Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время напряженного и, во многом, драматического поиска путей развития, открывающих перспективы исторического будущего России, массового обращения к этническим корням как фундаментальной основе существования и к религиозно-цивилизационному единству как новому социально-культурному универсуму исследование основных положений теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского имеет не только важное теоретическое, но и существенное культуролого-практическое значение.
Накопление массы фактов
Данилевский фактически
Каким же критериям должна
соответствовать система
Оценивая
соответствие принятой в исторической
науке общей группировки
Второе требование естественной системы классификации также не соблюдается в реально существующей системе исторического знания, ибо трудно предположить, чтобы история Греции и Рима имела более аналогии и связи с историей Индии и Китая, чем с историей новейшей Европы.
Однако
«вся неверность, вся уродливость
системы всемирной истории
Причина такой несообразной
Указанные
теоретические предпосылки
Формировавшиеся в разное время в ходе творческого развития и идейной эволюции Н. Я. Данилевского разноплановые предпосылки теории культурно-исторических типов были актуализированы в плоскости философско-исторической проблематики в середине 60-х гг. Х1Х века, когда Данилевский приступил к работе над книгой «Россия и Европа», в которой и была изложена теория культурно-исторических типов.
Несложно увидеть соответствие выделенных предпосылок и основных положений теории культурно-исторических типов:
1)
взгляд на культурно-
2) признание различных внешних взаимодействий между типами при утверждении невозможности передачи внутренних начал;
3)
выделение, кроме типов, таких
форм исторической жизни как
«отрицательные деятели в
4) утверждение принципов
5)
тезис о продолжительности
6) классификация преемственных
7) различие типов по составу на одно- и многосоставные;
8)
взгляд на человечество в
9)
выделение десяти «полноценных»
10)
подробный анализ структуры,
11)
утверждение религиозно-
В начале 20 века, что за рубежом прослеживается устойчивый интерес к работам Н. Я. Данилевского. К изучению его наследия обращаются такие зарубежные исследователи: А. Лютер, М. Швартц, А. фон Шелтинг, Г. Кон, Ф. Фаднер, Г. Мюллер, Д. Таден, Р. Мак-Мастер, А. Вусенич. Творчеству русского ученого посвящено большое количество отдельных статей и докладов. Особое место в ряду ученых заинтересованных в творчестве Н.Я. Данилевского принадлежит философам русского послеоктябрьского зарубежья В.Зеньковскому и П. Сорокину. Большая часть зарубежных исследователей творчества Данилевского признают его авторитет в рассмотрении хода исторического процесса как жизнедеятельности и развития локальных культур. Отмечается определенное влияние его идей на последующие построения О.Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Нортропа, В. Шубарта, С. Хантингтона [5, с.125 ].
После революции 1917 года «Россия и Европа» впервые была издана в нашей стране лишь в 1991 году. Однако можно констатировать тот факт, что в советский период российской истории к творчеству Н.Я. Данилевского, в отличие от многих незаслуженно забытых дореволюционных мыслителей, уделялось относительно постоянное внимание. Хотя, до 70-х гг. XX века, имя Данилевского можно было встретить лишь в трудах достаточно узкого круга специалистов, представляющих в своем большинстве официальных критиков немарксистской социологии. Внимание этих авторов было сосредоточено на доказательстве научной несостоятельности концепции культурно-исторических типов, лежащей в основе воззрений Данилевского на ход всемирной истории. По сути, все они, в той или иной мере, поддерживали резюме, данное творчеству Данилевского таким авторитетным мыслителем как Вл.Соловьев, в статье «Энциклопедического словаря» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона1, где ученый оценивался как видный естествоиспытатель, а его литературно-публицистическая деятельность, в частности книга «Россия и Европа», подверглась жесточайшей критике и обвинениям в научной несостоятельности. В словарях и справочниках советского периода Данилевский предстает как реакционный мыслитель, идеолог великодержавного национализма, шовинизма, панславизма, философ-публицист славянского оттенка. Естественно, что при таком однобоком подходе трудно говорить о каком-либо объективном понимании творческого наследия ученого.
Начиная с семидесятых годов XX века, теория Н.Я. Данилевского выходит за рамки официозных энциклопедических статей и становится предметом пристального внимания отечественных ученых. Появляются статьи, разделы в книгах, целые монографии, защищаются кандидатские и докторские диссертации и т.п. Среди авторов такие ученые, как А. Авдеева, А. Галактионов, Г. Чесноков, И. Голосенко, В. Пустарнаков, Ю. Пивоваров, А. Захаров, К. Султанов, В. Грубин, С.Бажов, Э. Соколов, А. Павленко, Г. Гачев, Н. Мордовский, В. Скиба, А. Филатов, А. Ерыгин, С. Вайгачев, Б.Балуев, А. Ефремов, И. Асланов, Л. Максимова, С.Киселев, А.Белов и др. Чаще всего ученые ставят перед собой задачу наиболее объективно оценить и наиболее полно охарактеризовать вклад Данилевского в развитие исследований по философии истории [8, с.149]
В
книге видного российского
В
монографии СИ. Бажова достаточно полно
анализируется философско-
Видимо прав был Розанов, утверждавший, что идеи автора «Дарвинизма» и «России и Европы» по своему универсальному значению «высоко возвышаются над умственною производительностью нашего общества, и, конечно, чем далее ряды сменяющихся поколений будут отходить от нашего времени, тем яснее проступят перед нами величественные черты умственного здания, которое он пытался воздвигнуть» [8, с. 151 ]
Важно отметить, что учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах сохраняет свое значение независимо от той «борьбы с Западом», с которой оно соединено в книге «Россия и Европа», и может быть, таким образом, развиваемо и исследуемо независимо от этого.
В апреле 2001 года было создано и официально зарегистрировано научное учреждение «Институт славянских исследований им. Н.Я. Данилевского», по инициативе которого издаются научные труды, проводятся конференции и семинары, посвященные творчеству ученого. Этот факт свидетельствует о признании значения творчества русского ученого XIX века для гуманитарной науки XXI века.
Богатство
русской мысли этого периода
поражает воображение и является
важной составной частью и одним
из ярчайших выражений мирового уровня,
достигнутого великой русской культурой.
Из всего этого богатства мы возьмем только
то, что свидетельствует о возникновении
самостоятельных и значимых для мировой
мысли культурологических теорий, а также
является отражением главных идейных
течений в русской общественной мысли.
В 1871 г. вышла знаменитая работа Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа». Изложенная в ней культурологическая теория считается родоначальницей теорий «замкнутых культур» и «локальных цивилизаций», ставших наиболее заметным явлением в интеллектуальной жизни Западной Европы в XX в. Основной недостаток господствовавших исторических теорий Данилевский усматривал в общепринятом разделении всемирной истории на древнюю, среднюю и новую, в неправильном понимании отношения национального к общечеловеческому, в «предрассудочном понятии о характере того, что называется Западом и Востоком». Основную мысль собственной культурологической теории он выразил следующим образом: «Формы исторической жизни человечества... не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся по культурно-историческим типам». Каждый такой тип представляет собою, прежде всего, некоторый специфический для данного народа или группы родственных народов, самостоятельный и независимый от других «план» религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного исторического развития.
Информация о работе Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского