Требования к учебнику истории. Их реализация в современных учебниках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после 1991 г., был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность на овладение богатством отечественной и мировой культуры, духовным опытом человека, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления - вот практические ориентиры реформы образования, главный вектор ее развития.

Оглавление

Введение
Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода
Требования к современным ученикам истории
Каким должен быть современный учебник истории
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр Метод препод истории_Требования к учебнику истории.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра отечественной  истории

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

На тему:

ТРЕБОВАНИЯ  К УЧЕБНИКУ ИСТОРИИ.

ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ.

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Целик Елена Сергеевна,

                                                                                                ИФ, гр. 6014

                                                                          Проверил:    Кислицин В. И.

                                                                                                Прохорова Г. А. 

                                                                 

 

 

 

 

 

Курган, 2010

 

 

Требования к учебнику истории. Их реализация в современных  учебниках истории.

 

 

Содержание:

Введение

  1. Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода
  2. Требования к современным ученикам истории
  3. Каким должен быть современный учебник истории

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

   В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского общества. Значительные изменения произошли и в системе исторического, обществоведческого и гражданского образования.

    В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после 1991 г., был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность на овладение богатством отечественной и мировой культуры, духовным опытом человека, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления - вот практические ориентиры реформы образования, главный вектор ее развития.

  По-прежнему остро стоит проблема содержания исторического образования и качества учебников. Нестабильность и политизированность общества, его переходный характер сказались на состоянии социально-гуманитарных наук и не позволили создать на основе фундаментальных исследований современную концепцию исторического и обществоведческого образования в системе общего среднего образования. Институты Российской академии наук и Российской академии образования предпринимают усилия к исправлению положения, но эти усилия пока не увенчались итоговым документом. Школа же, как процесс непрерывного духовного воспроизводства, не может успешно функционировать в условиях мировоззренческого вакуума. Обучение истории в общеобразовательных учреждениях России занимает ведущее место в социально-гуманитарном образовании. В процессе корректировки реформы общего среднего образования содержание исторического образования сегодня в большей степени, чем ранее, нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному прошлому народов России.

   В настоящее время формируется новая структура школьного исторического образования и складывается целостная система исторических и обществоведческих курсов. В школах России изучаются отечественная и всеобщая история с древнейших времен до настоящего времени. Дополнительно изучаются курсы региональной истории. Систематическое изучение истории преимущественно ведется синхронизированными, параллельными курсами отечественной и всеобщей истории. В некоторых школах изучаются интегрированные курсы "Россия и мир", причем соотношение между отечественной и всеобщей историей изменилось в пользу отечественной: если ранее на отечественную историю отводилось 50% учебного времени, то сейчас—70%.

  В 3-4 классах начальной школы преподаются вводные и начальные курсы по родной истории, содержащие элементарные знания о человеке, обществе, правах человека.   В 5-9 классах преподаются систематические завершенные курсы истории. В 10-11 классах учащимся предлагаются курсы отечественной и всеобщей истории на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Во многих общеобразовательных учреждениях в старших классах наряду с историей России изучается "История мировых цивилизаций". В гуманитарных классах и школах вводятся курсы по выбору: по российской цивилизации, по изучению отдельных периодов российской истории.   Общее количество часов, выделяемых в школах России на изучение истории, остается неизменным в основной и полной средней школах, а в начальной школе на историю выделены дополнительные часы.

  Нерешенной в научно-методическом плане проблемой является эффективное изучение исторических и обществоведческих курсов в старших классах и обеспечение их новыми учебниками.

 

1. Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода

   Одной из актуальных задач совершенствования исторического образования в системе общего среднего образования является подготовка нового поколения учебных книг по истории.

   В советской дидактике учебник рассматривался как нормативный документ, определяющий круг знаний - понятий, закономерностей, основных фактов, которые должны были составлять содержание обучения. Учебник должен был помочь учителю определить уровень глубины знаний, их мировоззренческую направленность, а также дать педагогам ориентиры для организации процесса обучения и развития учащихся. Тогда государство было заинтересовано в монополии учебных книг по истории, которая являлась средством обеспечения единой идеологической, воспитательной, информационной и контрольной политики.

 

  Среди достижений создателей советских учебников истории можно назвать подготовку основного текста, учитывающего возрастные познавательные возможности школьников, разработку эффективного для своего времени методического аппарата, способствующего закреплению и воспроизведению исторических факторов и теоретических обобщений. Успехом советского учебного книгоиздания можно считать создание яркого иллюстративного ряда. В результате многолетнего совместного труда авторов, дидактов, издателей сложился тип стабильных учебников истории, по которым десятилетиями учились школьники. Среди авторов этих стабильных учебников назовем Ф.П. Коровкина, Г.М. Донского, М.В. Нечкину, П.С. Лейбенгруба, Т.С. Голубеву.

   Однако в условиях постсоветской России все эти учебные книги были подвергнуты критике за однобокость, идеологизированность и политизированность содержащейся в них информации. В условиях реформы общего среднего образования был отвергнут принцип единого унифицированного учебника. Педагогическая общественность пришла к убеждению, что в России как в поликультурном и многонациональном государстве должны быть параллельные и профильные учебники, в которых должны учитываться социокультурные особенности этносов и регионов России. Эти тенденции были обобщены и закреплены в решении коллегии Минобразования России "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" от 12 декабря 1994 г. Это решение стало основой для реализации принципа вариантности исторического образования и подготовки федерального комплекта (перечня) учебников по истории.

    В 90-е годы были созданы учебники истории нового поколения, которые можно определить как описательно-аналитические. В них авторская позиция не считается единственно возможной, в ряде случаев излагаются различные интерпретации, ключевая роль обычно отводится фактам. При этом в большинстве случаев внимание к событию, к яркому описанию сочетается со стремлением осмыслить прошлое. Авторы этих учебников находят баланс между соотношением сюжетного и аналитического материала.

Учитывая, что на протяжении 90-х гг. XX в. под влиянием таких  масштабных факторов, как

     информационноя революция,

     трансформация политической, экономической, социальной структуры российского общества,

      реформирование и модернизация системы образования,

произошли качественные изменения  целевых, ценностных, содержательных и  процессуальных основ учебников истории, представляется значимым исследовать, в какой мере современные учебники истории соответствуют доминирующей образовательной парадигме, способны ли они и насколько успешно на основе новейших теоретических и прикладных разработок выполнить социальный заказ общества, зафиксированный в Государственном образовательном стандарте.

 

2. Требования к современным ученикам истории

  В условиях вариативного образования современные учебники истории должны отвечать следующим требованиям:

   -соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями;

   -издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по "вертикали";

   -отказаться от политических пристрастий, быть более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем;

   -по возможности в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.;

   -быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;

   -быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий;

   -раскрытие истории в эмоционально-насыщенных образах;

   -построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;

 

   -ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и совершенствование эмоционально-ценностного восприятия учащихся;

   -раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки;

   -построение учебника в форме, удобной для организации учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах;

   -формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса - введение курса истории мировых цивилизаций;

   -обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений.

 

   В системе образования в 90-е годы вместо классической утвердилась личностная (личностно ориентированная) парадигма, основанная на признании уникальности интересов и образовательных потребностей каждого конкретного человека. Личностно ориентированная парадигма предполагает приоритет  следующих принципов построения системы исторического образования:

целостность, последовательность, системность и интегративность; вариативность и плюрализм;

гуманическая направленность;

несколько уровней системы  образования;

интернационализация образования,

включение российской системы  образования в международное  образовательное пространство;

творчески-проектный  и опережающий характер подготовки учителей истории.

 

   Поворотными, ключевыми моментами, непосредственно повлиявшими на изменение содержательных и процессуальных основ учебников истории, можно назвать следующие:

   1) Изменение социальных целей образования, гуманитаризация и гуманизация образования, повлекшие за собой новую дидактическую модель обучения, при которой ученик становится равноправным субъектом познания.

   2) Изменение теоретико-методологических основ фундаментальной

науки. Переход от монодоктринальности  к плюрализму мнений и

оценок, дискуссионность  и нерешенность многих проблем и  вопросов

в исторической науке, которая является базовой научной дисциплиной

для школьного курса  истории.

  Отход от жестко детерминированной схемы истории в марксистстком понимании на уровне школьного исторического образования в условиях формирующегося в России правового государства и гражданского общества выразился в отказе от единого учебника и появлении авторских программ и учебников, предлагающих различные интерпретации школьных курсов истории.

   3) Изменение структуры школьного исторического образования,

переход от линейной к  концентрической структуре. Вместо единого

полного цикла истории, изучаемого в хронологическом порядке с

древности до современности  на протяжении основной и полной

средней школы, было создано  два подобных завершенных цикла: в

основной (5-9 классы) и  в полной средней школе (10 - 11 классы).

Это повлекло за собой  перераспределение и сокращение учебных

часов внутри Базисного  федерального плана. Теперь вместо 612

учебных часов на курс истории, построенный по линейному

принципу, отведено 350 учебных  часов в основной школе и 140 часов

на старшей ступени  полного среднего образования по концентрической модели исторического образования. Так, например, количество часов на изучение курса истории Средних веков в 6 классе основной школы было сокращено с 68 до 34 .

   Созданы вариативные комплексы учебников для начальной, основной и старшей школы. В теоретическом отношении эти учебники написаны на основе разных авторских концепций, методологических и методических подходов, что затрудняет учебную деятельность педагогов и учащихся. Поэтому одной из актуальных задач является подготовка концептуально однородных и совместимых по вертикали учебно-методических комплексов.   

Информация о работе Требования к учебнику истории. Их реализация в современных учебниках истории