Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа
Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный, преимущественно, американский образ жизни. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам из-за рубежа. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Министерство образования республики беларусь
учреждение образования
«витебский государственный университет имени п. м. машерова»
Исторический факультет
Кафедра истории Беларуси
курсовая работа
по дисциплине «История материальной культуры»
“Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины
1940-х — 1960-х гг.”
Ворона Ольга Александровна,
3 курс, 32 группа
Научный руководитель:
Плытник Екатерина Геннадьевна,
преподаватель
кандидат исторических наук, доцент
Это конечно, приятно, но Вы поторопились)))
Витебск, 2014
Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный, преимущественно, американский образ жизни. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам из-за рубежа. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Жизнь стиляг не вписывалась в рамки советского общества и как итог всегда подвергалась гонению. У стиляг был свой образ жизни который в край противоречил общепринятым советским. И итог постоянных гонений на субкультуру стиляг, это их нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали.
Субкультура зародилась и получила масштабное распространение по всему советскому союзу, и не исключением стала и БССР, здесь центром скопления и распространения стиляг стал город Минск. Белорусские стиляги имели такой же стиль, сленг и мировоззрение как и стиляги всего советского союза.
Цель курсовой работы - всестороннее изучение молодёжной субкультуры советского союза под названием «стиляги».
Задачи курсовой работы:
Основными источниками для написания курсовой работы послужили книги по истории моды советского союза и в целом истории СССР, под редакцией различных авторов. С помощью данных источников, мы сможем узнать более детальную информацию о таком социальном протесте советской идеологии как стиляги, сможем более подробно изучить стиль их жизни, предпочтения в одежде, обуви и причёске.
В качестве одного из источников представлена книга известного российского историка моды Александра Васильева, исходя из которой, можно дать объективную оценку именно стиля в одежде субкультуры, в условиях жёсткого тоталитаризма советского союза [2].
Ещё одним важным источником стала книга Алексея Козлова «Козёл на саксе». Эта книга своего рода мемуары автора, Алексей Козлов в своей далёкой юности был модным московским стилягой, и в своей книги он рассказывает о жизни стиляг из собственного опыта или как можно это назвать «изнутри». В книги он подробно описывает повседневную жизни стиляги и их свободное времяпровождения, и в целом о трудностях и прелестях жизни этой субкультуры. В книги автор даёт понять, что жизнь стиляг это не извечный праздник, как представляется со стороны, а тяжкая ноша, жить как стиляги хотели многие молодые люди советского союза, но решались на это единицы [5].
Также для написания нашей работы использовался материал и из книги «Коктейль-холл и Шестигранник» Юрия Суальского. Эта книга, написанная по воспоминаниям одного из известнейших в те времена московских музыкантов-джазистов, рассказывает о музыке, которую слушали стиляги, о танцах которые так любили, и опять же эта информация подаётся из собственного опыта, только уже музыканта-стиляги [13].
Для работы над темой в частности использовались материалы Интернет-ресурсов. Из сайтов использовалась информация, связанная с происхождением самого термина «стиляги», разные интерпретации его происхождения и, следовательно, вариации смыслового значения. В целом данные Интернет-ресурсов оказали незначительный вклад для составления материала данной курсовой работы.
Появляться субкультура стиляг начала сразу после Великой Oтечественной вoйны. Тогда в СССР появились, привезенные с побеждённой территории, трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы, показавшие совершенно иной мир – мир музыки, красоты и нарядной одежды.
Эпоха стиляг пришлась на 50-60-е года прошлого века. К тому времени война закончилась, и в мире появилось нужда в новых, ярких и позитивных красках, которые смогли бы отвлечь внимание людей от унылой послевоенной жизни, от всего, что пришлось пережить за годы войны. Эти краски советское население смогло найти в американском обществе, которое изменяло взгляды на жизнь в молодежной среде, потому что, именно молодёжная среда, была наиболее подвержена изменениям [10].
Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, вынужденные копировать зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали приоритета перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодёжи [7].
Считается, что основной причиной появления субкультуры стиляг явилась психологическая защита определённой части молодёжи от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью мира кино, запечатленного в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Сквозь «железный занавес» в Советский Союз стали потихоньку просачиваться зарубежные журналы, а вместе с ними и американский образ жизни. Кроме того, вернувшиеся из Европы, победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти, вышедшие из моды, предметы и стали основой для создания гардероба первых стиляг. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию: «На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды» [8 c.69]. Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные до этого танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Взрослое поколение относилось к этому с негативом, ведь в стране были все равны, а стиляжные одежды и взгляды на жизнь отличались от мнения большинства.
Поначалу, стиляги не были ещё субкультурой. Приветствовался любой несоветский, «западнический» look (англ. «взгляд»). К середине же 50-х оформилась особая их элегантность, в одежде, причёсках, жестах и образе жизни. Элегантность, у которой мало было общего с «попугайским» имиджем из газетных фельетонов.
Стиляги отличались от других субкультур подчеркнутым цинизмом, аполитичностью, отрицанием правил морали того времени. Они называли себя «штатниками» и активно пропагандировали американский образ жизни, что вызывало неодобрение и у сверстников. Несмотря ни на что, стиляжная субкультура укрепилась в сознании молодежи, а ее отголоски проявляются в моде по сей день [10].
Установить, когда возник этот термин, невозможно, однако, есть версия, что он пришёл из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — «стиляга».
Многие склоняются к тому, что слово «стиляги» произошло от слова «стилять», от английского «steal» –воровать [4 c.93].
Есть ещё одна версия происхождение слова «стиляга», и большинство не профессионалов трактуют его не совсем верно. Подразумевая, что так в сталинские времена начали называть тех, кто «стильно», то есть не как все, одевался. В первый раз термин «стиляга» был использован в 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется «нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев» ссылка. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Написан этот очерк был человеком, который ничего не знал о субкультуре стиляг, а выразил этим очерком лишь своё видение этой субкультуры. Именно это произведение дало толчок началу кампании против западного влияния. Многие тогда, в том числе журналисты, наперебой сочинявшие различные фельетоны и памфлеты, создавали в своем, да и в читательском воображении некий стиляжный рай, которого и в помине не было. Многие карикатуристы просто специализировались на изображении этих “моральных уродов”, утрируя длину пиджаков, узость брюк, размер “кока” на голове, придумывая им нелепые имена типа “Мумочка”, “Бубочка” и т.п [11].
А в свете всех этих событий само слово “стиляга” на практике стали применять к тем, кто на школьных или студенческих вечерах, а также на обычных танцплощадках отваживался танцевать «стилем», то есть в стиле «американской молодёжи», в отличие от разрешенных в советском союзе вальса, польки, па-де-граса или па-де-патинера. Даже фокстрот и танго, в предвоенные годы бывшие широко распространенными в официальной советской жизни, в период послевоенной холодной войны стали нежелательными. Но у различных мелких комсомольских или партийных надзирателей, обязательно присутствовавших на танцевальных вечерах, они не вызывали такой ярости и испуга, как неизвестно откуда взявшиеся «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили [6].
Обычно те, кто, несмотря на последствия, отваживался на виду у всех танцевать «стилем», и одевались по-своему, то есть стильно. Вдобавок они были иначе подстрижены, говорили на непонятном жаргоне, даже ходили как-то необычно. Само слово “стильно” постепенно приобрело в молодежной среде некое широкое, обобщающее значение. В английском языке есть термин “cool”, в современном молодежном жаргоне – прочно укрепившееся слово “круто”, обозначающие все, что достойно внимания. Реакция на стильных молодых людей была неоднозначной. Среди сверстников были те, кто им завидовал и хотел бы вести такой же образ жизни, но побаивался. Большинство же смотрело на них с презрением и озлобленностью, за которой легко угадывалась зависть, поскольку о жизни «стиляг» ходили мифы, в которых их сладкая, прозападная жизнь сильно приукрашивалась [8 c.168].
«Стиляга» — это не самоназвание, сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов). Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его [7].
Стиляги появились сразу после войны, они были бунтарями, противниками устоявшемуся и стереотипному мышлению большинства советских людей, они всегда выделялись из толпы, их легко можно было узнать по яркой одежде, привезенной очень тайно из запада, «дурацкой» причёске и нелепым танцевальным движениям. Стиляги всегда подвергались гонению со стороны молодёжных организаций, например комсомола. Изначально эта субкультура называла себя «штатники», но позже это слово полностью вытеснялось словом «стиляги», существует много версий, почему их так начали называть, но все они обозначают примерно одно – перенимать что-то другое и пробовать на себе. К стилягам всегда относились по разному, кто-то их искренне ненавидел, а кто-то им завидовал, но стать «стилягой» смелости не хватало.
Наряды дерзкие, яркие, шокирующие, вызывающие «праведный гнев» у советских граждан, привыкших к вынужденному единообразию. Эксперименты с внешним видом характерны для молодежи всех времен и народов, но в СССР 1950-х годов они были не просто юношеским желанием выделиться, образ жизни стиляг был бунтом против унылой действительности, за который многим приходилось расплачиваться не только спорами с родителями, но и образованием, работой, а порой – свободой.
Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, смешон: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях» [6].
Информация о работе Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1960-х гг