Традиции, обряды и обычаи Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.
Быт народа складывается под влиянием многих факторов — природных, исторических, социальных и др. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

Файлы: 1 файл

Древняя Русь.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Первое средство для облегчения родоразрешения — развязать все  узлы как на одежде самой роженицы, так и повсюду в доме, раскрыть все замки и распахнуть дверцы шкафов. Это магическим образом открывало «ход» ребенку. Кроме того, требовалось расплести женщине косы, снять украшения, серьги.

Мужу присутствовать при родах  было не просто позволено, но весьма желательно, ибо сам факт его присутствия, по поверью, облегчал и ускорял роды.

Верили, что будущий отец страдает не меньше, чем роженица. Верили настолько, что в некоторых местах таким образом вычисляли отца ребенка незамужней женщины: выясняли, кто из претендентов в момент родов тяжко недужил, и делали вывод, что он и есть отец!

Новорожденного сразу клали  на вывернутый тулуп — к богатству.

Большой удачей считалось родить ребенка в новолуние — такой младенец должен был жить долго и счастливо. К тому же на возрастающей Луне матери легче рожать, а ребенку — появляться на свет.

После родов повитуха в течение  трех дней оставалась в доме роженицы. Считалось, что роды — дело нечистое, поэтому главной обязанностью повивальной бабки было купание матери и ребенка и совершение очистительных обрядов. В первый раз ребенка мыли в воде, забеленной молоком. С одной стороны, в данном случае выражалось отношение к молоку как к основной пище ребенка (желание, чтобы оно было в изобилии), а с другой стороны, забеленная молоком вода помогала уберечь младенца от сглаза. После всех очистительных обрядов повитуху отпускали с большими дарами.

До шести недель ребенка не показывали посторонним. Это происходило по двум причинам: из опасения сглаза и потому, что ребенка через 40 дней положено было крестить. Считалось, что после родов женщина на сорок дней отлучена от храма, а это значит, что на мистическом уровне она не может в это время защитить младенца. Только на сороковой день молодая мама приносила ребенка в храм (как это сделала Богоматерь) и сама снова получала возможность причаститься.

По истечении шести недель маму и малыша разрешалось навестить  посторонним. При этом было принято приносить с собой хлеб. Таким образом проявлялось уважение не только к хлебу как к основной пище и символу благополучия, но и к молодой матери, которой трудо было еще заниматься хозяйством и самой печь хлеб. Не забывали гости и об отце новорожденного. Чтобы новоявленный папа понял, что жене рожать было «солоно и горько», его потчевали пересоленной кашей с перцем.

 

Раздел II: «Традиции»

    2.1. ««Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.»

      Согласно традиции, мужчины на Руси при входе в церковь снимали шапки и складывали их у входа, а по окончанию службы разбирали их обратно. Тот, кто опоздал, приходил уже к шапочному разбору, и с тех пор это выражение закрепилось в значении «прийти куда-либо слишком поздно, когда всё уже кончилось». А выражение «шапочное знакомство», означающее поверхностное и беглое знакомство с кем-либо, тоже связано со старым обычаем. Когда встречались знакомые или приятели, они в знак приветствия приподнимали шляпы, и только друзья пожимали друг другу руки.

     Обычай прикрывать волосы пришёл к нам из глубокой древности. Именно тогда родилась идея, что волосы являются вместилищем магической жизненной силы.

    На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка «По Сеньке и шапка».

Обрядовые песни – песни, традиционно сопровождавшие все календарные праздники славян. Наиболее ярким примером обрядовых песен являются колядки – веселые песенки, которые пелись ряжеными на Святки. Здесь также прослеживается интересное смешение религиозных направлений: само название «колядки» произошло от имени языческого бога зимы Коляды, однако эти обрядовые песни исполнялись на самый что ни на есть христианский праздник Святки.

Неизменно обрядовые  песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки и свадьбы, дни рождения детей и другие памятные даты.

Также к обрядовым  песням можно отнести и церковные  песнопения, которые, в свою очередь, создавались отрицающими языческие корни во всех их проявлениях и полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.

Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая специалистами специальной профессии, пользующейся особой популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду песни являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известные и наиболее распространенные песни-плачи для похорон, и целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родными и девичеством.

Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю или на привале, напугать врага и обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой и интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины и эпические песни всегда являлись неотъемлемой частью русской народной музыки.

Частушки – короткие и забавные стишки, исполняющиеся на распев и описывающие повседневные события каждого племени в шутливой игривой форме. 
 
Стоит ли говорить о том, что до 21-го века русская народная музыка дошла в значительно видоизмененном виде – сегодня все русские народные песни можно отнести к танцевальным или лирическим, хотя музыкальные историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, дающие нам представление об истории и традициях наших предков. 
 
    

                   2.2. «Типы домов и интерьер.»

     В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало. Все дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300 градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно держаться рукой. С камнем такое невозможно: если камень с одного конца нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться. Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушел от камня. Если бы наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы - простудились и вымерли. Следовательно, деревянный дом - это условие жизни на Русском Севере.

     Итак, Русь - это деревянные дома, деревянное  зодчество, деревянная культура. Неслучайно и свою денежную единицу рубль мы называем деревянным. Из дерева на Руси делали дома и корабли, телеги, сохи, бороны, кадки, чашки, ложки, игрушки,... божьи храмы тоже строили из дерева. Неслучайно самыми почетными профессиями на Руси считались плотницкое и кузнечное дело, и только на третьем месте стояло ремесло горшечников - гончарное.

    В  разных частях нашей необьятной  родины сложились разные стили  деревянного строительства. У каждого из этносов была своя манера строить дома, своя традиция. Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции - это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос. В ряде случаев традиции обусловлены особенностями климата и рельефа страны проживания.

   Крыши  у домов в нашем селе и соседних деревнях бывают двух типов: двускатные (конем) и трехскатные. Двускатные бывают с залобком (фронтоном) бревенчатым или с дощатым, трехскатные - со светелкой или без нее. Во фронтоне с задней стороны дома всегда делали два круглых отверстия диаметром 10-15 см для того, чтобы на чердак могли проникать голуби. Кроме различия в типе крыш, существовали различия в конструкции: дома были или небольшими четырехстенными, или большими пятистенными.

   Старообрядцы-старожилы устойчиво сохраняли издавна бытовавшие знания о природе. Об этом говорит тот факт, что лес для строительства старожилы-старообрядцы заготавливали по особым правилам. Например, считалось важным отнять дерево от корня зимой в полнолуние: если это сделать раньше, то бревна будут отсыревать, а позже — трескаться. Допускалась заготовка леса на старый месяц.

     Большое  внимание старожилы-старообрядцы  уделяли выбору места для дома. Благоприятным считалось его  расположение на открытом месте,  на некотором возвышении, но не  на гриве, или же в низинке, но не в овраге.

     Для  теплоизоляции между бревен прокладывали  мох. Такой способ назывался  «ставить избу на мху», «мшить  избу». Лучшим для этой цели  считался «озерный мох», который  брали осенью на озерных прогалинах  болота. «Боровой мох», т.е. тот, что растет в бору, в отличие от упругого озерного при высыхании крошится и высыпается, т.е. не обеспечивает хорошей теплоизоляции. После пригонки бревна в срубе, оно снималось, на нижнее бревно укладывался слой мха, который придавливался окончательно устанавливаемым бревном.

    Верхний  венец избы назывался «черепным», в нем вынимались «четверти», пазы вчетверть бревна, и настилался потолок, также сделанный из плах, которые укладывались «в разбежку» («внахлест», «внакладку»), когда одна из плах несколько заходила на другую. После установки крыши потолок утепляли, набрасывая сверху земли на 2–3 четвертины (в размер ладони), или промазывали глиной и засыпали слоем перегноя. Для утепления потолка также иногда использовали глину, размятую с мякиной, которой промазывали швы со стороны чердака («вышки»), но этот способ был одним из позднейших и считался худшим. Самым старым способом утепления считалось покрытие соломой, которую укладывали толстым слоем на чердаке.

    Пол  настилали из широких плах по «переводам» (балкам). Плахи для пола очень тщательно обтесывали. Старожилы-старообрядцы иногда делали полы двухслойными — нижний был черновым, плохо обработанным, верхний, который клали непосредственно на «черный», «чистым», хорошо оструганным, плотно притесанным. Полы не красили, однако содержали в большой чистоте — не только мыли, но и скребли ножами-косарями.    

   Все окна избы делались косящатые — «колодные», иногда с полуциркульным верхом, очень нарядные. Делались одинарные, сдвоенные и даже строенные окна. Они могли иметь как сплошные оконные рамы, так и створчатые.

    Согласно традиции, известной в средневековой Руси, помещения жилища имели разные названия. Комната крестьянского дома с печью носило название избы, излишне напоминать, что это название имеет древнее происхождение. В пятистенках было также парадное помещение — горница (горенка) или комната, где часто ставили галанку (голландскую печь). Крестовые дома принадлежали зажиточным крестьянам и, кроме избы («кухни») и горницы, имели одну или две «комнаты» и спальню («спаленку»). В домах также были специальные помещения хозяйственного назначения, со входом из сеней. Это разного рода кладовые и «казенки». В домах старообрядцев иногда были небольшие специально выгороженные комнатки — «моленны», где домочадцы проводили время в молитвах. По рассказам старожилов, в просторных сенках проводили много времени. У окон стоял стол с самоваром. Здесь было прохладно и светло. Летом это было место отдыха взрослых и игр детей. Зимой сени использовались для хозяйственных нужд. Собственно, именно так в Древней Руси и понимали назначение сеней.

         На стенах избы размещали полки  для посуды, крюки-спицы, подвесные  крюки — вешалки для одежды, конской сбруи, что было характерно и для древнерусских жилищ. Между печью и стеной избы, над входом, традиционно устраивались полати, где укладывали спать детей. У старожилов под полатями около входа стояла самодельная деревянная или покупная железная кровать с периной — «койка», сменившая широкую деревянную лавку .На такой кровати никто никогда не спал, что весьма удивляло новых людей в деревне, не знакомых с местными обычаями.

     В  переднем углу под образами  в хорошо освещенном месте  ставили стол. Место, занимаемое за столом, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре. Место за столом в переднем углу считалось наиболее почетным: оно предназначалось для хозяина или наиболее уважаемых гостей, причем престижность места убывала по мере удаления от переднего угла. Стол считают неотъемлемой принадлежностью дома. Например, при продаже дом обязательно нужно было передавать новому владельцу вместе со столом, покупающий же должен следить за этим, чтобы из дома не ушло счастье.

     Со  времен Древней Руси в убранстве домов бытовали скамейки, стульчики (род табурета), колыбели, сундуки, на протяжении веков сохранявшие свои конструктивные особенности. Колыбель представляла собой ящик без дна, согнутый из луба, или раму сбитую из четырех планок, на которые настегивали холст или бересту. Ее подвешивали на гибком шесте, укрепленном под потолком. Старообрядцы сундук назвали ящиком. Осветительными приборами во многих старообрядческих семьях были масляные светильники, подсвечники, светцы-лучинодержатели, которые использовали на Руси с раннего времени.

Итак, можно  отметить, что в конце XIX — начале XX вв. сибиряки-старообрядцы, проживавшие  в селах Верхнего Приобья на всех этапах проведения строительных работ, в применении инструментария, технологических  приемах строительства, планировке и организации интерьера жилища сохраняли целый ряд традиций, бытовавших в средневековой Руси.

    Заключение:

Работая по данной теме, автор пришел к выводу, что  историю своей Родины нужно и интересно узнавать. Удивительно, история не стоит на месте, проходят века, но традиции и обряды наших предков не «канули в лето»,а по сей день действенны и известны. Похоронные обряды,свадебные обычаи – все это актуально и сейчас, многое из старинных обрядов соблюдается и сейчас,в наш современный век.

  

                   Список литературы:

  1. «Свадебные обычаи в Древней Руси» Остроумов Н.И.
  2. «Народные обряды, обычаи и приметы» Агафья Тихоновна Звонарева
  3. «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.» Костомаров Н.И.
  4. «Певческие традиции Древней Руси: очерки теории и стиля»  Галина Пожидаева
  5. «Традиционные типы домов на Руси» А.В. Галанин
  6. Интернет-ресурсы

Информация о работе Традиции, обряды и обычаи Древней Руси