Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1960-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный, преимущественно, американский образ жизни. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам из-за рубежа. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Vorona_Olya_32_gruppa_1.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке, многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Мода на джаз держалась еще долго, почти до середины 60-х годов. И как вспоминает известный в то время музыкант-джазист Юрий Суальский  «…И, конечно, джаз, джаз, джаз. Кое-где еще танцевали под трофейный аккордеон «Вельтмайстер» утесовского «Фон дер Пшика», но у нас были исключительно Диззи Гиллеспи и божественный Маллиган…» [13].

Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность [11].

 

3.2  Субкультура изнутри

 

Послевоенные 50-е - это смесь противоречий: «холодной войны», интереса к Америке и только-только начинающейся хрущевской оттепели. И как самый главный признак последней — Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.

О вещах и событиях того времени вспоминает известный писатель, московский стиляга 50-х Александр Кабаков: «Фестиваль, конечно, один из главных знаков 50-х, наряду с XX съездом. Он был первым глотком, но вещей это касалось в меньшей мере. Как ни странно, ни привезенные иностранцами диковинные сигареты с фильтром, ни жвачка, ни даже шариковые ручки не могли сравниться с впечатлением от вида настоящего живого негра. Веселого, вовсе не похожего на угнетенное меньшинство с картинки журнала «Крокодил» [4 c.269].

Первоначально стилягами становились дети богатых родителей, молодые люди любили собираться на квартирах своих родителей в их отсутствие и проводить время с танцами в стиляжном стиле или просмотром фильмов.

Вдобавок, там собирались молодые люди, одетые в уникальные по тем временам заграничные “шмотки”, а главное – имевшие доступ к источникам их доставания. Достать «шмотки» было делом непростым. Надо было стать “фарцовщиком”. Первые фарцовщики доставали шмотки не столько для наживы (это возникло позднее), сколько для самих себя и ближайших знакомых. Через фарцовщика можно было достать все. Поэтому знакомство с ними высоко ценилось.

Когда началась Хрущевская эпоха, ситуация постепенно изменилась. “Стиляги” стали в Москве анахронизмом, это явление распространилось в провинциальные города. Начавшееся в Москве строительство новых кварталов типа Черемушек привело к расселению коммуналок и появлению большего числа хоть и убогих, но отдельных квартир. “Хата” стала более повседневным явлением [5].

В СССР было три ультрамодных в то время города. Это Москва, Ленинград и Баку. В каждом был свой «Бродвей» или «Брод» (как его называли сами стиляги) – самое важное место для юных фланеров. В столице – улица Горького, в знойном Баку – Торговая и, наконец, ленинградский Бродвеем был, конечно, Невский проспект. Священным занятием для стиляги было, на режущем сегодня слух жаргоне, «хилять по Броду». Это был самодостаточный ритуал, состоящий в демонстрации себя «городу и миру», а также сканирование себе подобных. Фланёр не может позволить себе передвигаться абы как. Стиляги 50-х имели манерную развинченную походку, шли медленно, высоко, слегка высокомерно держа голову. Огромное внимание уделялось как бы случайной демонстрации модной одежды «своим», т.е. способным оценить. Как рассказывал ленинградский модник Александр Власов, «я на ходу посылал приветствие плащу» [6].

 

 

 

 

3.3 Взаимоотношения с обществом

 

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов», в стране шла борьба с так называемым «космополитизмом». Стиляг отличала нарочная аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное отношение к некоторым нормам советской морали, поэтому они сразу стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров.

Фельетоны, карикатуры и критические статьи в прессе имели целью не только высмеять стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти [12].

Желание общества «переделать» их выливалось в обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. Работу со стилягами вели также сотрудники добровольной народной дружины. В провинциальных городах задержанных стиляг стригли под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. Насильственным методом их отводили в полицейский участок, где делали фотографии для статей.

Подобное отношение вызывало ответную реакцию – стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности [10].

В официальной прессе нагнеталось настолько брезгливо-презрительное отношение к стилягам, что их называли "плесенью" на теле советского общества. Это только способствовало дальнейшей популяризации течения, подобно тому как "поиски красных под кроватью" в США вызвали рост левых настроений среди молодёжи. Комсомольские папарацци караулили стиляг "на местах преступления": танцплощадках или улицах, где они любили собираться. Затем снимки, снабженные ядовитыми подписями, появлялись на стендах в городе или стенах вузов. Ни одно уважающее себя издание не обходилось без карикатур на стиляг, часто нарисованных действительно очень талантливо[3].

В своем стремлении обличить "разлагающихся элементов" журналисты не останавливались даже перед откровенной клеветой. Особенно страдали девушки – однажды попав под горячее перо борцов за нравственность, они расплачивались сломанными судьбами.

Немного лучше отношение к стилягам стало в период выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году, потом во время приезда Кристиана Диора с моделями в 1957 году, затем – на фестивале молодежи в 1959 году. Именно в такие моменты стиляг практически прекращали преследовать, однако потом начинали вновь [7].

Жизнь стиляг была яркой, интересной и никак не вписывалась в законы того общества. Как и большинства современной молодёжи их привлекало нечто запретное. Стиляги жили своей, особой жизнью и эта жизнь очень похожа на жизнь многих современных подростков. Стиляги всегда подвергались гонениям и преследованию со стороны советской власти, и за свой стиль, манеры и образ жизни они расплачивались сполна. 

 

Заключение

 

В целом можно отметить, что субкультура стиляг была своего рода бунтом против советской идеологии, и выражался этот бунт преимущественно в одежде, манере общения и музыке.

После войны советскому обществу, особенно молодому поколению, нужна была своего рода защита от советской политической системы, ведь после войны в советском союзе все усилия прилагались на то, чтобы восстановить экономику и создать государство, в котором все равны, а некоторые из молодых людей, не хотели поддаваться этой системе, ведь по телевизору они часто видели американские фильмы, где люди были одеты в яркие костюмы, веселились и вели себя раскованно. Конечно, большинству молодых людей импонировал этот, американский образ жизни, но уподобится ему, чаще всего, не хватало смелости, а те, кому всё-таки хватило смелости пойти против системы, начали называться, по началу, «штатники», а потом уже и «стиляги».

Есть много версий о происхождении названия «стиляги». Но, если объединить все версии происхождения этого термина, то можно заметить, нечто общее: термин означает перенимать, что-то брать у других и использовать на себе.

Одежда – праздник. Одежда – средство для творчества. Мода стиляг была игривой и шутовской, сочетала несочетаемое, высокое и низкое, элегантное и экстравагантное. Стилягу всегда можно было узнать в толпе по ярким, необычным, немного смешным вещам. Поначалу стиль стиляг был не много глуповатым и смешным, но со временем он стал более элегантным и утончённым. Мужчины стиляги носили яркие рубашки, брюки дудочки 22 см, обувь, которую зачастую делали сами, из подручных средств. Так же у мужчин популярностью пользовались пальто, костюмы с оленями и американские ботинки. Женщины в основном копировали свой образ из журналов: носили так же яркие блузки, юбки, пиком моды считались облегающие юбки, туфли на невысоком каблуке. Одеваться модно у стиляг было делом чести, а достать хорошие, импортные вещи вообще были большой редкостью, любой стиляга мог узнать и увидеть их издалека. Что касается причёсок, то стиляжные модницы делали элегантные кудри, пучки и объёмные причёски. Макияж также как и одежда был ярким, в моде были крупные стрелки, тени ярких цветов и красные губы, можно заметить, что подобные черты макияжа присущи и в современности, многие девушки в наши дни используют в повседневной жизни и причёску в виде пучка и яркие стрелки с красной помадой на более торжественные случаи.  У парней стиляг в моде были причёски с так называемым «коком» на голове.

Изначально стиляги танцевали в стиле буги-вуги, и знали они этот танец очень хорошо, да ещё и сами придумывали разные его интерпретации. Со временем буги-вуги сменился, на рок-н-ролл, это был сложный в плане исполнения танец, который требовал от партнёров хорошей физической формы, слаженности и доверия, да, он выглядел очень эффектно, но в тоже время был травмоопасным, поэтому просуществовал он не долго, и вскоре сменился на простой в своих движения танец «твист», доступный простому человеку и не требующим специальных навыков. Что касается музыки, то тут несомненным лидером был джаз.

Был у стиляг и собственный жаргон, который, кстати, распространился за пределы этой субкультуры и в частично сохранился в наше время.

Жизнь стиляг вообще никак не вписывалась в моральные рамки советского общества. Стиляг вылавливали на улице, устраивая так называемую «облаву», тем, кого ловили, обстригали волосы и портили вещи, в последствие могли выгнать из комсомола, университета и парой даже из дома. Субкультура стиляг практически перестала существовать в середине 60-х гг. из-за того, что молодое поколение перестало поддерживать идею стиляг и много из того, что сразу после войны было запрещено разрешили на официальном уровне.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1960-х гг