Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:29, реферат
Целью курсовой работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельность советского государства и органы управления экономикой;
– охарактеризовать основные положения Конституции 1918 года;
– сущность идеологии Советской власти.
Введение
1. Создание Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции
1.1 Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Высшие органы власти
1.3 Учредительное собрание
2. Деятельность Советского государства в области экономики
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством
2.2 Управление сельским хозяйством и заготовками продовольствия
2.3 Военный коммунизм
2.4 Национализация промышленности
3. Конституция РСФСР 1918 года
4. Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.
Конституция наметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма.
4.
Государственная
идеология на начальном
этапе становления
Советской власти
Продолжая, в
новом обличье, путь развития Российской
государственности, Советская власть
строила государство
Как государство традиционного общества, Советское государство было в существенной мере идеократическим. Это значит, что сила этого государства, его здоровье и само существование в огромной степени определялись жизненностью идеологии, ее восприятием в массовом сознании. Ключевыми идеями, воспринятыми советской идеологией из марксизма, были следующие: справедливость (уничтожение эксплуатации человека человеком), всеединство («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), нестяжательство («каждому – по труду»), возврат к истокам, к братству в общине (коммунизм), построение светлого Царства счастья и воли (прогресс, неисчерпаемые силы науки, ликвидация государства). Понятия и термины марксизма наполнялись при этом своим, часто существенно иным, смыслом.
Советская идеология, в отличие от буржуазно-либеральной, с которой она конкурировала, была эсхатологичной. Она была направлена к идеалу, к «светлому будущему», к завершению цикла истории. Мессианская вера обращалась к пролетариату, который воплотит мечту, а государство было формой сплочения людей на этом пути. В этой идеологии человек представал как изначально, по природе своей, доброе, тяготеющее к братству существо, лишь испорченное несправедливыми общественными условиями.
Напротив, буржуазно-либеральная идеология (в том числе в ее социал-демократической версии) не имеет образа «светлого будущего» – движение все, цель ничто. Она утверждает, что общество идет от изначального зла, что человек по природе своей – эгоист, захватчик и эксплуататор. Лишь государство и право вводят в рамки закона естественную для человека войну против ближнего.
Это различие важно потому, что многое объясняет в поведении государства. Когда государство легитимирует себя через обязательство строить «светлое будущее», все тяготы и неурядицы реальной жизни выглядят результатом дефектов и ошибок в работе государства («система виновата»). Тем более нестерпимыми представляются дефекты самого государства (злоупотребления, коррупция и т.п.) – они в общественном сознании вырастают до уровня измены. Образу либерального государства наличие в обществе несправедливости, бедности, преступности и т.д. нисколько не вредит, ибо это – следствие естественного порядка вещей. Из его идеологии следует лишь, что без этого государства было бы еще хуже. Даже дефекты самого государства не подрывают его образ, т. к. чиновники тоже люди и по природе своей порочны.
Рассмотрим главные элементы (символы, образы, метафоры) советской государственной идеологии на первом этапе.
Главной обобщенной, не разлагаемой на компоненты ценностью был образ Революции. Он был сакрализован (обладал святостью) и потому не требовал рационального обоснования. Революция была представлена в идеологии как избавление, как возвращение на путь, ведущий к утраченному раю. Все, что можно было ассоциировать с контрреволюцией, подвергалось осуждению или даже уничтожению без необходимости доказывать его вредоносный характер[15].
С понятием революции связывались важнейшие идеалы русского крестьянства (прежде всего, земля и воля). Включив в себя в качестве основной ценности революцию, государственная идеология создала определенные трудности для самого же государства, т. к. эта ценность в массовом сознании в большой степени воспринималась как анархическая, антигосударственная. Поэтому уж на первом этапе (в 1918 г.) в идеологии все с большей настойчивостью звучит тема дисциплины, организованности, разумности. Идеологические документы низового звена государства того времени (воззваний, постановлений местных Советов и комитетов) отражают замечательное диалектическое единство двух противоположных начал.
На уровне теоретиков (прежде всего, в работах В.И. Ленина) в понимании революции разрабатывается сложная диалектика конечной цели (общество без государства) и переходного периода (построения и укрепления государства). Поставив перед Октябрем в работе «Государство и революция» задачу слома старой государственной машины, В.И. Ленин после Октября, уже как председатель правительства, с тревогой убедился, что «машина» разрушена до большевиков и стране грозит катастрофа. И в идеологии был сделан удивительно быстрый и принципиальный поворот – она становится государственной и даже державной. По этому вопросу В.И. Ленин ведет резкие споры с рядом других лидеров (например, с Н.И. Бухариным).
Вторым ключевым понятием советской идеологии была диктатура пролетариата. Термин этот, введенный Марксом в 1852 г., не был достаточно разработан, в России он употреблялся как метафора, без придания ему конституционного значения. Его эмоциональная окраска менялась в зависимости от обстановки. Сразу после Октября диктатура пролетариата (в союзе с крестьянством) понималась как власть абсолютного большинства, которая сможет поэтому обойтись без насилия – с таким основанием отпускались под честное слово юнкера и мятежные генералы. По мере обострения обстановки упор делался на слове диктатура, и метафора использовалась для оправдания насилия.
Главное, что в советской идеологии это понятие не имело классового смысла (независимо от классовой риторики). К неклассовому пониманию «диктатуры пролетариата» крестьяне были подготовлены самой их культурой. Она воспринималась как диктатура тех, кому нечего терять, кроме цепей – тех, кому не страшно постоять за правду. Пролетариат был новым воплощением народа, несущим избавление – общество без классов.
Таким образом,
советская государственная
Заключение
В 20-е годы советская
дипломатическая деятельность происходила
в условиях, когда Советский союз
играл на реально существующих противоречиях
между великими державами, всеми
способами стремясь избегать конфликтов
и провокаций, поскольку страна переживала
период глубочайших экономических
и социальных потрясений и была ими
на какое-то время ослаблена. Поэтому
одновременно с преимущественным развитием
отношений с Германией
Таким образом,
России удалось пережить катастрофу
революции, собрать свои земли и
народы, восстановить хозяйство и
за десять лет сделать рывок в
экономическом и научно-
Большевики не просто послужили организационной основой для выработки нового национального проекта России и подготовительной работы по сборке советского народа. Они провели мировоззренческий синтез представлений крестьянского общинного коммунизма с марксисткой идеей модернизации и развития – но по некапиталистическому пути.
Список использованных источников и литературы
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. «История России» (учебник) // А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М.: «Мангрув». – 2004 г. – 342 с.
2. Зиновьева В.И. «Отечественная история» (учебное пособие) // В.И. Зиновьева. – Томск 2003 г. – 264 с.
3. Леванов Б.А., Чунаков А.В. «История России». Курс лекций: Учебное пособие. // Б.А. Леванов, А.В. Чунаков. – М.: «Проспект». 2002 г. – 356 с.
4. Лельчук В.С. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. // В.С. Лельчукю. – М.: «Пересвет 2». – 1984 г. – 251 с.
5. Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие // Н.В. Михайлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002 г. – 281 с.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. «История России» (учебник) // А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: «Проспект». – 2004 г. – 429 с.
7. Павлов Б.В. Становление контроля партийной номенклатуры над правоохранительной системой в 1921–1925 годах // Б.В. Павлов. – М.: Вопросы истории. – 2004. – №1. – 102 с.
8. Потапчук И.В., Овсянников А.А. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. // И.В. Потапчук, А.А. Овсянников – Тула: «Пересвет», 1995 г. – 640 с.