Становление канонического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и появляющихся в определенном историческом пространстве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

Введение

     История государства и права зарубежных стран относится к числу тех  общественных наук, которые принято  называть историко-правовыми, поскольку  они имеют прямое отношение как  к науке истории, так и к  науке о государстве и праве.

      Конкретно-исторические закономерности развития   государства  и права имеют свою специфику  по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство  и право занимает в нем особое положение. Обладает относительной самостоятельностью.

      История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной  дисциплиной - теорией государства  и права, также изучающей закономерности развития государства и права. В  отличие от теории государства и  права историко-правовые науки изучают  конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся  в хронологической последовательности и появляющихся в определенном историческом пространстве.

      В отечественной литературе принято  выделять в истории человечества следующие основные эпохи: древний  мир, средние века, новое и новейшее время (ХХ в.). Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в  развитии государства и права1. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Становление канонического права

     Каноническое  право возникло первоначально как  право христианской церкви в целом.

     Христианство  возникло как религия бедных и  рабов и испытало жестокие преследования  со стороны властей Рима. Только при императоре Антонине Пие и  его преемниках в 138-192 гг. оно выходит  из подполья, из катакомб. В эти 50 лет  христианство добилось больших успехов. Зарождается христианская литература. Её ядро составляли четыре Евангелия. В период гонений христианские общины связывались между собой приходящими  проповедниками – «пророками». В  период ослабления гонений их место  постепенно занимают епископы («хранители», «наблюдатели»), просвитеры («старейшины») и дьяконы («служители»). Возникают  синоды - собрания епископов.

     В середине III века вновь усиливаются гонения на христиан, и только в начале IV века император Константин легализует христианскую церковь. Её освобождают от налогов, разрешают принимать от верующих имущество в виде дара или завещания, покупать землю.

     В 325 г. состоялся первый «вселенский» собор в Никее. Собор выработал символы веры, объявил христианскую церковь «вселенской» и «ортодоксальной» (непогрешимой), осудил инакомыслие. провозгласил принцип нетерпимости, преследование и истребление иноверцев.

     В 1054 г. происходит окончательный раздел христианской церкви на западную - римскую католическую и восточную - греческую православную. В XII-XIII вв. римский папа был на вершине могущества, вмешивался как высший судья и арбитр во внутренние дела западных государств, отлучал непослушных королей от церкви.

     Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую, автономно  управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права.

     В первые века христианства, даже когда  оно стало официальной религией Римской империи (западной и Восточной  одинаково), вся организация церкви сводилась к самоуправлению духовных общин. Так начал формироваться  клир - совокупность наделенных особыми  религиозными и священными правами  служителей церкви.

     Основной  фигурой церковной организации  был епископ, возглавлявший округ  из нескольких общин. Епископу принадлежала и религиозная, и судебная власть; он же был вправе истолковывать вопросы.

     С конца IV - начала V в. римские епископы закрепили за собой право на особый статус главы всей церкви - папы.

     Особая  роль папы в западной католической церкви проистекала из признания  его не просто вышестоящим из епископов, но наместником самого Бога, обладавшим равно и светской, и церковной  властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер.

     Огромную  роль в управлении церковью приобрели  соборы. На них решались вопросы  вероучения, установления таинств и  обрядов, осуждения отклонений от веры. На первые восемь соборов (IV-VIII вв.) собирались представители всех христианских церквей. В IX в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви, завершившееся к середине XI в. С этого времени римская католическая церковь объединяла только западно- и центрально-европейские государства. Раскол произошел, в том числе, и из-за непризнания восточной верховенства римских пап.

     Особое  значение в организации католической церкви имели монастыри, которые  возглавлялись аббатами и пользовались автономией в суде и управлении. В 529 г. основанный монахом Бенедиктом монастырь в Италии положил начало новой форме внутрицерковного объединения - монашеским орденам.

     Вторым, наряду с признанием папского авторитета, объединяющим элементом для католической иерархии было признание единства и  незыблемости правил канонического  права. Однако само содержание канонического  права было сформировано исторически  и далеко не одновременно ранней церковной  организации и иерархии.

     В отличие от римского права, о возрождении  которого в средние века можно  говорить, по крайней мере, для Италии, каноническое право с раннехристианского периода основывалось на фиксированной  письменной традиции. Уже в I в. начали проводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросам управления.

     Большая значимость норм канонического права  в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали  во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных  границ и соединяло в единое целое  всех католиков. Каноническое право  отличалось также широтой регулируемых им отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и  светской жизни, было обязательным как  для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому  праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями  уходило в античность, в греческую  философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало  в себя и передало последующим  поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло своё отражение в формуле: “церковь живёт  по римским законам”.

     Источники канонического права восходят к  раннехристианской литературе. Первоначальные источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной  греческой. Они были едины для  всех содержательных канонов христианства.

     Все первоначальные источники канонического  права, за исключением римского права, в равной степени были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого - общеправовыми. Началом собственно юридического канонического права  стали Апостольские конституции - сборник  правил, приписанный первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относящихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. Большое значение для систематизации и разработки канонического права имели собрания документов, подготовленные видным испанским философом, епископом Исидором Сивильским (VII в.). В его Collectio были обобщены важнейшие постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. Когда в XII в. составлялись авторитетные сборники ранних канонических законов, в них были некритически включены извлечения из псевдоисидорийских декреталий, в том числе и из Дарственной Константина.

     В XI-XII вв. в период «папской революции» складывается «новое право». Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие «каноническое право». Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах. В XII в. под влиянием возрожденной традиции римского права итальянский монах Грациан предпринял новаторскую кодификацию канонического права. Его декрет «Гармония несогласующихся канонов» - первая из авторитетных компиляций - появился примерно в 1140 г. в Болонье под влиянием изучения римского гражданского права. Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались исторические права церкви и его субъекты, во второй – «36 причин начала церковного суда»(то есть права епископов и правила юрисдикции), в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. в целом в нем было сведено воедино около 3 800 канонических текстов. Декрет Грациана получил официальное признание папского престола.

     На  основе Грацианова Свода возникла собственная  церковная школа систематизаторов права - канонистов.

     В XII-XIII вв. папское творчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права.

     Свод  канонического права, как он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Церковная  юстиция: канонический  процесс 

     Юрисдикция  церкви в отношении своих сочленов и тем более в отношении  мирян вовсе не вытекала из писания  и богословских догматов. Её возникновение  было историческим. Связано оно было, во-первых, со стремлением государственной  власти опереться на церковь в  государственных делах; во-вторых, с  борьбой церкви за собственные привилегии в государствах.

     Ещё в конце IV в. законом римских императоров Аркадия и Гонория за христианскими епископами была признана роль арбитров в делах, касавшихся церкви, либо таких, где затрагивались нематериальные, моральные стороны межчеловеческих отношений. Тем самым предполагалось сделать церковь реальной участницей государственного суда и управления.).

       В 614 г. Парижский поместный собор утвердил полный судебный иммунитет священнослужителей, запретив любое светское вмешательство в дела священников. В этом состояла одна из важнейших сословных привилегий духовенства.

     С утверждением феодальных отношений  церкви, монастыри, епископы приобрели  все полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения, зависимых сословий.

     Суды  канонического права основывались на более сложной судебной процедуре, чем обычные феодальные суды. Отличия  и особенности проявились к XII в., когда в каноническом праве стали заметны традиции римского права, переработанные и обновленные соответственно новым церковным требованиям. К основным судопроизводственным порядкам варварских времен и феодального суда церковь относилась неприязненно. В 1215г. Четвёртым Лютеранским собором было запрещено священнослужителям принимать участие в судебных испытаниях – ордалиях; тем самым это привычное средство отыскания “Божьей истины” ставилось как бы вне церковного закона. Настойчиво церковь преследовала судебные поединки.

     В церковных делах безусловное  предпочтение отдавалось чисто письменной процедуре: «того, чего нет в документах, не существует вообще». И подача жалобы, и возражения ответчика должны были быть обязательно письменными. Стороны  задавали друг другу вопросы в  ходе слушания по письменным запискам. Решение суда также фиксировалось. Обязательно записанными были показания  свидетелей – под присягой и под  угрозой кары за лжесвидетельство. Согласно процедуре канонического  права, стороны могли иметь представителей, которые приводили юридические  аргументы. Давали ссылки на источники  права в помощь тяжущимся.

     Право сторон быть представленными на церковном  суде доверенными лицами обусловило высокую оценку канонического права  со стороны торговцев, которые часто  не имели возможности лично явиться  в суд.

     Строгий формализм в судебной процедуре  был взаимосвязан с вообще новым  подходом канонического права к  смыслу судопроизводства. Суд должен был не установить правоту одной  стороны и осудить другую, суд  должен был выяснить истину по делу, может быть, даже в частичное или  полное нарушение интересов того, кто возбудил обвинение или жалобу. Судье полагалось самому допрашивать  стороны по собственному разуму и  совести, ему полагалось быть внутренне  убежденным в обоснованности и справедливости своего решения по делу, в том  числе с точки зрения канонических догматов. Судья должен был выяснять не только материальные обстоятельства по делу, но и разного рода мотивы – иногда и «то, что грешник  сам, может быть, не знает или из стыда желает скрыть». Это, в свою очередь, привело канонические суды к очень жёсткому отношению к  доказательствам. Были разработаны некоторые правила разграничения доказательств:

Информация о работе Становление канонического права