Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа
Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный, преимущественно, американский образ жизни. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам из-за рубежа. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Для стиляг одежда это – праздник, средство для творчества, вызов существующей реальности. Мода стиляг была игривой и шутовской, сочетала несочетаемое, высокое и низкое, элегантное и экстравагантное.
Стильно одеваться было делом чести, а умение отличить настоящую фирменную «шмотку» от подделки и дешевки – предметом гордости. Знатоки сразу опознавали «правильную» вещь по особым признакам и знаковым деталям – таким как обязательная пуговичка сзади на рубашке, петелька-вешалка на спине, выделка швов. Умение как бы невзначай показать фирменный лейбл также высоко ценилось, существовали специальные приемы демонстрации одежды.
Впоследствии, внешний вид стиляг претерпел значительные изменения, появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик-трость. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями» (или другими скандинавскими животными), в подражание героям фильмов "Серенада Солнечной Долины" и "Девушка моей мечты". Обувь парней заслуживала отдельного внимания. Хорошим тоном при выборе обуви считалась эклектика фактур – замши и гладкой кожи, лака и нубука, перфорации и прошивки нитью. В большом почете были туфли белого цвета, а также туфли на каучуковой подошве, которые не все ценители стиляжного стиля могли себе позволить. Нередко парням приходилось проводить эксперименты, например, прибивая к туфлям пенопласт, тем самым имитируя оригинальную модель. Так один изобретательный молодой человек с помощью сапожника-кустаря изготовил себе ботинки с лампочками, встроенными в высоченную платформу [14 c.115].
Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле». Образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный образ, стали носить более элегантные наряды, например, брюки-дудочки 22 см, которые являлись противоположностью 32 советским см, джинсы, популярными были пальто в английском стиле, шерстяные костюмы, солдатские ботинки в американском стиле.
У девушек стиляг не было своего личного стиля, во многом они копировали его из модных журналов: носили пышные юбки, иногда использовали узкие, цветочные блузы яркого оттенка, туфли с длинным носком, каблук при этом оставался невысоким – 4-5 сантиметров, но этой высоты дамам было достаточно, чтобы выглядеть элегантно, под туфли можно было надевать белые или цветные носочки. Особым шиком считались узкие юбки или в противоположность пышные платье. Платья, пошитые в стиле стиляг, это, как правило, платья силуэта «песочные часы» или «платье-цветок» с зауженной линией талии и расклешенными пышными юбками до или чуть ниже колена в яркой, сочной, пестрой цветовой гамме, с узором горошек или клеткой. Такая незамысловатая «кисейность» хорошо дополнялась маленькими перчатками, лакированными туфельками на танкетке и высокими прическами. Крепдешиновые наряды пользовались популярностью. Талию мог украшать яркий ремень в тон к блузе или напротив, контрастный. Ещё одной важной деталью женского стиляжного образа были шляпки. Разнообразие дамских шляп московских и ленинградских фабрик было очень большим, даже на фоне заграничной моды. Дело в том, что в 50-е годы еще сохранялись традиции обязательного ношения головного убора и большинство женщин непременно носили шляпки. Фетровые и соломенные, бархатные и велюровые, с широкими полями и совсем без них, а так же из перьев и искусственных цветов. Дама из высшего общества могла носить шляпу с вуалью, которая часто заказывалась у самых модных модисток столицы. А временами для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься, красной помадой и стрелками, и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца).
Наряды девушек-стиляг всегда отличались подчеркнутой элегантностью, смелостью, жизнерадостностью и женственностью. Они облачались в цветастые блузки, крепдешиновые платьица, капроновые чулки со швом сзади, узкие или расклешенные юбки, короткие и длинные бусы, серьги и браслеты из крупных бусин ярких цветов пользовались огромной популярностью и гарантировали девушкам успех [1].
Богатые стиляги (дети дипломатов) могли позволить себе «обновки», что называется «из первых рук», часто приобретали вещи у иностранцев, носили уникальные вещи, заказывали индивидуальный пошив. Бедные стиляги носили брезентовые плащи и пальто, на ботинки наклеивали каучуковую подошву.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки [2 c.117].
Особенной удачей считалось обладать строгим, но изящным костюмом из тонкой английской шерсти. И, конечно, пальто – предмет гордости денди эпохи "оттепели". Тут всё зависело от фантазии и удачи. Один из модников тогдашнего Невского вспоминал, как он чудом приобрёл "для рекламного броска" швейцарское, до щиколоток, пальто небесно-голубого цвета. Весной и осенью стиляги носили плащи, которые шили сами из брезента. Многие из этих вещей делались ценой невероятных усилий дома – это был так называемый «самострок». Брюки шились из того же палаточного брезента, подошвы из микропорки заказывались у армян в мастерских по ремонту обуви, кое-что поступало из братских социалистических стран: драконьи галстуки – из Китая, гавайские рубашки – с Кубы. Модники покупали западные ткани в «комиссионках» и заказывали костюмы и плащи частным портным, некоторые из которых были виртуозными новаторами. В конце 50-х появились первые фарцовщики. Большинство из них были подпольными коммерсантами. Но и некоторые стиляги начали "утюжить" иностранцев, дабы приобрести вожделенные "фирменные" вещи. В Ленинграде такие обитали у Гостиного Двора, неподалеку от бара "У одноглазого" (у памятника Кутузову).
«В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки..." именно такие воспоминания потрясённого очевидца приводится в книге о стилягах историка моды Ольги Вайнштейн [1]. Данная выдержка из текста лучше всего передает внешний вид «образцового» стиляги и отношение к данной субкультуре простого советского человека.
Прически стиляг как и предметы одежды были скопированы с Запада. Советская молодежь охотно заимствовала причудливые формы и образы из запрещенных западных фильмов и журналов. Прически были очень разнообразными, они поражали мастерством исполнения и изобретательностью.
Одной из самых популярных причёсок девушек-стиляг был «венчик мира» – волосы завивали вокруг головы и укладывали в форме венца, собранные в единый пучок завитые локоны надежно фиксировались бриолином. Вообще всевозможные пучки пользовались огромной популярностью. Их можно было собирать не только сверху, но также сбоку или на затылке [2 c.125].
Пожалуй, самой популярно причёской девушек-стиляг является культовая объемная прическа «Бабетта», которая была позаимствована из кинофильмов с участием легендарной Бриджит Бардо. Снявшись в ленте «Бабетта идет на войну», Б. Бардо не просто создала яркий и запоминающийся образ бесшабашной и веселой героини, но стала иконой стиля, которой стремились подражать миллионы девушек и женщин во всем мире. Благодаря Б. Бардо завоевал внимание модниц и «конский хвост». Все эти эксперименты стали альтернативой прическам советского образца. Хотя "стиляжные" девушки не сформировали чёткого стиля. Малейшей несоветской детали в одежде или даже минимального применения косметики было достаточно, чтобы девушку заклеймили в качестве стиляги и "проработали" на комсомольском собрании.
Макияж в стиле стиляг предполагает акцент на эффект невинности девушки, рисовали стрелки-ласточки и густо накладывали тушь на ресницы. Наводились они так: брался мягкий черный карандаш, из него извлекался грифель (с тупого конца). Полученный порошок разбавлялся в кашицу и тоненькой кисточкой наносился на веки. Для этих же целей можно было использовать и тушь. На веки наносили тени с блеском, на складку века наносились более темные тона, чтобы раскрыть глубину глаз. Предпочтительно была сине-голубая гамма, иногда зеленые или серые оттенки. Очень часто на веки накладывался единственный тон, без переходов. Но тени в макияже стиляг применялись не всегда, из-за отсутствия их в свободной продажи. Подводка насыщенной линией проходила по верхнему веку вдоль ресниц и заканчивалась тонким движением руки [4 c.65].
Брови тщательно выщипывали. В моде были так называемые «брови-ниточки». Особенно страдал внешний край – иногда модницы совсем его не щадили, и от бровей оставались только внутренние половинки, внешний же край приходилось дорисовывать.
Если же акцент делался на губах, то брался подходящий для макияжа в стиле стиляг цвет красной помады. Она могла иметь различные оттенки, чтобы каждая женщины могла выбрать подходящий для себя вариант. Это были коралловый, коричнево-красный, винный или гранатовый оттенки. Они придавали губам особый шик. Также популярностью пользовался прозрачный лаковый блеск с эффектом сияния. Дополнять окрашивание губ карандашом не разрешалось. Считалось, что это сделает его агрессивным и прибавит парочку лишних лет.
Тональная основа и пудра также использовались девушками, но использовались они по минимуму – только для того, чтобы выровнять светлый тон лица, так как натуральность была превыше всего. «…Существовал крем «Тонак» – в жестяном тюбике с розово-лиловыми пузырями, темный, как будто советские женщины были негритянками, и тональное средство марки «Балет» – тот был посветлее, зато консистенция у него была похожа на зубную пасту, в которой размешали пудру. Еще была компакт-пудра – такая каменистая штука, похожая на мел, которую надо было выгрызать поролоновым спонжиком..» рассказывает Ольга Вайнштейн [1].
Мужские прически часто копируют стиль Элвиса Пресли. Уместен также вызывающий «бокс» и «полубокс», укладки с проборами и «трубами». Парни зачесывали волосы в «кок». «Кок» представлял собой прическу в виде уложенной «трубы», проходившей ото лба до спины. Наводили его тщательно и было это не так уж просто, т.к. советская промышленность не выпуска для граждан средства для укладки волос, поэтому в ход шли подручные средства, такие как например, пиво или вода с сахаром, которые склеивали волосы и держали объем.
Стиляги всегда были яркими и заметными в среде серой массы одинаково одетой молодёжи СССР. Поначалу их одежда выглядела нелепо и совершенно безвкусно, но со времени «стиляжный» стиль впитал в себя элементы элегантности, утончённости и вкуса. Мода стиляг актуальна и в наше время. Многие элементы одежды, появившиеся в то время, сейчас пользуются большой популярностью. Стилягам было не просто найти хорошую, красивую и «стильную» одежду, но кто её находил, пользовались большим уважением у единомышленников. Кроме одежды у стиляг был и яркий макияж, непозволительный обычной советской молодёжи, и причёски, красивые, элегантные голливудские кудри, начёсы аля Бриджид Бордо и многие другие.
В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя (майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб в 1944 году). Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг.
С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку.
Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера [13].
Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.
С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли. Рок-н-рол как и все заграничное, опоздал на несколько лет. Его появлению способствовал Фестиваль 1957 года, хрущевская «оттепель», недолгий информационный прорыв [9 c.85].
Современные танцы проскользнули тогда в бельгийском кинофильме «Чайки умирают в гавани», где стиляги увидели, как американские солдаты в 1945 году танцевали с местными девушками. Позже выяснилось, что рок-н-ролл был отнюдь не открытием послевоенных американских «тиннибоперов». Его прообраз существовал еще в начале 30-х годов. Тогда модными массовыми танцами были «буги вуги», «джиттегбаг» и «линди хоп», больше известный у нас как «линда». Они стали модными вместе с новой музыкой стиля «свинг», сменив моментально устаревшие «кэк уок», «уан степ», «шимми», «стомп» и «чарльстон».
Особенностью новых танцев эры свинга стало наличие акробатических приемов, сложных, заранее заготовленных, требующих от партнеров хорошей физической подготовки, а главное - слаженности. Случайные партнеры в таких танцах были почти невозможны. Собственно говоря, рок-н-ролл – это по технике и есть смесь таких танцев как «буги вуги», «джиттегбаг» и «линди хоп». Только те зародились в черной среде, а рок-н-ролл стал музыкой и танцем преимущественно белой молодежи [6].
Сложность танцев такого рода явилась главной причиной того, что они не стали массовыми и перешли в сферу профессиональных эстрадных исполнителей. Мода на рок-н-ролл сменилась моментально. Молодежь ожидала более простого танца и на смену рок-н-роллу приходит «твист». Преимущество данного танца в том, что партнера не требовалось, танцевать можно было в одиночку. Движения казались простыми и легкодоступными. Хотя первая же волна увлечения им в США повлекла за собой невероятно высокий травматизм – в больницы попало множество людей с вывихами колен, лодыжек и даже тазобедренных суставов. Примечательно, что твист не вызвал в СССР такого идеологического отпора, как предыдущие “буржуазные” танцы. Более того, он прекрасно прижился и в СССР, став массовым танцем простых людей и основой для советских популярных эстрадных песен. Странно, но с твистом в СССР никто не боролся, несмотря на то, что это был типичный пример буржуазной массовой культуры. Власти поняли, что так можно подменить интерес к чему-то более опасному, идущему с Запада. Достаточно вспомнить «Кавказскую пленницу», «Черного кота» или «Лучший город Земли».
Информация о работе Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1960-х гг