Создание Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:29, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельность советского государства и органы управления экономикой;
– охарактеризовать основные положения Конституции 1918 года;
– сущность идеологии Советской власти.

Оглавление

Введение
1. Создание Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции
1.1 Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Высшие органы власти
1.3 Учредительное собрание
2. Деятельность Советского государства в области экономики
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством
2.2 Управление сельским хозяйством и заготовками продовольствия
2.3 Военный коммунизм
2.4 Национализация промышленности
3. Конституция РСФСР 1918 года
4. Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.96 Кб (Скачать)

Правительство возглавил В.И. Ленин, наркомом по иностранным делам стал Л.Д. Бронштейн (Троцкий), наркомом по внутренним делам А.И. Рыков, председателем комиссариата по делам национальностей И.В. Джугашвили (Сталин). Создание аппарата наркоматов сильно осложнялось массовым саботажем чиновников прежних министерств и отсутствием кадров. С декабря 1917 г. для решения мелких вопросов с целью разгрузить СНК созывалось совещание заместителей наркомов, которое впоследствии именовалось Малым Совнаркомом (его предшественником была т.н. «вермишельная комиссия», которая занималась текучкой).

4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.  

1.3 Учредительное собрание  

27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок, 12 ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще до революции. Например, разделившиеся на две партии с разным отношением к Советской власти левые и правые эсеры шли одним списком, как эсеры. Историки, в том числе буржуазные, признают, что соотношение числа депутатов правых эсеров (370) и левых эсеров (40) было случайным и не отражало позиции крестьянства к этим уже двум разным партиям. Среди делегатов крестьянских съездов, на которые правые и левые эсеры избирались уже по отдельным спискам, преобладали левые эсеры. А на выборах в Советы в городах эсеры уступали даже кадетам.

Отношение к  Учредительному собранию было вопросом принципиальным, поскольку оно было органом, который по типу своему соответствовал буржуазно-либеральному пути развития революции. 13 декабря 1917 г. были опубликованы «Тезисы об Учредительном собрании» – важнейшая после Апрельских тезисов работа В.И. Ленина о государственном строительстве в русской революции. В ней говорилось, что возможность сосуществования двух типов государственности исчерпана, поскольку крестьянство и армия определенно перешли на сторону Советской власти, а буржуазные силы начали с ней вооруженную борьбу (восстание Каледина, действия буржуазных режимов на Украине, в Белоруссии, в Финляндии и на Кавказе). Поэтому вопрос об отношении к Учредительному собранию не является юридическим. Оно может быть включено в государственное строительство лишь при условии признания им Советской власти. Являясь вершиной демократии в ходе буржуазной революции, Учредительное собрание «опоздало».

В приводимых историками данных о количестве голосов, поданных на выборах за те или иные партии, есть расхождения. Видимо, в выборах  участвовало около 44 млн. избирателей. Было избрано 715 депутатов (по другим данным 703). За эсеров, меньшевиков, различные  национальные партии проголосовало около 60%. За большевиков около 25%. За кадетов и другие правые партии около 15%.

Таким образом, партии с принципиально буржуазной программой получили около 15% тех, кто  принял участие в выборах, партии с разными социалистическими  программами – 85%. Конфликт, который  возник в связи с Учредительным  собранием – это конфликт между  социалистами, и прежде всего, между  двумя революционными партиями социалистов, большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры 410). Чернов с места председателя даже декларировал «волю к социализму». Это важно подчеркнуть, т. к. в годы перестройки пресса внедрила в общественном сознание представление, будто речь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развития России. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были более умеренной партией, нежели эсеры. Передача власти Учредительному собранию (рассмотренная как умозрительный вариант) означала бы не возникновение дееспособной буржуазной государственности, а продолжение «керенщины».

Накануне созыва Учредительного собрания, 3 января 1918 г. ВЦИК принял постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти», где говорилось, что вся власть принадлежит Советам и советским учреждениям и поэтому всякая попытка присвоить функции государственной власти будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы.

Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. в Петрограде, в Таврическом дворце. Присутствовало около 410 депутатов при кворуме 400. Председателем был избран правый эсер В.М. Чернов (бывший министр Временного правительства). Председатель ВЦИК Я.М. Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и предложил собранию принять ее, т.е. признать Советскую власть и ее важнейшие декреты: о мире, земле и т.д. Левые эсеры также призвали собрание принять Декларацию и передать власть Советам.

Учредительное собрание Декларацию отвергло (237 голосов  против 138). После этого большевики и левые эсеры покинули собрание. Собрание, уже не имея кворума, приняло  постановление о том, что верховная  власть в стране принадлежит ему. В пятом часу утра командовавший  охраной анархист матрос А.Г. Железняков предложил В.М. Чернову прекратить работу собрания, заявив: «Караул устал». В 4.40 Учредительное собрание прекратило свою деятельность. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске Учредительного собрания». Расстреливать Таврический дворец не пришлось, его двери просто заперли. Отказ правых эсеров от сотрудничества с Советской властью направил события в худший коридор. Компромисс, по мнению В.И. Ленина, предотвратил бы гражданскую войну.

Учредительное собрание как альтернатива Советам  в тех исторических условиях было нежизнеспособно. Оно не имело социальной базы, которая могла бы оказать  ему поддержку, хотя эсеры вели работу в войсках и на заводах. Судя по воспоминаниям очевидцев, роспуск  Учредительного собрания в тот момент не привлек большого внимания (он стал важной темой в антисоветской  идеологической кампании недавнего  времени).

Красноречива  дальнейшая судьба депутатов. Часть  из них, создав нелегальный «Межфракционный  совет Учредительного собрания», летом 1918 г. образовала на Волге и Урале, где Советская власть была ликвидирована белочехами, антисоветские правительства (Комуч, Временное сибирское правительство, затем Директория, объявленная всероссийской властью). После прихода к власти Колчака часть депутатов – «учредиловцев» была выслана за границу, другая часть арестована. 23 декабря они были расстреляны в Омске по приказу Колчака.

10 января 1918 г. собрался III Вcероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который выглядел как преемник Учредительного собрания. 13 января начал работу III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. Эти съезды объединились, и таким образом в стране возник единый высший орган власти. Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания, а также решил снять в наименовании Советского правительства слово: «временное».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Деятельность Советского  государства в  области экономики

2.1 Центральные органы  управления народным  хозяйством

Объединение усилий в борьбе с разрухой потребовало  создания специальных органов управления. В декрете II Съезда Советов о создании правительства было предусмотрено  образование ряда экономических  наркоматов. Вскоре, однако, стало ясно, что необходим единый центральный  экономический орган. В основу его  была положена идея централизации управления хозяйством по отраслям и участие  трудящихся в управлении через фабзавкомы.

Декретом ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. был учрежден Высший совет народного хозяйства при СНК с очень широкими функциями и полномочиями. Он должен был вырабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных учреждений. ВСНХ направлял работу экономических отделов местных Советов. Все законопроекты и крупные мероприятия по регулированию народного хозяйства в целом вносились в СНК через ВCHX. Ему предоставлялись большие права и в оперативном управлениии (например, право конфискации, реквизиции и секвестра). ВСНХ активно участвовал в организации строительства, транспорта, торговли и финансов, но главное место всегда занимали проблемы промышленности.

Руководящими  органами ВСНХ были Пленум, Бюро и Президиум. Пленум (около 70 человек) собирался  не реже 1 раза в месяц и состоял  из представителей ВЦИК, наркоматов, профсоюзов, местных СНХ, кооперации. Бюро (до 15 человек) координировало текущую работу секций и отделов по управлению отдельными областями народного хозяйства. Президиум (9 человек) играл ключевую роль, избирался на съездах совнархозов  и руководил работой ВСНХ.

По мере национализации промышленности ВСНХ все больше освобождался от функций регулирования всего  народного хозяйства, сосредоточиваясь на управлении промышленностью. В годы гражданской войны резко повысилась роль главных управлений ВСНX по управлению промышленностью (главков). Самостоятельность предприятий была сведена к нулю, все вопросы решали главки ВСНХ. Эта чрезвычайная система управления промышленностью получила наименование «главкизм».

Когда полномасштабная  гражданская война стала фактом, 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил страну военным лагерем. Декретом от 30 ноября 1918 г. создавался Совет рабочей и крестьянской обороны (в 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, СТО), которому была дана вся полнота власти в области обороны. Возглавил его председатель СНК В.И. Ленин. СТО осуществлял руководство военными операциями, ведал вопросами комплектования и снабжения вооруженных сил посылал на места чрезвычайных уполномоченных. Его постановления были обязательны для всех организаций, учреждений и граждан. ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать постановления и решения СТО.  

2.2 Управление сельским  хозяйством и заготовками  продовольствия  

Великая Октябрьская  социалистическая революция внесла большие изменения в главный  сектор экономики – сельское хозяйство. По «Декрету о земле» помещичья собственность  на землю отменялась немедленно без  всякого выкупа.

Декрет о земле  исходил из «Крестьянского наказа о  земле», составленного на основании 242 местных крестьянских наказов  редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов» (опубликован 19 августа 1917 г.). Его главные положения таковы: право частной собственности на землю отменяется навсегда, земля не может быть продаваема, покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. Все недра, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин. Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, питомники, оранжереи и т.д. не подлежат разделу и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Право пользования землей получают все граждане без различия пола, желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не допускается. Устанавливается уравнительное землепользование. Земля распределяется между трудящимися по трудовой или потребительской норме.

В результате крестьянство получило более 150 млн. га земли, освобождалось  от огромных арендных платежей и от расходов на приобретение земли в  дальнейшем, а также от большого долга Крестьянскому поземельному банку. Крестьянам был передан помещичий  сельскохозяйственный инвентарь.

Декретом II Всероссийского съезда Советов был образован  Наркомат земледелия. На местах распоряжение земельными угодьями и распределение  земли между крестьянами возлагалось  на местные Советы. Наркомзем вырабатывал принципиальные основы аграрной политики, руководил земельными отношениями, занимался организацией агрономической, ветеринарной и т.п. помощи крестьянству. В его ведение были переданы бывшие имения, на базе которых позднее начали создавать совхозы.

Также был создан Наркомат продовольствия. В стране был острейший продовольственный  кризис, он обострялся тем, что продкомитетами в центре и на местах руководили меньшевики и эсеры, которые организовали саботаж решений Советской власти. В январе 1918 г. был созван Всероссийский продовольственный съезд, который решил ввести хлебную монополию, нормы распределения предметов ширпотреба и т.д.

Наркомпрод стал единственным органом заготовок и снабжения населения продуктами и промтоварами. Ему подчинялись местные органы. Цены устанавливал ВСНХ совместно с Наркомпродом. Все продовольственное дело в стране было строго централизовано. Наркомпрод широко вовлекал в свой аппарат рабочих и бедноту. В 1918 г. все пустующие земли были переданы Наркомзему для государственного засева. Для его организации привлекалось городское население.

2.3 Военный коммунизм  

Отдельным важным этапом в экономической и социальной политике Советского государства был  военный коммунизм. Он был даже больше, чем политикой, на время он стал образом  жизни и образом мышления –  это был особый, чрезвычайный период жизни общества в целом. Поскольку он пришелся на этап становления Советского государства, на его «младенческий возраст», он не мог не оказать большого влияния на всю последующую его историю, стал частью той «матрицы», на которой воспроизводился советский строй. Сегодня мы можем понять суть этого периода, освободившись от мифов как официальной советской истории, так и вульгарного антисоветизма.

Главные признаки военного коммунизма – перенос центра тяжести экономической политики с производства на распределение. Это  происходит, когда спад производства достигает такого критического уровня, что главным для выживания  общества становится распределение  того, что имеется в наличии. Поскольку  жизненные ресурсы при этом пополняются  в малой степени, возникает их резкая нехватка, и при распределении  через свободный рынок их цены подскочили бы так высоко, что самые  необходимые для жизни продукты стали бы недоступны для большой  части населения. Поэтому вводится нерыночное уравнительное распределение.

Информация о работе Создание Советского государства