Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:25, доклад
Сравнивать исторические процессы, а экономические реформы являются именно таковыми, можно с различных точек зрения - исторической, политической, социологической и других, на основе их сочетания. Естественно, что избранный аспект и методы сравнения находятся в зависимости от цели исследования. В любом случав исследователь сталкивается с самой большой трудностью - с незавершенностью реформ и в России, и в КНР. Это оставляет возможность лишь сравнительного рассмотрения процесса, но не результатов реформ.
Быстрые и глубокие перемены базисных экономических отношений в России имели свои положительные и отрицательные стороны. Управленческие структуры, законодательство, предприятия, государство, а главное люди оказались не в состоянии немедленно и в полном объеме воспринять рыночные условия хозяйства и приспособиться к ним. Возник хаос, который невозможно ликвидировать в короткий промежуток времени. Необходимы годы, чтобы новые проблемы и противоречия развития, частные и общественные интересы, социальные чаяния и ожидания обрели четкие контуры, были осмыслены обществом и воплощены в политические программы и действия государства.
Реформаторы рассчитывали,
-без всяких на то оснований, - что
требования рынка сразу же заставят
предприятия и население
Масса населения, прежде
всего работники бюджетной
Закономерно, что 1994-1996
годы явились в России периодом не
движения вперед по пути реформ, а дезорганизации
экономики. Наступила пора нового политического
размежевания. В последние годы состоялись
три общегосударственные
При сравнении России
и КНР возникает вопрос: что
лучше - сравнительно медленный, постепенный
характер реформ в КНР или быстрый,
скачкообразный - в России? На первый
взгляд, ответ ясен: конечно, лучше
неспешное реформирование в КНР.
Подобный ответ часто можно услышать
из уст политиков и аналитиков.
Основания для него прежде всего
черпаются в простой
На самом деле вывод не может быть столь однозначным и категоричным.
Во-первых, надо разобраться с тем, какова цель реформ, то есть, тем самым, определить критерии оценки. Создание рынка? Допустим. А зачем нужен рынок? Для увеличения производства, повышения его эффективности? А это зачем? Чтобы больше потреблять? Потреблять, потреблять, потреблять... Больше, еще больше... Но природные ресурсы планеты не бесконечны. В Китае эта проблема носит особенно острый характер, так как объем важнейших невозобновляемых природных ресурсов в расчете на душу населения существенно ниже среднемирового уровня.
Профессор Пекинского
университета, известный китайский
экономист и политический деятель
Ли Инин с полным основанием пишет,
что цель реформ - развитие творческих
начал человека, а такое развитие
может обеспечить только переход
к рыночной экономике. С точки
зрения этого критерия, Россия добилась
гораздо более существенных успехов,
нежели КНР. В России сложились несравненно
большие возможности для
Во-вторых, развитие реформ в
России и КНР происходило в совершенно
разной политической и экономической
ситуации, исключающей правомерность
самой постановки вопроса: что лучше?
В КНР распространение в деревне подворного
подряда сразу же обеспечило быстрое наращивание
сельскохозяйственного производства.
Государство на этой основе в 1979-1984 годах
смогло резко ускорить производство товаров
народного потребления. В результате реформы
в стране начались в условиях растущего
наполнения рынка товарами, в том числе
товарами, ранее совершенно неизвестными
населению - телевизорами, радиоприемниками,
магнитофонами, холодильниками, стиральными
машинами, современной мебелью, и т.д.
В России руководство Горбачева-Рыжкова
попыталось сконцентрировать гигантские
ресурсы на подъеме машиностроения. Однако
львиную его долю составляли предприятия
военного комплекса. В итоге на рынок была
выброшена огромная денежная масса, но
не товары народного потребления. По ориентировочным
оценкам, уже в 1970 году - 20 процентов, а
в 1979 году - 53 процента сбережений населения
представляли собой неудовлетворенный
спрос, то есть были фиктивными. В последующие
годы объем денежной массы, не имевшей
товарного покрытия, постоянно возрастал.
Этому способствовала и масштабная денежная
эмиссия. В 1991 году денежная эмиссия была
больше, чем за предшествующие 15 лет. К
концу того же года пустые полки магазинов
создавали ощущение полной безнадежности.
Были израсходованы практически весь
золотой запас и валютные резервы. Иными
словами, Россия в отличие от Китая приступила
к реформам в условиях жесточайшего экономического
кризиса. "Шоковая терапия" оказалась
единственным возможным выходом из сложнейшего
положения. В результате внутренний рынок
был довольно быстро восстановлен. Доля
городов, в которых в момент регистрации
товары (по определенной номенклатуре)
имелись в наличии, составила по продовольственным
товарам в 1992 году - 50 процентов, 1993 - 70 и
в 1994 году - 88 процентов, по непродовольственным
товарам соответственно -70, 80 и 92 процента.
Происходившее насыщение рынка товарами
в сущности свидетельствовало об изменении
уровня и качества жизни. Началось возрождение
золотого и валютного запасов.
В России произошло
падение промышленного
Эти данные могут
служить иллюстрацией как потенциальных
возможностей ВПК России при переводе
его на выпуск гражданской продукции,
так и масштабов существующего
экономического ресурса, используемого
не лучшим образом. Резкое снижение производства
в ВПК имело не столько неблагоприятные
экономические, сколько тяжелые
социальные последствия. С экономической
точки зрения, общество даже выиграло:
сократилась бессмысленная
Хуже всего то,
что произошло сокращение производства
в гражданских отраслях промышленности
и в сельском хозяйстве. В известной
мере оно было неизбежно, так как
быстро наладить разорванные в результате
распада СССР экономические связи
между предприятиями, научиться
работать в условиях рынка, организовать
производство конкурентоспособной
продукции практически
В-третьих, в КНР государство остается главным организатором производства и главным инвестором, определяющим темпы роста экономики и все важнейшие направления ее развития. В России возникла множественность двигателей экономической жизни. Их совокупная мощь превышает былую, только государственную. Задача состоит в том, чтобы эти двигатели заработали в полную силу.
Для этого необходимо решение многих проблем. Назовем только, на наш взгляд, важнейшие.
Во-первых, это проблемы государственного строя. Какой быть России - федерацией в декларациях, но централизованным государством на деле, реальной федерацией или фактической конфедерацией? От решения этой проблемы зависит очень многое в экономическом строе общества, в его экономическом законодательстве, в условиях хозяйственной деятельности всех его субъектов. Россия провозглашена федерацией, но фактически она остается централизованным государством. Федеральный центр наделил себя многочисленными полномочиями и закрепил в Конституции России свое право устанавливать дополнительные полномочия себе и субъектам федерации по своему усмотрению. Субъекты федерации не определяли полномочия федерального центра и вынуждены довольствоваться теми, что были им дарованы центром. Приоритет законодательной воли принадлежит федеральному центру, но не субъектам федерации.
Федеральный центр
сохраняет у себя право вмешательства
во внутренние дела субъекта федерации,
хотя на его территории существуют
легитимно избранные органы власти.
Можно назвать и другие свидетельства
незавершенности
В КНР иная ситуация:
единое государство по мере развития
рыночных отношений стало вводить
в практику отдельные элементы федерализма,
предоставив отдельным районам (свободным
экономическим зонам) исключительные
конституционные права и
Во-вторых, это проблемы создания надежной законодательной базы, призванной обеспечить нормальную повседневную экономическую деятельность всех субъектов хозяйственной жизни. Ее нельзя было создать раньше, так как не существовало экономических отношений многоукладного общества. Из-за медленной работы в законотворческой области Государственную Думу России часто и справедливо критикуют.
В КНР в силу существенно
большего времени, прошедшего после
начала реформ, создана солидная законодательная
база новых экономических отношений.
Главное для России, пожалуй, состоит
в другом - в том, как она создавалась
и продолжает развиваться. Заслуживает
самого пристального внимания постоянное
сочетание экспериментов с
В-третьих, проблемы стабилизации финансовой ситуации, предельного ограничения инфляционных процессов. Главное - государство должно, наконец, научиться и привыкнуть жить в соответствии со своими доходами. В этой области и в ^НР немало нерешенных проблем. Практика сдерживания и подавления инфляционных процессов за счет увеличения внутреннего долга, распространения разного рода денежных суррогатов, широко применяемые в России и КНР, имеет много отрицательных последствий.
В-четвертых, государство должно способствовать оживлению инвестиционной деятельности в стране. Это прежде всего и главным образом относится к России. В КНР приходится, наоборот, прибегать к мерам, тормозящим инвестиционную активность. В КНР гигантские трудовые ресурсы, абсолютные масштабы численности людей, нуждающихся в трудоустройстве, объективно требуют максимально возможных темпов роста, сдерживают темпы технико-технологического прогресса. В России подобной ситуации нет. Подъем и устойчивое развитие России возможны только на основе технико-технологического и управленческого прогресса. КНР превратилась в мощнейший экономический магнит, притягивающий отечественный и иностранный капитал благодаря необозримым возможностям развития трудоемкого производства, низкой цене рабочей силы, огромному внутреннему рынку. В России таким магнитом являются пока природные ресурсы и некоторые базовые отрасли промышленности. Однако, если следовать нынешним линиям его притяжения, стабильный подъем экономики обеспечить невозможно.
НЕОБХОДИМОСТЬ "ПРАВИЛ ИГРЫ"
Создание условий, необходимых для экономического подъема России, в принципе возможно. Но только в том случае, если изменится роль государства. Оно должно полностью осознать свою ответственность за состояние экономики в качестве не начальника, а регулировщика экономического движения, уповающего не на стихийное развитие рынка, а вводящего четкие правила его функционирования. Рынок нуждается в создание четких и непротиворечивых "правил игры". Их установить может только государство.
Информация о работе Сравнение экономических реформ в КНР и России