Условия национально-культурного возрождения в Украине в 16 — первой половине 17 в. Острожская академия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:35, реферат

Краткое описание

Своеобразие украинской культуры 16 — первой половины 17 в. обуслов-ливалось и тем, что украинский народ был лишён собственной государствен¬ности.
После присоединения украинских земель к католической Польше поло-жение украинской культуры претерпело изменения. Польское королев-ство добивалось покорения украинских земель для приращения тер-ритории и обогащения. Отличная культура украинцев препятствовала зах¬ватническим планам Короны. Поэтому ни о какой поддержке и поощрении культурного прогресса украинцев согласно давним традициям не могло быть и речи.

Файлы: 1 файл

История украины.docx

— 15.58 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Белгородский государственный  университет»

Факультет Компьютерных наук и  телекоммуникаций

Кафедра информационно-телекоммуникационных систем и технологий 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «История Украины»

На тему: Условия национально-культурного возрождения в Украине в 16 — первой половине 17 в. Острожская академия 
 
 
 
 
 

Выполнил: Ларин Е.  А

Проверил: Сопранова И. В. 

Белгород 2011

 

Условия национально-культурного  возрождения в  Украине в 16 —  первой половине 17 в. Острожская академия

Своеобразие украинской культуры 16 — первой половины 17 в. обусловливалось и тем, что украинский народ был лишён собственной государственности.

После присоединения  украинских земель к католической Польше положение украинской культуры претерпело изменения. Польское королевство добивалось покорения украинских земель для приращения территории и обогащения. Отличная культура украинцев препятствовала захватническим планам Короны. Поэтому ни о какой поддержке и поощрении культурного прогресса украинцев согласно давним традициям не могло быть и речи.

Вместе  с тем через  Польшу в 'Украину  попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Не имея собственных высших учебных заведений, украинцы учились в европейских университетах, приобщаясь там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащая ими родную культуру. Но какие бы перспективы ни открывались перед теми украинцами, которые попадали в науку на чужбину, они не могли заменить обучения на родном языке на Родине, поскольку доступными европейские университеты были для единиц. Многочисленные протестантские и иезуитские школы и коллегиумы, появлявшиеся в украинских землях под влиянием реформационного движения, не могли помочь делу, поскольку главную цель воспитательной деятельности такие учебные заведения усматривали в обращении как можно большего количества украинцев в католическую веру или протестантизм.

Возрождение украинской школы началось с деятельности Острожского  культурно-образовательного центра. Он был создан в 1576 г. по инициативе князя Константина-Василия Острожского. Главную цель собственной деятельности члены центра усматривали в возрождении украинской культуры на основах православия. А наиболее эффективным средством для достижения такой цели, по их убеждению, была школа. Такую школу и создали не позднее 1578 г. Давние славянские традиции сочетались здесь с достижениями тогдашней европейской школы.

В Острожской школе  основательно изучались языки —  славянский, греческий и латынь. Излагались в ней и “семь свободных наук” — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Школьная программа, по которой осуществлялось обучение в Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего. Собственно говоря, поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. То была первая в Украине “славяно-греко-латинская” школа — первое высшее учебное заведение в Украине и среди православных.

Образовательные и воспитательные идеи Острожской академии были подхвачены братствами. В 1615 г. появилась братская школа в Киеве. Осенью 1631 г. в Киеве возникла ещё одна школа — Лаврская. Основал её архимандрит Киеао-Печерской лавры Пётр Могила. Вскоре Лаврская школа была объединена с Киевской братской. Объединённая школа начала действовать в сентябре 1632 г. Называлась она коллегиумом.

Киево-Могилянская академия в течение продолжительного времени была единственным высшим всесословным учебным заведением Украины, Восточной Европы и всего православного мира.

Необходимость национального самосохранения, особенно обострившаяся после Люблинской унии, повлекла чрезвычайный подъём украинской культуры. В отсутствие государства культура оставалась единственной сферой, где украинцы могли защищать свою самобытность. Именно поэтому культурную жизнь в Украине 16 — первой половины 17 в. определяют как национально-культурное возрождение.

Информация о работе Условия национально-культурного возрождения в Украине в 16 — первой половине 17 в. Острожская академия