Становление канонического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и появляющихся в определенном историческом пространстве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.77 Кб (Скачать)
  • не относящихся к делу;
  • неясных или неопределённых;
  • свидетельствующих то, что порождает неясность;
  • противоречащих природе и потому бесполезных.

     Излишне формальные и жесткие требования к природе доказательств были затруднением в возбуждении уголовных  преследований. А убеждение в  изначальной греховности любого сочлена мирской жизни и его  сопротивление покаянию подтолкнули  каноническое право и судопроизводство к преувеличенной значимости собственного признания обвиняемого. Это существенно перестроило инквизиционное производство.

     Важнейшей привилегией церкви явилось право  на свой церковный суд. Все лица, принадлежавшие церкви: монахи, монастырские крестьяне и т.д. – подлежали  суду церкви и по гражданским и  уголовным делам. Исходя из положения, что все преступления, связанные  с грехом.

     По  решению IV Латеранского собора в особые обязанности церковных властей впредь входила борьба с проявлениями разного рода ереси. Даже против просто подозреваемых в ереси или сочувствии ей, если те не смогут доказать своей невиновности и опровергнуть обвинений, следовало возбуждать преследования. В этих условиях церковные суды должны носить особый инквизиционный характер, исходить из презумпции виновности и греховности обвиняемых. Преследование еретиков поручалось монахам доминиканского, а затем других орденов. Для этого учреждались особые должности церковных судей – инквизиторов. Инквизиторы были вскоре признаны неподсудными обычному церковному суду, получили право на личное обращение к папе, поставлены вне всякого административного контроля епископов Независимая от местных властей инквизиция становится в XIII-XVII вв. грозной силой. Инквизиция могла возбуждать преследование по слухам. В инквизиции одно и тоже лицо вело предварительное расследование, суд и выносило приговор. Судоговорение было тайным, сопровождалось мрачным ритуалом, наводящим ужас. При отсутствии быстрого признания прибегали к пытке, которая ничем не регламентировалась. Создавалась обстановка всеобщего ужаса, позволяющего властвовать неограниченно. Инквизиторы считали, что лучше убить 60 невиновных, чем дать уйти одному виноватому. В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиционных трибуналов из 12 судей во главе с епископом. В уголовных делах собственное признание стало основным видом доказательства, свидетельствующим и о правоте выводов суда, и об очищающем греховную душу раскаянии преступника. Данное положение применялось особенно в вопросах обвинений в ереси, так как при желании под таковое могли быть притянуты любые расхождения с церковными правилами. После получения признания следовало примирение с церковью – отпущение грехов. Обвиняемый подписывал протокол допроса, непременно указывал, что признание является добровольным. При отказе от этого, или изменении показаний обвиняемый признавался снова отлученным от церкви и подлежал сожжению живым на костре (церковь “не проливала крови”). Признание помогало избежать сожжения, но вело к пожизненному заключению. Оправдание было очень редким. На кострах инквизиции сгорело много выдающихся людей: Жанна д’Арк, Ян Гус, Джордано Бруно и многие другие.

     Это надолго деформировало судопроизводство в канонических судах в случае наиболее важных обвинений и преследований.

     Церковная судебная процедура оказала значительное влияние и на светские суды в Европе. Излишне жесткое и своеобразное отношение канонического права  к процессуальным доказательствам  стало причиной для распространения  в юстиции излишнего затягивания  разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.

3.Система  канонического права:  брачно – семейное, наследственное, уголовное,  долговое и торговое  право 

     Римское право не имело в средние века такого глубоко влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских  стран, как каноническое право. Последнее  стало сильным орудием укрепления и развития церковной власти и  перестройки социальной структуры  общества в нужном церкви направлении. Основополагающим вкладом в церковную  политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру  общества, в которой бы семья, а  не род стала первичной социальной группой и поэтому, регулирование  брачно-семейных отношений было совершенно особой по значимости областью канонического  права.

     С самых ранних времён церковь активно  высказывалась о браке и семье: язычество предполагало многожёнство, браки по предварительной договорённости, что противоречило христианской идее моногамного брака. Христианскими  канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского  мира, включая и чисто юридические  стороны. Поэтому каноническое право  не просто оказало влияние на регулирование  этой сферы. Долгие столетия во всех странах  оно заменяло своими правилами национальное брачно-семейное право.

     Брак  в каноническом праве понимался  и как соглашение между супругами  и как главное таинство священного содержания: «Брачный союз, посредством  которого мужчина и женщина устанавливают  между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен  ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства». То, что  брак считался договором, предопределяло взаимные права и обязанности  супругов. То, что он был таинством, предполагало его неотменимость, а в результате брачного сожительства создавался особого рода кровнородственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей. Только к XII в. утвердилась политика церкви в отношении брака и семьи - ей была придана обязывающая сила.

     Для заключения канонического брака  важнейшим моментом считалось выражение  взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся (ими  могли быть мужчины с 16 лет, женщины - с 14 лет). Все остальные рассматривались  только как ассистенты - их могло  и не быть. До XVI в. (до решений Тридентского собора) присутствие священника на брачной церемонии не было обязательным, его мог заменять и мирянин. Бракосочетание могло быть и тайным. Возможность заключения брака без священника и только при свидетелях сохранилась в исключительных случаях и в дальнейшем. Вступать в брак могли все, кому это не было воспрещено. Ступени брака:

     1. обмен обещаниями вступить в  брак в будущем - договор помолвки  мог быть расторгнут в определенных  случаях одной из сторон и  по обоюдному желанию - всегда;

     2. обмен обещаниями вступить в  брак в настоящем, то есть  договор брака; 

     3. согласие на половые отношения  после заключения брака - завершение  брака. 

     Согласие  должно быть дано по доброй воле. Ошибка относительно личности партнера или  его существенных и отличительных  качеств не допускала согласия и  делала брак недействительным. Это  же происходило и в случае принуждения, так как оно нарушало добровольность согласия.

     Кроме этого, существовали следующие условия, необходимые для действительности брака (независимо от согласия):

     1. Возрастные ограничения - о них  было сказано немного ранее; 

     2. Брак между лицами различной  веры считался недействительным, так как крещение было обязательным  условием участия в любом таинстве. Однако наравне с данным требованием  признавалась действительность  брака между католиком и еретиком, а также законность брака между людьми различных сословий.

     Если  стороны вступили в брак добросовестно, заблуждаясь и не зная об имеющихся  препятствиях, то дети считались законнорожденными, а брак был действителен до официального аннулирования. Такой брак носил  название «мнимый брак». Брак не мог  быть аннулирован без подачи иска, а круг лиц, которые могли подать такой иск, ограничивался только близкими родственниками.

     Систематизация  семейного права стала возможной  потому, что церковь сосредоточила  свое внимание на юрисдикции церковных  властей над совершением таинства брака.

     Другим  звеном в этой социальной структурной  политике были суровые меры наказания, которыми карались сексуальные отношения  вне брака. Церковь создала здесь с отсылкой на мазохистское уголовное право - систему нарушения нравственности, которая более 500 лет играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей.

     Ещё одной мерой насилия стало  вмешательство в светское правосудие, осуществлявшееся церковью со ссылкой  на морально-теологические принципы: соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте, которая  была также запрещена каноническим правом, слушались церковным судом, даже если стороны или привлечённые к ответственности не принадлежали духовенству, и дело было целиком  подсудно церкви.

     Каноническое  право, которое в своей основе, прежде всего, было правом управления, привело к тому, что церковная  собственность стала несравненно  лучше администрированной и в  связи с этим более экономически полезной, чем соответствующие ресурсы  мирских власть имущих.

     С введением христианства долю покойника  перестали хоронить или сжигать  с трупом. Собственность делилась на три части:

     1/3 - вождю или королю;

     1/3 - наследнику;

     1/3 - “Доля Бога”. 

     Церковь определила две формы дарения:

     1. «дар в предвидении смерти»,  то есть «последние слова»  умирающего имели юридическое  значение, неважно, были они записаны  или нет; 

     2. «дарение после смерти» - имело  строго определённое содержание, то есть оно не относилось  к тому имуществу, которое даритель  мог иметь в момент вступления  дарения в законную силу, оно  не могло быть отозвано.

     Канонисты XII в создали своё новое право завещаний на основе германо-христианских институтов дарения и отчасти на основе классического римского наследственного права. Из этих систем они позаимствовали три следующих положения:

     1. необходимость подписи завещания  семью свидетелями и наследодателем;

     2. право отказа от принятия наследства;

     3. право дополнительных распоряжений  в пользу отдельных получателей  наследства, а также добавили  следующее: 

     4. святость желания завещателя, то  есть «последняя воля». 

     В XII в. завещательные формальности были упрощены, появились меры защиты оставшегося в живых супруга и детей против лишения наследства завещателем: сначала 1/4 часть, затем 1/3 и 1/2 - в случае если оставалось 5 и более детей. Каноническое право увеличило долю и включило под защиту жену, исключив внуков и родителей умершего.

     Канонисты создали новый институт исполнителя  завещания, так называемого душеприказчика - лица, которое брало на себя владение всей собственностью, подлежащей распределению. Не наследник, а душеприказчик осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства. Он мог предъявлять должникам завещателя иски в судах. «Законная доля» доставалась только жене и детям.

     Роль  священника была центральной: он выслушивал «последние слова», был свидетелем последней воли, служил душеприказчиком  или управителем, принимал завещанное имущество в качестве доверенного  лица религиозных организаций или  на благотворительные дела. Центральную  роль играл и церковный суд, то есть епископ и его каноники. От душеприказчиков требовалось представлять отчёт церковному суду. Он надзирал за лицами, которым было доверено употребить имущество на религиозные или  благотворительные цели.

     Каноническое  право наследования явилось прямым вмешательством церкви в феодальные политические и экономические отношения.

     В области уголовного права знаменитый папа Иннокентий III ввел на IV Латеранском соборе инквизицию основным принципом процессуальной техники. В более ранний период слова «преступление» и «грех» были взаимозаменяемыми. Все преступления были грехами, а все грехи - преступлениями: не было различий в природе проступков. В конце XI в. впервые было проведено чёткое процессуальное отличие между грехом и преступлением. Любое деяние, подлежащее наказанию королевскими должностными лицами, должно было караться как нарушение светского закона, а не грех. Однако грубейшее нарушение принципа разделения церковной и светской юрисдикции содержалось в законе, применявшемся к еретикам. В XII-XIII вв. ересь, которая ранее была только духовным проступком, стала правонарушением, караемым как измена. Впервые для её выявления стала применяться инквизиционная процедура и назначаться смертная казнь. На упомянутом выше Латеранском соборе был принят также третий Канон, в котором говорилось: «... Все осуждённые еретики должны быть переданы властям для наказания. Собственность осужденных мирян будет конфискована... следует заставить светские власти наложением канонических наказаний, какое бы положение не занимали, ... сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков... Все, кто разделяет веру еретиков, даёт им пристанище... будут автоматически лишены права занимать какие-либо публичные или выборные должности, также лишены права выступать в роли свидетелей, лишены права завещать и наследовать, все освобождаются от каких-либо обязательств по отношению к ним».

Информация о работе Становление канонического права