Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:25, доклад
Сравнивать исторические процессы, а экономические реформы являются именно таковыми, можно с различных точек зрения - исторической, политической, социологической и других, на основе их сочетания. Естественно, что избранный аспект и методы сравнения находятся в зависимости от цели исследования. В любом случав исследователь сталкивается с самой большой трудностью - с незавершенностью реформ и в России, и в КНР. Это оставляет возможность лишь сравнительного рассмотрения процесса, но не результатов реформ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ И КИТАЕ: ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ |
Сравнивать исторические
процессы, а экономические реформы
являются именно таковыми, можно с
различных точек зрения - исторической,
политической, социологической и
других, на основе их сочетания. Естественно,
что избранный аспект и методы
сравнения находятся в Преобразования еще далеки
от своего завершения и в России,
и в КНР, но некоторые наблюдатели
и сами реформаторы торопятся
дать категоричную оценку сделанного,
говоря о "провале" или "феноменальном
успехе". Совершенно неправомерны суждения
типа "реформы в России (Китае)
потерпели поражение (принесли успех)".
Той и другой стране приходится идти
неизведанными путями, вести непрерывный
поиск методов и механизмов для
радикального переустройства экономического
строя, постоянно изменять политические,
экономические, социальные и культурные
установки и параметры ДОМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ Что такое культурно-исторические
доминанты развития? Это базовые
параметры развития общества, сложившиеся
на протяжении веков и определившие
важнейшие стороны жизни Это не значит, что общество
и государство в своем О каких же доминантах идет речь? Их несколько. Назовем наиболее важные. Первая доминанта. В России и Китае государство является высшей общностью. Исторически во главе его стояли лидеры - цари, императоры, признанные вожди. Воля государства исполняется многочисленным полновластным чиновничеством, объединенным тесными вертикальными и горизонтальными связями. Чиновничество обеспечивает равномерное давление государства на всей территории страны. При всем этом верховенство государства отнюдь не сопровождалось закреплением господства закона в жизни общества и государства. Наоборот, Россия и Китай - страны с глубоко укоренившимися традициями беззакония, своеволия и неподсудности лиц, находящихся у власти. Вторая. Отдельный человек, семья, любая группа населения являются низшей частичкой высшей общности. Все стороны их существования на протяжении веков определялись и регламентировались государством в интересах государства. Третья. Государственная собственность является высшей ее формой. Все остальные формы на протяжении веков имели право на существование только в той мере и тогда, насколько и когда они способствовали наращиванию экономической и военной мощи государства. В результате частная собственность не стала значимым элементом в исторической памяти народов, фундаментом их культуры. Четвертая. Человеческая личность формировалась в условиях зависимости от власти, но не от собственности. На протяжении веков не собственность служила человеку, а человек служил собственности. Пятая. Товарно-денежные отношения никогда не определяли основ жизни народа. В КНР и сейчас значительная часть населения занята в натуральном хозяйстве. Заметно значение натурального хозяйства и в России, особенно сейчас, когда бартер стал едва ли не главным экономическим рычагом. Шестая. В России и Китае отсутствуют демократические традиции, нормы, институты участия человека в жизни общества и государства. На протяжении веков в странах господствовали отношения типа "государство - подданный". Исторический смысл реформ заключается в том, чтобы изменить культурно-исторические доминанты развития. Подобное изменение будет означать переход общества и государства как бы на иную траекторию исторического движения. В этом заключается революционная суть современных реформ в России и Китае. Ясно, однако, что сложившееся веками быстро изменить невозможно. Легко заметить, что буквально каждый шаг в реформировании общества и государства в обеих странах происходит под глубоким воздействием перечисленных культурно-исторических доминант. Достаточно указать на то, что организатором, вдохновителем, проводником реформ является государство, но не общество. Более того, государство постоянно стремится ограничить самодеятельность населения, действует в своих интересах, которые далеко не всегда совпадают с общественными. Культурно-исторические доминанты
проявляются в каждый данный период
подобно действию стихийных законов
природы. Поэтому влияние культурно- Действие этих двух групп
факторов можно проиллюстрировать
на двух примерах. Человек, идущий по коридору,
ограничен в своем продвижении
- стены, пол, потолок четко фиксируют
пределы его свободы, но человек
при этом волен выбирать направление
и темп своих шагов. Берега и течение
реки также определяют действия пловца
или гребца в лодке. На плёсе, разливах,
как в периоды сравнительно спокойных,
эволюционных периодов жизни страны,
пловцы и лодки обладают существенно
болышей свободой действий, чем на участках
с быстрым течением, на стремнине, которую
можно сравнить с периодом крутых изменений
в жизни общества и государства. Тогда
свобода действий объективно ограничивается,
хотя государство и общество часто воображают
совершенно противоположное: возможность
и способность радикально и быстро переустроить
общество. Поэтому суть анализа процесса
реформ сводится не к выявлению их результата,
а к уяснению последствий принимаемых
решений или предпринимаемых действий.
По существу культурно-исторические доминанты
определяют воспроизводство социальных
отношений, являются движущей силой восстановления
разрушенного, преодоления потенциальных
угроз существованию общества и государства,
силой сохранения их жизнеспособности.
В противном случае обществу и государству
грозит разрушение. СХОЖЕСТЬ И РАЗЛИЧИЯ Возникает вопрос: почему Россия
и Китай при стольких элементах
схожести совершенно не похожи друг на
друга? Дело заключается в том, что
при общности важнейших культурно- Во-первых, различно наполнение, содержание каждой из доминант. Достаточно сказать, что в России оно во многом определялось господством православия, в Китае - конфуцианства. Конфуцианство не являлось религией, ибо в нем никогда не было института церкви. «Есть еще одно коренное отличие конфуцианства от иудаизма, христианства или ислама, -пишет один из крупнейших исследователей и знатоков этого учения Л.С. Переломов, - Моисей, Христос и Мухаммед были передатчиками высшей воли, исходившей от Бога и Аллаха. Их Слово - Слово Божие, Слово Аллаха. Конфуций же сам творил Слово - то было Слово земного человека...». При всем том, что православное христианство и конфуцианство роднит духовное начало, доминирующее над материальным, они глубоко различны. Различия проявляются в христианском первообращении к совести и покаянию, а в конфуцианстве - к долгу и морально-этическим основам бытия. В результате то и другое - совершенно разные явления мировой культуры. Если к христианству еще приложимы категории идеализма и материализма, то конфуцианство вырывается за пределы этого черно-белого видения мира и являет собой пример иного морально-этического восприятия и отражения действительности. Идеальное и материальное сливаются, образуя своеобразное основание для нравственной оценки всего сущего. Во-вторых, различна мощь исторической памяти народов. Письменная история Китая насчитывает 40 веков. Несравненна по своей продолжительности и преемственность поколений. Потомки Конфуция, жившего в 551-479 годах до н.э., и в наши дни четко представляют себе развитие всех поколений после кончины Конфуция и более десяти до его рождения. Наличие родословной в семье - явление обычное и, можно сказать, непременное. Письменной истории России немногим более десяти веков. Семейная память редко выходит за рамки трех-пяти поколений. Да и понятия родства в наших странах различаются на порядок. В России родственниками редко считаются трех- и четвероюродные, в Китае родственники - это 10-20 ветвей семьи. Например, "16-я тетя" в Китае - это близкий родственник. Этим, в частности, объясняется живучесть кланов и сила кровно-родственных отношений. В-третьих, Россия и Китай разные по своей величине. В России население - около 150 миллионов человек, в КНР - свыше 1,2 миллиарда. Одно дело, когда исторический процесс протекает в малой стране, другое - в крупной, но совсем иное - в сверхкрупной державе. Россия и КНР - в этом отношении страны разных "весовых категорий": Китай несомненно является сверхкрупным государством. В-четвертых, каждая страна имеет свои неповторимые культурно-исторические доминанты развития. Например, неизгладимый отпечаток на развитие Китая накладывает диалектное разнообразие и иероглифическая письменность. Различия между диалектами китайского языка заметно больше, нежели, скажем, различия между русским, украинским и белорусским языками. Иероглифическая письменность обеспечивает связь между диалектами. Отказаться от нее пока не представляется возможным, а это обстоятельство требует от каждого грамотного человека таких усилий, какие не нужны в России и во многих других странах. Поэтому, в частности, в Китае столь трудно решается проблема всеобщей грамотности. В России проводное радиовещание в 20-30-х годах способствовало практически полному устранению диалектов русского языка из жизни российского общества. Развитие экономики довершило быструю унификацию русского языка на всем пространстве страны. Русский язык стал языком общения во всех регионах страны, за исключением национальных окраин. В Китае на большей части территории страны в повседневной жизни общества господствуют национальные языки разных этносов. Далее, в России давно сложилась всеобщая грамотность населения, несколько поколений получили полное среднее образование. В Китае доля неграмотных и малограмотных старше шести лет составляет почти 63 процента. В-пятых, Россия и Китай находятся на разных уровнях экономического и культурного развития. Россия пережила эпоху индустриализации. В стране сложилось городское общество. КНР находится на этапе индустриализации. Преобладающая часть населения проживает в сельской местности - там занято более 68 процентов всех работающих. Сельское население КНР в 5,7 раза больше всего населения России! В-шестых, России и КНР приходится решать не совсем одинаковые проблемы развития. Например, Россия из-за недостатка трудовых ресурсов уже на протяжении нескольких десятилетий вынуждена искать пути перехода на интенсивный путь развития. В КНР из-за гигантских резервов рабочей силы приходится выбирать пути оптимального сочетания экстенсивного и интенсивного путей развития. Только в сельской местности, по мнению китайских специалистов, из-за дефицита пахотных площадей от 100 до 200 миллионов человек не имеют постоянного источника доходов. Этот людской потенциал сопоставим с численностью всего населения России. В КНР существует немало
сторонников скорейшего перехода на
интенсивный путь развития. Их идеи
даже закреплены в партийно-государственных
документах, определяющих план девятой
пятилетки и концепцию Итак, если представленные выше
соображения о культурно- ЧЕРЕЗ НЕУДАЧИ, ПРОСЧЕТЫ И ОШИБКИ Сравнению реформ в России
и КНР посвящена довольно большая
литература. Ее содержание, естественно,
менялось в зависимости от переживаемого
нашими странами момента. К тому времени выяснилось,
что около трети населения
страны оказалось на грани выживания.
В города вернулись 20 миллионов выпускников
школ и бывших студентов, высланных
в начале 70-х годов в деревни,
сотни тысяч репрессированных членов
КПК, работников умственного труда.
Они вернулись к родным очагам,
полные чувства горечи за потерянные
годы, унижения, с жаждой мщения, но
и умудренные знанием жизни народа.
Необходимость поиска новых путей
развития была осознана подавляющей
массой политиков, пришедших к ощущению
бессмысленности и краха В России ничего подобного
не произошло. Процесс размежевания
политических сил только начался
в 1985 году. Гласность, а не жестокая
реальность десятилетий политической
борьбы, способствовала выявлению проблем
и противоречий развития, ускорила
процесс общественного Строго говоря, в КНР
в 1978-1984 годах произошли события,
достойные быть названными политической
революцией. Подавляющее большинство
исследователей явно недооценили их.
В те годы мощный подъем крестьянского
движения смел социалистические порядки
в деревне. Крестьянство, доведенное
до отчаяния своим бедственным положением,
объединенное идеалами уравнительного
распределения земли, заставило
КПК уступить своим требованиям.
После нескольких лет колебаний
Компартия Китая вынуждена была
согласиться и с уравнительным
распределением земли, осуществленным
крестьянством, и с ликвидацией
прежней системы коллективных хозяйств.
В стране были распущены "народные
коммуны" и их подразделения, являвшиеся
важным элементом политического
и экономического строя общества.
Были возрождены волостное административное
деление и волостные В России путь к экономическим
реформам открылся только в 1991 году. Первичное
размежевание политических сил произошло
в августе 1991 года. В специфической
обстановке провала августовского
путча КПСС была сметена с политической
арены, но одновременно распался Советский
Союз. Реформаторское крыло заняло
господствующее положение в высшем
руководстве страной, но на местах прежняя
политическая элита сохранила свои
позиции. Руководству России пришлось
действовать в совершенно новых
государственных и В январе 1992 года в России началась экономическая реформа. Началась не потому, что она была подготовлена, а потому, что экономически иного пути уже не существовало. |
БОЛЕЕ РЫНОЧНАЯ СТРАНА
Старт экономических
реформ обычно Связывают с именем
Е. Гайдара и "шоковой терапией".
Не будем обсуждать роль Е. Гайдара
и детали "шоковой терапии",
разбирать существующие оценки как
действий, так и последствий
В этой связи нельзя
не заметить, что в КНР не совсем
правильно поняли и расценили
смысл и результаты "шоковой
терапии" в России. Ее до последнего
времени китайские аналитики
в большинстве своем
Во-первых, экономическая роль государства, резко сузившаяся в 80-е годы, была сокращена еще более. Фактически государственная система непосредственного управления экономикой рухнула до 1992 года. После 1992 года решена (хорошо или плохо - это другой вопрос) проблема отделения органов власти от предприятий. Органы власти в России не управляют более предприятиями прямо и непосредственно. Над решением этой задачи китайские ученые и практики бьются с 1984 года, оно не найдено и доныне. Эксперименты в этой области намечено проводить еще ряд лет. Управляемость экономикой в КНР со стороны государства несравненно выше, чем в России, но это обстоятельство отнюдь не является препятствием для образования разного рода диспропорций в народном хозяйстве, ослабления макро- и микрорегулирования, расхищения государственной собственности и роста коррупции, не способствовало оно и повышению экономической эффективности производства в государственном секторе.
Во-вторых, в России осуществлено крупное по масштабам разгосударствление. Прошли "малая" (магазинов, кафе, столовых и других небольших хозяйственных организаций) и первый этап "большой" (заводов, фабрик, горнорудных и иных крупных и средних предприятий) приватизации. Этот процесс охватил почти 118,8 тысячи предприятий, в том числе в 1991-1992 годах 48,3 тысячи, в 1993 - 40,5, в 1994 - 23,8 и в 1995 году -6,2 тысячи предприятий, или 56,7 процента общего их количества^. В целом по России на 1 января 1996 года приватизировано 84,3 процента объектов "малой" приватизации, в том числе 46,2 процента объектов торговли, 11,8- общественного питания, 26,3 - объектов бытового обслуживания населения.
Из общего количества
приватизированных предприятий
за 1991-1995 годы 23,1 процента находились в
федеральной собственности, 12,5-в
собственности субъектов
Слово "приватизация" в русском языке применяется в более широком смысле, чем в китайском - "сы-юхуа", означающем только собственность частных лиц. Приватизация по-русски может охватывать и создание товариществ и обществ с ограниченной ответственностью, и акционерных компаний открытого и закрытого типа. Характерно, что средства населения сравнительно мало участвуют в процессе приватизации. Если из общего количества принятых заявок на всероссийских и межрегиональных специализированных аукционах на приобретение акций около 11 процентов пришлось на долю юридических лиц, 87,6 процента - физических лиц и 1,7- нерезидентов, то по сумме поступивших денежных средств в результате торгов их удельный вес составил соответственно 65,5; 12,4 и 22 процента.
В китайском же языке используются самостоятельные понятия "коллективная" и "акционерная" собственность и говорится о "коллективизации" и "акционеризации". Приватизация в КНР объявлена явлением негативным, но создание коллективной и акционерной форм собственности признается позитивным. Поэтому прямой перевод с русского на китайский создает у читателя неправильное впечатление о реальном содержании происходящего в России процесса. Крупные предприятия в России не стали частной собственностью в полном смысле этих слов. Подавляющее их большинство стали открытыми или закрытыми акционерными компаниями, то есть предприятиями, официально принадлежащими группе учредителей, но не отдельному человеку.
Аналогичный процесс происходит и в КНР, хотя государственный сектор продолжает играть ведущую роль. В России на долю государственной собственности в промышленности приходится, по разным подсчетам, намного меньше 50 процентов. В торговле и в сфере обслуживания эта доля является совсем незначительной. Главная проблема заключается в устранении допущенных просчетов и недостатков, в отработке методов дальнейшей приватизации. В КНР также идет поиск конкретных ее форм и методов. До последнего времени развитие шло за счет не столько реформирования государственной собственности, сколько увеличения количества смешанных и частных ее форм. При этом, как и в России, происходит гигантское расхищение государственного достояния, воровство и коррупция на почве своекорыстного обмена власти на собственность и т.п. И в этой области проблемы России и КНР аналогичны, российская действительность, может быть, лишь более рельефно и масштабно обозначила трудности процесса разгосударствления.
В-третьих, в России практически все предприятия и хозяйственные организации оказались сразу и полностью поставленными в рыночные условия хозяйствования. Планы предприятий, их экономические связи, цены на продукцию - то есть практически все внешние и внутренние условия хозяйствования стали определяться рынком. Примерно 95 процентов цен являются абсолютно рыночными. В Китае государственное ценообразование сохраняется на узловые виды промышленной продукции и основные продукты сельского хозяйства, продолжает действовать, хотя и на суженной базе, государственное материально-техническое снабжение. Вместе с тем, Россия и КНР не смогли пока решить задачу выработки государством действенной антимонопольной политики, экономических методов воздействия на рыночное ценообразование, особенно в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте.
Характерной особенностью российских рыночных структур является их двойственность. С одной стороны, они осуществляют свою деятельность в специфических условиях бывшей плановой экономики с ее централизованным распределением всех видов ресурсов, выдачей плановых кредитов, налоговых и прочих льгот, а с другой - в условиях рыночной экономики с ее реально действующими товарно-денежными отношениями. В КНР эта двойственность выражена еще более четко и масштабно.
В России ситуация на рынке определяется сосуществованием нарождающегося и пока еще слабого конкурентного капитала, способного работать без государственного протекционизма, чиновничьей опеки, специальных постановлений, налоговых и прочих льгот, с одной стороны, и неконкурентного капитала, паразитирующего на политической ситуации, государственной собственности, государственном вмешательстве в экономику, на связях с чиновничеством, с другой. В КНР эта ситуация выражена несравненно более ярко и усиливается противостоянием частного и государственного капитала, противоборством отраслевых, региональных политических и хозяйственных элит.
В-четвертых, в России возник и получил быстрое развитие негосударственный финансовый сектор. Коммерческие банки и иные финансовые институты акционерного и частного характера заняли важные позиции в экономике. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 года. В 1991 году их количество достигло 1300, на 1 января 1993 года - 1713, соответственно на ту же дату в 1994 году-2019 с 4539 филиалами. Они начинают постепенно завоевывать доверие населения. Если на 1 января 1993 года им доверили свои деньги 9,6 процента всех вкладчиков, то через год - 38,7 процента. Появились товарно-сырьевые биржи, фондовый рынок, рынок капиталов и другие.
В КНР коммерциализация
банковской системы - задача будущего.
Государственные банки
В-пятых, в России скачкообразно развился частный сектор, прежде всего в торговле и сфере услуг, где он занял господствующие позиции. В КНР частный сектор получил значительное развитие, и также прежде всего, в торговле и сфере услуг. При этом господствующие позиции в них продолжает занимать государственный сектор. Вместе с тем, в КНР получили большое развитие предприятия смешанных форм собственности (государственно-коллективные, разного рода коллективные и коллективно-частные предприятия, предприятия с китайским и иностранным капиталом), в том числе акционерные, а также предприятия иностранного капитала, функционирующие в "чисто" рыночных условиях. Общая численность их персонала возросла с 437 тысяч человек в 1985 году до 7,47 миллиона в 1994 году. Кроме того, в городах и поселках число занятых увеличилось за те же годы с 4,5 почти до 15,6 миллиона человек. Эти две группы городских трудящихся в сумме меньше числа работников аналогичных секторов в России, хотя численность экономически активного несельскохозяйственного населения намного больше, чем в России. В России численность рабочих и служащих в негосударственном секторе, на совместных предприятиях и предприятиях смешанных форм увеличилась с 12,5 миллиона в 1990 году до 45,8 миллиона человек в 1993 году.
В-шестых, принципиально изменилась степень открытости экономики России. Россия более открыта внешнему миру, нежели КНР, в стране меньше, чем в КНР, структур, занимающихся регулированием внешнеэкономических и культурных связей. В результате в Россию хлынул поток товаров из самых разных стран, в том числе из Китая. В стране стихийно возникла невидимая, но вполне осязаемая планка конкурентоспособности для отечественных товаропроизводителей. Каждое предприятие получило, по сути, сводные чисто рыночные ориентиры для своего развития, состоящие из показателей качества, внешнего оформления, упаковки, цен и оказалось перед дилеммой: либо выйти на уровень зарубежных аналогов и превзойти их, либо погибнуть.
В КНР существует
несколько иная ситуация: отечественные
производители ограждены от массивного
импорта, они в своем большинстве
не сталкиваются с конкуренцией товаров
других государств, а это предопределяет
низкое качество слишком большого количества
отечественных видов продукции.
При этом в КНР развернулась конкуренция
между отечественными предприятиями
и предприятиями с китайско-
БЕСПЛАТНЫЙ ГИГАНТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
То, что обобщенно
называется часто "шоковой терапией",
обеспечило скачок России от одного к
качественно иному состоянию
экономического строя. По сути, глубокие
перемены в жизни как бы свидетельствовали
о намерении части общества одним
махом разрушить сложившиеся
в прошлом культурно-
Выход из создавшегося
положения ни в России, ни в КНР
не найден. Видимо, необходим достаточно
продолжительный период для устранения
элементов несовместимости
Ныне можно с полным основанием сказать, что все проблемы и противоречия реформирования, выявившиеся в России, сродни китайским и наоборот. Россия - это гигантский эксперимент реформирования, бесплатный для КНР. Соответственно, КНР - еще более масштабный эксперимент, бесплатный для России. Проблемы, пути, формы и методы разгосударствления, акционирования, приватизации, создания фондового и иных рынков, макро- и микрорегулирования, как и многие другие, в России и КНР на данный момент аналогичны. Возникло гигантское творческое пространство, на котором идет активный поиск оптимального реформирования, происходит накопление коллективного исторического опыта. Успех будет способствовать тому, кто займется изучением и осмыслением опыта соседа и обогащением на этой основе собственной деятельности.
Информация о работе Сравнение экономических реформ в КНР и России