Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:35, реферат
Цель работы – рассмотреть положение Украины на различных этапах развития, а именно:
- в период «горбачевской перестройки»;
- начала национального возрождения;
- в период президентства Л. Кравчука;
- в период президентства Л. Кучмы;
Введение
1. Украина в период «горбачевской перестройки»
2. Начало национального возрождения
3. Президент Кравчук
4. Экономическая политика
5. Президент Леонид Кучма
6. Внешняя политика
Литература
Приоритетным направлением
государственно-творческого
Анализ ситуации, которая сложилась в 1991- 1994 гг. позволяет сделать такие выводы:
- в это время не удалось
эффективно и взвешенно
-раздвоение исполнительной
ветви власти (Президент - правительство)
необыкновенно усложнили
- общая неопределенность
в распределении властных
В связи с этими обстоятельствами недовольство деятельностью Президента и Верховной Рады постоянно росло и достигло своего пика в июне 1993 г. Под давлением шахтерских забастовок было принято решение о проведении 26 сентября этого года референдума по вопросам доверия правительству. Попыткой вырваться из этого кризиса, было радикальное решение о проведении в первой половине 1994 года досрочных выборов Верховной Рады и Президента Украины.
4. Экономическая политика
В апреле 1991 г. волна забастовок вынудила В. Масола пойти в отставку. Кабинет Министров возглавил В. Фокин. Он продержался у власти 17 месяцев, на протяжении которых экономическое положение неуклонно ухудшалось.
В марте 1992 г. Верховна Рада утвердила «Основы национальной экономической политики». В документе предусматривалась структура перестройки хозяйства Украины. Огромное значение уделялось конверсии оборонной промышленности, перераспределение материальных и трудовых ресурсов в пользу тех производств, которые обеспечивают население потребительскими товарами.
Важную роль в становлении рыночной экономики сыграл закон «О приватизации имущества государственных предприятий». Началось создание малых предприятий, товариществ разного уровня ответственности, кооперативов. Начались некоторые сдвиги в аграрном секторе. В январе 1992 г. Верховная Рада утвердила закон «О формах собственности на землю».
Несмотря на все эти
шаги, страну все с большей силой
охватывал экономический
-экономический кризис был унаследован от советского времени;
-Украина самостоятельно не выбирала модели перехода к рынку, а из-за глубокой интегрированности в экономику России была втянута в рыночные отношения по - российскому образцу;
-украинская элита не знала рыночной экономики и несмело принимала собственные решения,
-предыдущая исполнительная вертикаль была разрушена , а создание новой задерживалось;
- после разрушения предыдущей
системы управления экономика
перестала быть директивной,
13 октября 1992 г. Верховная
Рада Украины утвердила нового
премьер-министра Л.Кучму,
Осенью 1992 г. уже начали проявляться катастрофические последствия либерализации цен, цены на газ возросли в 100 раз, а на нефть - в 300 раз.
В начале 1992 г были введены денежные купоны, в ноябре правительство приняло решение о выходе из рублевой зоны. Гривневые купюры были напечатаны, однако ухудшение ситуации в экономике сделало невозможной денежную реформу. За год купоны обесценились в 21 раз.
18 ноября 1992 г. новый премьер
министр изложил в парламенте
программу первоочередных
1993 г. украинская экономика
впервые почувствовала всю
Весной 1993 г Кучма предпринял попытку подчинить себе представителей Президента в областях путем введения их в Кабинет Министров, а Л.Кравчук требовал от парламента позволить ему непосредственно руководить правительством. Верховная Рада не утвердила ни одного, ни другого предложения.21 сентября 1993 г. Кучма ушел в отставку. Правительство возглавил президент, а обязанности премьер – министра исполнял Ю.Звягильский. Выйти из экономического кризиса не удавалось. Население высказывало недовольство Следствием были досрочные выборы Верховной Рады и Президента.
5. Президент Леонид Кучма
27 марта состоялись выборы
в Верховную Раду Украины,
В марте 1998-состоялись очередные
выборы в Верховную Раду, которые
проходили по новой избирательной
системе (пропорционально-мажоритарной)
Страна переживала тяжелейший комплексный кризис, его последствия больно ударили по уровню жизни населения. К 1998 г потребление мяса на душу населения снизилось за 5 лет с 68,2 до 36 кг в год, молока и молокопродуктов-с 373 до 230 кг, яиц с 272 до 171 шт., рыбы с 17,5 до 3,4 кг. Пищевая индустрия Украины оказалась на уровне 1953 г., сахарная- 1960, масложировая-1962, легкой промышленности угрожал полный крах.
В 1995 г. провалилась так называемая большая приватизация, когда из запланированных 8 тыс. крупных и средних предприятий на аукционы выставили всего 945. Серьезное потрясение переживала валютно-финансовая система Украины в конце августа 1998 г в связи с падением курса российского рубля. Раздражающим фактором был и продолжает оставаться факт «уничтожения» 116 млрд. рублей сбережений в сберегательных и страховых полисах, отсутствие перспектив их компенсации при жизни владельцев.
В военно-промышленном комплексе (а это около двух тысяч предприятий) происходил процесс «обвальной конверсии», в результате чего из 1,3 млн. работников в нем осталось 57 тыс., был потерян ряд рынков вооружений.
Продолжалось реформирование
вооруженных сил. Украина унаследовала
армию в полтора млн., а нуждается
в армии численностью 250 тыс. Поэтому
неслучайно в июне 1998 г. президентским
указом был приостановлен воинский
призыв в армию. При дефиците средств
на жилищное строительство реорганизация
и увольнение в запас шли медленно
с большими материальными и морально-
С октября 1991 до 28 июня 1996 г.
продолжался конституционный
Социально-экономическая ситуация продолжала оставаться сложной и неоднозначной. Правительство в разных составах, которые возглавляли В. Масол (июнь1994 - март 1995), Е.Марчук (март 1995 - май 1996), П.Лазаренко (май 1996 - июль 1997) , в, Пустовойтенко (июль 1997 - декабрь 1999) не смогли радикально изменить экономическую ситуацию. С декабря 1999 г. правительство возглавил Ющенко.
Наблюдался постоянный рост цен на основные продукты питания, сохранялся высокий уровень безработицы, к 1999 г. она составила 1,5 млн. человек. За чертой бедности оказалось около половины украинских граждан. По данным ООН, Украина по уровню потребления на душу населения оказалась на 102 месте в мире. Существующая налоговая система способствовала формированию «теневой» экономики. Сконцентрированный в теневой экономике капитал не направлялся на инвестирование национального производства для поддержания социальной инфраструктуры, объективно способствовал росту налогового пресса, что в свою очередь еще больший объем экономики загоняло в «тень». Негативным фактором для развития украинской экономики оставался огромный внешний долг.
После выборов Президента 1999 г. стратегия преобразований на Украине нашла свое отображение в послании Президента к Верховной Раде в январе 2000 г. В Послании было оговорено увеличение реальных доходов населения в 1,3-1,4 раза, увеличение занятости населения и создания 1 млн. новых рабочих мест, повышения минимального уровня трудовых пенсий до прожиточного минимума., укрепление позиций среднего класса. За время правления Ющенко в экономической жизни страны начался экономический рост. Но отношения между премьером и Президентом не складывались, и 26 апреля правительство Ющенко в полном составе было отправлено в отставку. 29 мая 2001 г. премьер – министром стал А. Кинах. Показатели экономического развития за 2001 г. засвидетельствовали углубление структурных изменений, рост валового внутреннего продукта и промышленного производства. Правительству удалось не только сохранить позитивные тенденции развития, но и достичь экономического роста без повышения темпов инфляции. Стабильное развитие экономики Украины было отмечено мировым Содружеством. Но экономисты – эксперты, анализируя деятельность правительства, предупреждали, что экстенсивные факторы, обеспечившие экономический рост, в значительной мере вычерпаны. Тенденции развития могут затормозиться.
21 ноября 2002 г состоялась
очередная отставка
6. Внешняя политика
После президентских выборов 1994 г. развитие внешней политики Украины шло путем модификации, расстановки новых акцентов в приоритетах.
Базовыми принципами модификации были провозглашены взвешенность, прагматизм, профессионализм, рационализм. В основу внешнеполитической модели Украины была положена концепция «моста между Западом и Востоком».
Определенную напряженность в отношения вносило то, что после распада СССР, Украина оставалась третьим в мире ядерным государством по могущества.16 ноября 1994 г. Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 1996 г. Украина выполнила взятые на себя обязательства, окончательно освободившись от ядерного арсенала.
Возрастала активность в
западном направлении. 1 января 1995 г. Украина
была членом 37 международных
Быстрой интеграции мешают следующие причины: существенные отличия нормативно-правовой базы Украины и ЕС, изношенность основных производственных фондов украинской экономики, её современное состояние.
Активизировались отношения Украины с Германией, Великобританией. Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией. Договоренность с Румынией была достигнута лишь 2 июня 1997 г. (относительно территориальных претензий Сев. Бессарабии и Буковины). Договор о добрососедстве и сотрудничестве решил большинство проблем.
По оценкам экспертов внимание западных государств, прежде всего США, к Украине определяется не столько её партнерским потенциалом, сколько её своеобразным положением в соперничестве между Россией и Западом.
Задачей особого значения было и остается налаживание сбалансированного и действительного партнерского сотрудничества с Россией Главной проблемой Украины в отношениях с Россией на сегодняшний день остается зависимость от поставок российского газа и нефти и отсутствие необходимых денег для своевременной оплаты за них. От успешного решения этой сложной проблемы зависит не только будущее российско-украинских отношений, но и будущее самой Украины.