Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:36, контрольная работа
В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после 1991 г., был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность на овладение богатством отечественной и мировой культуры, духовным опытом человека, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления - вот практические ориентиры реформы образования, главный вектор ее развития.
Введение
Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода
Требования к современным ученикам истории
Каким должен быть современный учебник истории
Заключение
Список литературы
В связи с переходом на 12-летнюю модель среднего образования должно быть подготовлено новое поколение учебников для обычных и специализированных школ и классов.
3. Каким должен быть современный учебник истории
Ученики должны не только знать даты и факты, но и уметь работать с источниками, анализировать, описывать, объяснять, сравнивать исторические версии и оценки, аргументировать свою точку зрения, уметь работать с различной информацией. Значит, современный учебник надо рассматривать именно с этих позиций. Школьный учебник является сегодня и источником знаний, и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление, учит анализировать материал, самостоятельно обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
В настоящее время хороший учебник — это, прежде всего, инструмент организации учебной деятельности на уроке. Он играет важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части обучающей технологии и в её реализации.
В учебнике важны три его составляющие: дидактика, психология, методика. Это означает, что учебник должен давать знания (чему-то учить), отвечать психологическим и возрастным особенностям учащихся, быть хорошо методически построенным. Методический аппарат учебника должен быть таким, чтобы он предоставлял возможность учителю организовать разнообразные виды деятельности на уроке. Чем больше таких видов деятельности используется, тем продуктивнее проходит урок, тем больше отдача от него. Ученик может просто пересказывать прочитанный материал, а может быть активным участником ролевой игры, диспута.
Смена видов деятельности: чтение текста, работа с документом и с иллюстрациями — всё это способно поддерживать высокую активность детей на уроке.
Авторский текст учебника должен легко и с интересом читаться учениками. Современная тенденция, когда учебники создаются крупными историками-специалистами, не всегда оправдана: зачастую написанные ими тексты мало понятны не только ученикам, но и учителям. Они не отвечают психологическим особенностям конкретного возраста учащихся, методический аппарат сводится лишь к сложно сформулированным вопросам в конце параграфа. Как правило (опыт это подтверждает), ни один современный ученик (без специального указания учителя) не читает вопросы в конце параграфа. С другой стороны, качественный учебник учителя и методисты без привлечения специалистов написать не могут.
Современные дидактические задачи выводят на первый план систему вопросов и заданий в учебном пособии. Для того чтобы научиться работать с исторической информацией, школьник должен научиться отвечать на вопросы и, что ещё более важно, уметь их формулировать и задавать. Работа над учебником должна начинаться не с определения объёма фактов и концептуальных основ текста, а с решения вопросов: чему может научить данный учебник и какими средствами можно достичь поставленной цели.
Обязательный элемент учебника — источник. До сих пор во многих учебных книгах он служит простой иллюстрацией к авторскому тексту. Сегодня источник — это важнейшее средство обучения работе с исторической информацией. Однако преподавание, построенное на изучении источников, требует огромного количества времени. Порой для получения простых выводов требуется трудоёмкое обсуждение на уроке, большое мастерство в интерпретации текстов. Целостная картина восприятия исторического материала порой отходит на задний план. Поэтому в учебнике должно быть найдено разумное сочетание учебного текста и исторического документа для каждого класса.
Важнейший компонент учебника — это иллюстрации, причём не только привычные музейные экспонаты, но и нарисованные на определённую тему картинки, карикатуры, плакаты, современные фотографии. Именно они обучают детей навыкам работы с визуальной информацией.
В современном учебнике обязательно должны быть следующие рубрики, например: «Для тех, кто хочет знать больше», «Интересное задание», «Трудный вопрос» и др. Именно они способны заинтересовать учеников, вызвать желание узнать больше.
Проблемность, диалог и дискуссии должны занять ведущее место на страницах учебника, наряду с учебниками-монологами должны появиться учебники-диалоги. В таком учебнике следует предусмотреть различные методические приёмы, позволяющие научить школьников работать с литературой.
Учебник должен содействовать развитию психических возможностей учащихся: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств, системы ценностных ориентаций и т.д., т.е. обеспечивать условия для формирования всей совокупности психических свойств личности, которые лежат в основе активной, продуктивной и самостоятельной жизнедеятельности в условиях всё более усложняющейся социальной действительности.
Учебник — это интересная книга. Изложение в учебнике материала, будучи по содержанию строго научным, по форме должно быть популярным в лучшем смысле этого слова. Необходимо, чтобы учебник «беседовал» с учеником живым языком, чтобы в учебном материале использовались образные, запоминающиеся сравнения и аналогии, вызывая в сознании яркие образы и ассоциации.
Заключение
Среди нерешенных проблем исторического образования выделяется отсутствие принятой педагогическим сообществом фундаментальной научной концепции исторического и обществоведческого образования, в частности для средней школы.
Перспективной задачей для всех общеобразовательных учреждений является построение целостной системы исторического, обществоведческого и гражданского образования, а также общественного воспитания, основанной на сочетании российских ценностей и общемировых достижений. В связи с этим для России особенно актуален поиск оптимального баланса общефедеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.
Отсутствие сформулированных на основе согласия между различными политическими силами идеологических основ Российского государства затрудняет формирование и реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого.
В связи с этим необходимо провести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблемам государственной политики в области школьного исторического и обществоведческого образования, включая проблемы разработки фундаментальной концепции социально-гуманитарного образования, а также механизм подготовки, экспертизы и обеспечения школ учебной литературой нового поколения. Направлением этой дискуссии может стать поиск эффективных форм и методов повышения квалификации учителей истории, преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.
Литература:
1. Вяземский Е. Е. Школьное историческое образование: опыт и проблемы. -Новая и новейшая история, №1, 2000г.
2. Крючкова Е. А. Становление школьных учебников истории нового поколения в современной России: 90-е гг. XX - начало XXI вв. : Дис. М., 2005 267 c.
3. Козленко С. И., Саплина Е. В. Учебно-методическое
обеспечение профильного обучения истории.- http://his.1september.ru/
Информация о работе Требования к учебнику истории. Их реализация в современных учебниках истории