Становление канонического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и появляющихся в определенном историческом пространстве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

     Там же на Латеранском соборе было также  установлено, чтобы церковь не участвовала  в ордалиях - испытаниях, применявшихся  для определения виновности или  невиновности в судебном процессе. К ордалиям относились испытания  огнём, водой, железом; судебные поединки.

     Система инквизиционного трибунала в следующем составе:

     1. Инквизиторы - члены двух монашеских  орденов: доминиканцы или францисканцы. Минимальный возраст - 40 лет. Играли  главную роль в следствии и  процессе, были наделены неограниченными  и правами, подчинялись только  римскому папе, который, в свою  очередь, являлся главой инквизиции.

     2. Эксперты - юристы, квалификаторы - формулировали  обвинение и приговор, определяли  степень вины без ознакомления  с делом подсудимого. 

     3. Прокурор - представлял обвинение. 

     4. Обслуживающий персонал: нотариус, понятые, врач, палач...

     Нотариус  и понятые скрепляли своей  подписью показания обвиняемых и  свидетелей, что создавало видимость  законности. Врач следил за тем, чтобы  обвиняемый не скончался преждевременно под пыткой.

     Уровень инквизиционного террора не всегда был высок, как в III в Инквизиция имела свои взлёты и падения, но цель её деятельности оставалась неизменной во все времена: укрепление позиции церкви и господствующего класса путём преследования инакомыслящих, реальных или вымышленных врагов религии и социального порядка.

     Также популярны были такие наказания  как:

     Епитимии - церковные наказания, обладавшие широким спектром (от лёгких до унизительных наказаний): поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание;

  • тюремное заключение;
  • ссылка на галеры гребцами.

     Канонический  процесс получил очень быстрое  и широкое распространение в  средневековой Европе, что можно  объяснить, вероятно, изменением положения  уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность  победить в суде своего противника.

     Благодаря в целом высокому техническому уровню канонического права и интеллектуальному  уровню церковной Среды, а также  возможностям церкви как законодательной  и судебной власти, во многих центральных  областях права развивались новые  юридические конструкции канонического  права, имевшие большое значение для последующей истории права  в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Авторитет  и значение канонического  права 

     Своеобразие идеологических дебатов и политической жизни Позднего средневековья в  высшей степени обусловлено борьбой  между двумя универсальными силами - папской и императорской властями, которая в результате Авиньонского пленения пап (1309-1377 гг.) окончилась поражением церкви. Политической теорией, на которую  опиралась церковь в борьбе с  императором, была так называемая доктрина обоюдоострого меча, разработанная  папой Геласием II во второй половине V в. Доктрина содержала резкое противопоставление компетенций церкви и государства. император был представителем мирского меча. Эта дуалистическая конструкция власти была сформулирована прежде всего с целью защитить церковь от влияния императора. Император в Константинополе не только предъявлял требования быть высшим государственным авторитетом, но и, подобно языческим римским императорам, считал себя также главой религиозного культа.

     Геласий объяснил, что император - сын Церкви, а не её властитель. Бог дал епископам  и священникам право управлять  религиозными делами. император сам  получил свой авторитет от Бога и  не мог поэтому поступать вопреки  установленному Богом порядку. Христос  как единственно истинный абсолютный император и пастырь в своей  личности соединил оба меча. Поскольку  в то же время он знал и слабости человеческого рода, он решил разделить  право на власть. Император получил  мирской меч с правом быть судьёй во всех вопросах, касающихся земной жизни. Чтобы достичь вечной жизни, он должен был всё же подчиняться Папе, который  церковным мечом осуществлял  абсолютную власть над церковной  организацией.

     Таким образом, согласно Геласию, миром управляли  две власти, каждая из которых неограниченно  господствовала в области своей  компетенции.

     Геласианская  доктрина развивалась в IX-X вв. и стала теоретической базой стремления церкви к мировому господству Папы. Именно на её основе и особенно на папской политике силы сформировались авторитет и значение канонического права в период позднего Средневековья. Влияние католической церкви в 1050 г. ограничилось, однако, только пределами Западной Европы. Причины разрыва коренились в политике силы, но официальным поводом послужило основополагающее различие в трактовке понятия Божественной Троицы: католики признают «исхождение» Духа Святого и от Бога-Сына, в то время как православные - только от Бога-Отца.  

 

    Заключение

     О влиянии канонического права  на практическую правовую жизнь можно  сказать, что оно шло “вширь”  и “вглубь”. Не в меньшей степени  это касается Скандинавских стран. Основная причина распространения  и влияния канонического права  состояла в том, что духовенство, которое было везде и контролировало всех через заботу о душе, исповедь и представление о покаянии, представляли собой однородную идеологическую силу, частично преобразованную в сложно дифференцированную систему службы и управления. В Швеции афоризмом  является изречение о том, что  церковь образовалась раньше государства2. Для Западной Европы в целом справедливо то, что светский правопорядок, органы управления и правосудия государственной власти ещё в период позднего Средневековья в действительности сильно уступали церковным порядкам.

      В XVI веке реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контреформации, был осуществлён коренной пересмотр норм канонического права, в частности решения самого собора3. Потеснённое реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран. 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. Аннерс  Э. История европейского права (пер. со швед.) / Ин-т Европы. - М.: Наука, 2005. 397 с.
  2. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 2008. 456 с.
  3. КУРС ЛЕКЦИЙ по Истории государства и права зарубежных стран / Сост. Л.В.Красовцев. - Архангельск: ВИУ, 2010. 163 с.
  4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Н.А.Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2009. 480 с.
  5. Максимов О.В. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран / Архангельск, 2010. 158 с.

Информация о работе Становление канонического права