Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:48, контрольная работа
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и появляющихся в определенном историческом пространстве.
Излишне формальные и жесткие требования к природе доказательств были затруднением в возбуждении уголовных преследований. А убеждение в изначальной греховности любого сочлена мирской жизни и его сопротивление покаянию подтолкнули каноническое право и судопроизводство к преувеличенной значимости собственного признания обвиняемого. Это существенно перестроило инквизиционное производство.
Важнейшей привилегией церкви явилось право на свой церковный суд. Все лица, принадлежавшие церкви: монахи, монастырские крестьяне и т.д. – подлежали суду церкви и по гражданским и уголовным делам. Исходя из положения, что все преступления, связанные с грехом.
По решению IV Латеранского собора в особые обязанности церковных властей впредь входила борьба с проявлениями разного рода ереси. Даже против просто подозреваемых в ереси или сочувствии ей, если те не смогут доказать своей невиновности и опровергнуть обвинений, следовало возбуждать преследования. В этих условиях церковные суды должны носить особый инквизиционный характер, исходить из презумпции виновности и греховности обвиняемых. Преследование еретиков поручалось монахам доминиканского, а затем других орденов. Для этого учреждались особые должности церковных судей – инквизиторов. Инквизиторы были вскоре признаны неподсудными обычному церковному суду, получили право на личное обращение к папе, поставлены вне всякого административного контроля епископов Независимая от местных властей инквизиция становится в XIII-XVII вв. грозной силой. Инквизиция могла возбуждать преследование по слухам. В инквизиции одно и тоже лицо вело предварительное расследование, суд и выносило приговор. Судоговорение было тайным, сопровождалось мрачным ритуалом, наводящим ужас. При отсутствии быстрого признания прибегали к пытке, которая ничем не регламентировалась. Создавалась обстановка всеобщего ужаса, позволяющего властвовать неограниченно. Инквизиторы считали, что лучше убить 60 невиновных, чем дать уйти одному виноватому. В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиционных трибуналов из 12 судей во главе с епископом. В уголовных делах собственное признание стало основным видом доказательства, свидетельствующим и о правоте выводов суда, и об очищающем греховную душу раскаянии преступника. Данное положение применялось особенно в вопросах обвинений в ереси, так как при желании под таковое могли быть притянуты любые расхождения с церковными правилами. После получения признания следовало примирение с церковью – отпущение грехов. Обвиняемый подписывал протокол допроса, непременно указывал, что признание является добровольным. При отказе от этого, или изменении показаний обвиняемый признавался снова отлученным от церкви и подлежал сожжению живым на костре (церковь “не проливала крови”). Признание помогало избежать сожжения, но вело к пожизненному заключению. Оправдание было очень редким. На кострах инквизиции сгорело много выдающихся людей: Жанна д’Арк, Ян Гус, Джордано Бруно и многие другие.
Это
надолго деформировало
Церковная
судебная процедура оказала значительное
влияние и на светские суды в Европе.
Излишне жесткое и своеобразное
отношение канонического права
к процессуальным доказательствам
стало причиной для распространения
в юстиции излишнего
3.Система
канонического права:
брачно – семейное,
наследственное, уголовное,
долговое и торговое
право
Римское
право не имело в средние века
такого глубоко влияния на правопорядок
и общественную жизнь европейских
стран, как каноническое право. Последнее
стало сильным орудием
С
самых ранних времён церковь активно
высказывалась о браке и семье:
язычество предполагало многожёнство,
браки по предварительной
Брак
в каноническом праве понимался
и как соглашение между супругами
и как главное таинство священного
содержания: «Брачный союз, посредством
которого мужчина и женщина
Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся (ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины - с 14 лет). Все остальные рассматривались только как ассистенты - их могло и не быть. До XVI в. (до решений Тридентского собора) присутствие священника на брачной церемонии не было обязательным, его мог заменять и мирянин. Бракосочетание могло быть и тайным. Возможность заключения брака без священника и только при свидетелях сохранилась в исключительных случаях и в дальнейшем. Вступать в брак могли все, кому это не было воспрещено. Ступени брака:
1.
обмен обещаниями вступить в
брак в будущем - договор помолвки
мог быть расторгнут в
2. обмен обещаниями вступить в брак в настоящем, то есть договор брака;
3. согласие на половые отношения после заключения брака - завершение брака.
Согласие должно быть дано по доброй воле. Ошибка относительно личности партнера или его существенных и отличительных качеств не допускала согласия и делала брак недействительным. Это же происходило и в случае принуждения, так как оно нарушало добровольность согласия.
Кроме
этого, существовали следующие условия,
необходимые для
1. Возрастные ограничения - о них было сказано немного ранее;
2.
Брак между лицами различной
веры считался
Если стороны вступили в брак добросовестно, заблуждаясь и не зная об имеющихся препятствиях, то дети считались законнорожденными, а брак был действителен до официального аннулирования. Такой брак носил название «мнимый брак». Брак не мог быть аннулирован без подачи иска, а круг лиц, которые могли подать такой иск, ограничивался только близкими родственниками.
Систематизация
семейного права стала
Другим звеном в этой социальной структурной политике были суровые меры наказания, которыми карались сексуальные отношения вне брака. Церковь создала здесь с отсылкой на мазохистское уголовное право - систему нарушения нравственности, которая более 500 лет играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей.
Ещё
одной мерой насилия стало
вмешательство в светское правосудие,
осуществлявшееся церковью со ссылкой
на морально-теологические
Каноническое
право, которое в своей основе,
прежде всего, было правом управления,
привело к тому, что церковная
собственность стала
С введением христианства долю покойника перестали хоронить или сжигать с трупом. Собственность делилась на три части:
1/3 - вождю или королю;
1/3 - наследнику;
1/3 - “Доля Бога”.
Церковь определила две формы дарения:
1. «дар в предвидении смерти», то есть «последние слова» умирающего имели юридическое значение, неважно, были они записаны или нет;
2.
«дарение после смерти» - имело
строго определённое
Канонисты XII в создали своё новое право завещаний на основе германо-христианских институтов дарения и отчасти на основе классического римского наследственного права. Из этих систем они позаимствовали три следующих положения:
1.
необходимость подписи
2.
право отказа от принятия
3.
право дополнительных
4. святость желания завещателя, то есть «последняя воля».
В XII в. завещательные формальности были упрощены, появились меры защиты оставшегося в живых супруга и детей против лишения наследства завещателем: сначала 1/4 часть, затем 1/3 и 1/2 - в случае если оставалось 5 и более детей. Каноническое право увеличило долю и включило под защиту жену, исключив внуков и родителей умершего.
Канонисты создали новый институт исполнителя завещания, так называемого душеприказчика - лица, которое брало на себя владение всей собственностью, подлежащей распределению. Не наследник, а душеприказчик осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства. Он мог предъявлять должникам завещателя иски в судах. «Законная доля» доставалась только жене и детям.
Роль
священника была центральной: он выслушивал
«последние слова», был свидетелем
последней воли, служил душеприказчиком
или управителем, принимал завещанное
имущество в качестве доверенного
лица религиозных организаций или
на благотворительные дела. Центральную
роль играл и церковный суд, то
есть епископ и его каноники. От
душеприказчиков требовалось
Каноническое право наследования явилось прямым вмешательством церкви в феодальные политические и экономические отношения.
В области уголовного права знаменитый папа Иннокентий III ввел на IV Латеранском соборе инквизицию основным принципом процессуальной техники. В более ранний период слова «преступление» и «грех» были взаимозаменяемыми. Все преступления были грехами, а все грехи - преступлениями: не было различий в природе проступков. В конце XI в. впервые было проведено чёткое процессуальное отличие между грехом и преступлением. Любое деяние, подлежащее наказанию королевскими должностными лицами, должно было караться как нарушение светского закона, а не грех. Однако грубейшее нарушение принципа разделения церковной и светской юрисдикции содержалось в законе, применявшемся к еретикам. В XII-XIII вв. ересь, которая ранее была только духовным проступком, стала правонарушением, караемым как измена. Впервые для её выявления стала применяться инквизиционная процедура и назначаться смертная казнь. На упомянутом выше Латеранском соборе был принят также третий Канон, в котором говорилось: «... Все осуждённые еретики должны быть переданы властям для наказания. Собственность осужденных мирян будет конфискована... следует заставить светские власти наложением канонических наказаний, какое бы положение не занимали, ... сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков... Все, кто разделяет веру еретиков, даёт им пристанище... будут автоматически лишены права занимать какие-либо публичные или выборные должности, также лишены права выступать в роли свидетелей, лишены права завещать и наследовать, все освобождаются от каких-либо обязательств по отношению к ним».