустремленным человеком, он добивался всего, несмотря ни на что. Иконы его были просто потрясающими по красоте своей. Дело всей его жизни была постройка в своем родном селе собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Несмотря на боль он закончил роспись храма.

Я считаю Григория Журавлева поистине мужественным, храбрым, милосердным человеком. Он многое сделал для людей. И мы должны гордиться что жили у нас на родной земле такие люди. О них мы должны помнить всегда и низачто не забывать. Неоценим вклад людей, ставших поистине библиографами Григория Журавлева, отдавших силы и время на поиск его картин и икон. Этими людьми мы тоже должны гордиться и сказать им огромное спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  источников и литературы.

1.В. Лялин. "Последняя  надежда". /Из-во "Сатисъ", С.-Петербург. 2000.

2. В. Н. Лялин «Утеевский иконописец Григорий Журавлёв».// archiv.kiev1.org/page-1369.html

2.А. Малиновский. "Радостная встреча". / Самарское  отделение Литературного Фонда  России. 1997 г.

3. Жизнь и иконы Григория Журавлева//

http://www.liveinternet.ru/users/3895602/post132189124/

4. ПО СЛЕДАМ ЖУРАВЛЕВСКИХ ИКОН

//https://sites.google.com/site/teplinka/iz-dalnih-stranstvij-vozvratas/lico-v-tolpe/po-sledam-zuravlevskih-ikon

5.Электронная версия всероссийской православной  
просветительской газеты"Православный Санкт-Петербург" «Духовный вестник», Брест.//http://www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm

6. Ирина Гордеева. Благовестъ православная газета. Повесть о Григории Журавлеве

// http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=12340

7.Р. Улицкая. "Вдохновила Волга". Газета "Волжская заря" 1996 г., 19 января. Самарский краеведческий музей.

8.А. Жоголев. "Иконописец". Газета "Московский  церковный вестник". 1992 г., №10-11, июль.

9.А. Праздников. "Силой духа и таланта". Газета "Советская культура". 1991 г., 27 июля.

10. Светлана Копылова.Православная социальная сеть «Pravznak»// http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=96&grouptopic_id=4923

11. Екатерина Шевелева. Свидетельство о чуде// http://www.dislife.ru/flow/theme/10486/

12. Олег Бедула.АиФ Самара .Свет Журавлёвских икон// http://gazeta.aif.ru/_/online/samara/835/01_08

 

 

Текст выступления.

Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя теперь становится известным в Самарской области и в России. Мастер от рождения не имел ни рук не ног, но при этом создавал свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.

Григорий Журавлев родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что ребенок – калека. У него не было ручек и ножек. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед — Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам. Время шло, а мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. Ребенок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно.

. Когда  мальчик подрос, дед стал возить  его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. Учитель  местной сельской школы, познакомившись  с мальчиком, был очень удивлен его смышлености и недетской серьезности. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребенком на дому занимался учитель земской школы Троицкий. Мальчик учился писать, держа перо в зубах. Природные способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием) Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий. После смерти деда, он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл. Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат.

У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался. Вернувшись домой, Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы. В 1885 году газета "Самарские губернские ведомости" писала: "Журавлев задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками "настоящие образа". И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приемами живописи. Этого для Журавлева было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи".

Информация о работе Утевский живописец