Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:48, доклад
Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя теперь становится известным в Самарской области и в России. Мастер от рождения не имел ни рук не ног, но при этом создавал свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.[1]
Цель:
Исследовать биографию Григория Николаевича Журавлева.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Истоки необычного таланта живописца….………………………………....4
2. Дело всей жизни……………………………………………………………....6
3. Первооткрыватели исторического наследия……………………………….9
Заключение………………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………….Презентация
Список источников и литературы……………………………………………….12
[1] «Духовный вестник», Брест.
УТЕВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЁВ
//www.pravpiter.ru/sovs/n035/
[2] Ирина Гордеева. Благовестъ православная
газета. Повесть о Григории Журавлеве// http://www.cofe.ru/blagovest/
[3] Екатерина Шевелева. Свидетельство о
чуде// http://www.dislife.ru/flow/
После революции Свято-Троицкую церковь в Утёвке превратили, как было тогда принято, в склад. Росписи Журавлева начали осыпаться и большей частью погибли совсем. К счастью, часть ликов спасли жители Утёвки - разобрали по домам и хранили до лучших времен. Могилу Григория сравняли с землей, и долгие годы никто даже и не вспоминал о художнике самоучке, поразившем своим талантом царя.
Но в 1963 году в Югославии искусствовед Здравко Кайманович обнаружил в селении Пурачиц удивительную икону первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. На обратной стороне которой было написано: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевки Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885, 2 июля».[1] Вероятно доска попала за границу после революции вместе с первой волной иммиграции. Но не это поразило исследователя. Лики были написаны очень искусно, и ученый не мог поверить, что калека был способен на это. Закралось подозрение о возможной мистификации. Дабы разобраться, в Россию был направлен запрос. Государственный архив подтвердил, что был такой иконописец. Лишь после весточки из-за границы на родине вспомнили талантливого художника. И только в последние годы, когда верующие возродили закрытую в 1934 году Троицкую церковь, вспомнили в селе и об утевском подвижнике. Недавно был водружен крест на его могиле.[1]
В церковь несут отовсюду сельчане старинные образа, многие из которых писаны кистью этого замечательного мастера. Уже сейчас собрана довольно большая коллекция икон. жители вернули в храм иконы письма Журавлева "Господь Саваоф", "Жены-Мироносицы", "Спаситель Благословляющий", "Царь Давид", "Крещение Господне", "Воскресение Христово". Из Казахстана привезли икону "Святые Кирилл и Мефодий". Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлева "Святой Лев – папа римский" находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Еще одну журавлевскую икону недавно обнаружили на Урале.
В храме проведена реставрация, заново побелены и расписаны стены. Но в тех местах, где это было возможно, бережно сохранены фрески Г.Н.Журавлева: на куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках – апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий.
А прихожане действующего Троицкого храма уверены, что на их земле жил настоящий святой человек Григорий Журавлёв.[1]
[1] «Духовный вестник», Брест.
УТЕВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЁВ
//www.pravpiter.ru/sovs/n035/
Первооткрыватели исторического наследия.
Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. Неоценим вклад людей, ставших поистине библиографами Григория Журавлева, отдавших силы и время на поиск его картин и икон.
Одно из самых полных, построенных на документально-поисковой основе исследований этого феноменального явления, как работы художника-самоучки из Утевки сделал А.Малиновский, бывший руководитель крупнейшего в нашей области химического предприятия, писатель, академик, поэт, человек изучающий историю своей малой родины. Он сделал самое главное – обобщил все материалы, касающиеся Журавлева. Более того, издал документальную повесть «Радостная встреча».
Писатель рассказывает о том, как в сентябре 1989 года на его малой родине, в Утевке, открывался храм Святой Троицы, построенный по эскизам местного «богомаза» Журавлева. Все настенные росписи в нем также были сделаны Григорием Николаевичем, и уникальность его работ заключалась не только в замечательных картинах из Ветхого и Нового завета, сколько в необычном способе их исполнения. Сам художник некоторые свои картины подписывал так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии безрукий и безногий».
Об уникальном даре своего земляка Малиновский узнал в начале 60-х годов. Подготовил очерк в областную газету, сопроводив его единственной фотографией художника. Материал не был напечатан. Пропал и снимок. До поры, до времени история эта как бы затаилась в ожидании более мощного толчка, может быть, какого-то особого явления. … В далекой Боснии историк-реставратор Здравко Каймакович обнаружил икону Журавлева и обратится в Госархив СССР за справкой об ее авторе. По материалам брошюры Утевский учитель и краевед Кузьма Емельянович Данилов начинает переписку, затем публикует в районной газете несколько интересных исследований жизни и творчества своего земляка. Много позднее в школьном музее появится экспозиция по творческому наследию знаменитого Журавлева.
Свою повесть А.С. Малиновский, скорее всего, не случайно начал с храма. Несколько раз он возвращался к этой теме, сообщая, что закрыли его в 1934 году и долгое время стены святой обители использовались для сельскохозяйственных нужд. Глава района Сергей Николаевич Афанасьев, вспоминая детство, как-то рассказал о том, что в одно время здесь хранили зерно. И сельские мальчишки забирались на самую верхотуру купола, проникая внутрь через кое-как заделанные окна. Наигравшись, ребята ложились на вороха пшеницы и рассматривали изображенных на внутренней стороне купола «боженек». Глаза у святых апостолов были выписаны так, что они как бы следили за юными пришельцами неотрывно, как бы молча вопрошая о том, что они забыли в святой обители и как допустили люди такое надругательство над храмом. В своих поисках Александр Станиславович у кого и где только не побывал. В областном музее краеведения отыскались две драгоценные находки: икона «Млекопитательница» и фотография двух неразлучных братьев Журавлевых – Григория и Афанасия. Далее попытки отыскать следы журавлевских работ в школьном музее принесли автору и разочарования, и обнадеживающие перспективы дальнейших поисков. Активистам музея кое-что удалось сохранить из собранного о Журавлеве, да еще о сельском историке-летописце Кузьме Емельяновиче Данилове, который мечтал открыть музей своего знаменитого земляка в одной из половин бывшего дома Журавлевых. Но не успел. Годы его тогда были уже преклонные…
Упорно и безуспешно пытался Малиновский отыскать совершенно уникальную по замыслу работу Григория Николаевича – «Утевскую мадонну». Свои же, деревенские люди, не позволили даже сфотографировать ее. Через полгода, когда Малиновский снова вернулся в родное село с той же просьбой, узнал, что люди эти умерли и наследованные иконы забрали родственники из Самары.
Но зато обрадовал поисковика протоиерей, помощник ректора Московской духовной академии и семинарии Николай Резухин, который к тому времени уже был наслышан о книгах Малиновского и любезно пригласил его в гости, чтобы показать икону кисти Журавлева, хранящуюся в церковно-археологическом кабинете Сергиева Посада. Изображен на ней Святой Лев – папа римский.
Потом были еще
находки – странно-
Еще многие люди, знающие о талантливом живописце посвящали и писали про него свои стихи и песни. Вот например стих Светланы Копыловой, написанный про Журавлева[1]:
Он не имел не
рук, не ног, И в церкви пел он про Того, |
На жизнь свою
он не роптал, |
[1]Светлана Копылова.Православная
социальная сеть «Pravznak»// http://pravznak.msk.ru/group_
Заключение.
Я думаю что каждому человеку в жизни предначертана своя судьба.У Григория Журавлева она была очень загадочная, интересная и непростая. Родился он калекой, мать его плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед спас им обоим жизнь. Григорий был веселым и никогда на жизнь свою не роптал. А его иконы поистине можно считать загадочными. Их можно было назвать «нерукотворными», потому что рука Григория к ним не прикасалась, а писались иконы держа кисть в зубах. Григорий был целеустремленным человеком, он добивался всего, несмотря ни на что. Иконы его были просто потрясающими по красоте своей. Дело всей его жизни была постройка в своем родном селе собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Несмотря на боль он закончил роспись храма.
Я считаю Григория Журавлева поистине мужественным, храбрым, милосердным человеком. Он многое сделал для людей. И мы должны гордиться что жили у нас на родной земле такие люди. О них мы должны помнить всегда и низачто не забывать. Неоценим вклад людей, ставших поистине библиографами Григория Журавлева, отдавших силы и время на поиск его картин и икон. Этими людьми мы тоже должны гордиться и сказать им огромное спасибо.
Список источников и литературы.
1.В. Лялин. "Последняя надежда". /Из-во "Сатисъ", С.-Петербург. 2000.
2. В. Н. Лялин «Утеевский иконописец
Григорий Журавлёв».// archiv.kiev1.org/page-1369.
2.А. Малиновский. "Радостная встреча". / Самарское отделение Литературного Фонда России. 1997 г.
3. Жизнь и иконы Григория Журавлева//
http://www.liveinternet.ru/
4. ПО СЛЕДАМ ЖУРАВЛЕВСКИХ ИКОН
//https://sites.google.com/
5.Электронная версия всероссийской
православной
просветительской газеты"Православный Санкт-Петербург" «Духовный вестник», Брест.//http://www.pravpiter.
6. Ирина Гордеева. Благовестъ православная газета. Повесть о Григории Журавлеве
// http://www.cofe.ru/blagovest/
7.Р. Улицкая. "Вдохновила Волга". Газета "Волжская заря" 1996 г., 19 января. Самарский краеведческий музей.
8.А. Жоголев. "Иконописец". Газета "Московский церковный вестник". 1992 г., №10-11, июль.
9.А. Праздников. "Силой духа и таланта". Газета "Советская культура". 1991 г., 27 июля.
10. Светлана Копылова.Православная
социальная сеть «Pravznak»// http://pravznak.msk.ru/group_
11. Екатерина Шевелева. Свидетельство о
чуде// http://www.dislife.ru/flow/
12. Олег Бедула.АиФ
Самара .Свет Журавлёвских икон// http://gazeta.aif.ru/_/online/
Текст выступления.
Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя теперь становится известным в Самарской области и в России. Мастер от рождения не имел ни рук не ног, но при этом создавал свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.
Григорий Журавлев родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что ребенок – калека. У него не было ручек и ножек. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед — Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам. Время шло, а мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. Ребенок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно.
. Когда
мальчик подрос, дед стал возить
его в школу. Зимой на
У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался. Вернувшись домой, Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы. В 1885 году газета "Самарские губернские ведомости" писала: "Журавлев задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками "настоящие образа". И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приемами живописи. Этого для Журавлева было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи".